«Проектная деятельность на занятиях в объединении «Юный биолог»
Слово «проект» в педагогике происходит от итальянского глагола, что значит «разрабатывать», «планировать».
Таковым образом, проектный способ значит путь, которым идут обучающиеся и педагоги, ежели они желают обучиться чему-то. С поддержкой проектного метода можно:
- способствовать скорее толерантности, сотрудничеству, коллективному созидательному творчеству, чем конкурирующему поведению,
- воспринимать во внимание настоящие происшествия и ситуации,
- ориентироваться на собственные возможности обучающихся, с целью их рационального развития,
- предусматривать индивидуальные потребности обучающихся,
- усилить мотивацию для достижения целей обучения,
- сделать связующие звенья между отдельными предметами.
Проектный способ – это путь, на котором обучающиеся сами создают реальность. Вследствие этого эта тема также актуальна тем, что ребята много лет на занятиях, как правило, действуют под руководством педагога, ну а в последнее время они начинают сами сформировывать и развивать обучающую обстановку. Они пробуют себя во всевозможных видах работы и характеризуют собственные предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром педагога. При проектном способе преподавания педагог со временем уходит в тень, вмешивается, в случае если есть потребность, показывает выдержку.
Главные требования проектного метода:
- самостоятельность обучающихся,
- активизация различных форм самовыражения,
Метод проектов – это деятельность, связанная с непрерывными пробами вне стен школы, в окружающей социальной действительности.
Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и разрешает собственные проблемы. Результат деятельности для обучающихся – конкретный продукт деятельности.
Цель своей работы над темой самообразования:
- изучение технологии метода проектов, возможности его применения на занятиях.
Задачи:
- изучение литературы по данной теме,
- разработка занятий с методами проектов,
- выбор темы проектов и предложение их обучающимся,
- применение метода проектов на занятиях,
- участие в конкурсах проектов, защита проектов
- повысить мотивацию обучающихся к самостоятельному научному поиску, способствовать формированию у обучающихся исследовательских навыков.
- По данной теме очень много материалов размещены в Интернете, опубликованы в журналах «Биология в школе», «Первое сентября. Биология».
- Метод проектов дает возможность организовать эту деятельность в интересной для обучающихся в форме, и тогда практические занятия становятся увлекательными и целенаправленными, освоение новой информации — осмысленным, а работа обучающихся — познавательно мотивированной.
- Любая самостоятельно выполненная творческая работа может считаться проектной, ибо она направлена, в первую очередь, на развитие творческого потенциала ребенка, на приобретение им исследовательских умений и навыков, которые могут пригодиться ему в его дальнейшей взрослой жизни.
- Можно достичь высоких результатов, используя в своей работе передовые технологии обучения, среди кокторых на первом месте стоит проектная деятельность, затем модульное обучение, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Рекомендации
Этапы работы обучающихся над проектом
(для педагога)
1. Введение в проектную деятельность (создание положительной мотивации к работе через постановку интересной и близкой обучающимся проблемы, создание проблемной ситуации).
2. Определение и утверждение тематики проектов.
3. Составление графика работы над проектом.
4. Подбор и анализ литературных источников и других материалов.
5. Контроль и анализ процесса выполнения проекта (групповые и индивидуальные консультации).
6. Контроль над оформлением проекта.
7. Организация и проведение предзащиты проекта.
8. Контроль за доработкой проекта.
9. Защита проекта и подведение итогов работы по проекту.
Содержание работы обучающихся над проектом
(для обучающихся)
1. Получает от руководителя информацию о проектной деятельности (требования, план выполнения проектной работы).
2. Выбирает тему проекта, согласовывает ее утверждение с учителем.
3. Составляет график работы над проектом.
4. Подбирает и изучает необходимую литературу.
5. Обсуждает с различными специалистами (педагогом) ход выполнения проекта, сроки промежуточных консультаций.
6. Работает по теме проекта.
7. Оформляет предварительные результаты проекта.
8. Предварительно защищает проект в группе.
9. Дорабатывает проект с учетом предложений участников группы и педагога.
10. Защищает проект и обсуждает результаты своей работы.
Критерии оценивания выполненных проектов
1. Аргументированность выбора темы проекта, обоснование потребности в его разработке, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
2. Объем и полнота разработки проекта, качество выполнения принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к его восприятию другими людьми.
3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов.
4. Уровень творчества, оригинальность темы проекта, подходов, найденных решений.
5. Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям; качество схем, рисунков, фотографий, таблиц.