Перед всеми участниками проекта Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит универсальные учебные действия, которые должны быть направлены на:
- формирование у обучающихся основ культуры проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и межпредметного учебного проекта;
- формирование компетенций и компетентностей в проектной деятельности;
- формирование навыков участия в проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции);
- овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной проектной деятельности;
- организацию основных направлений проектной деятельности обучающихся (прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений; планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе. Именно последние 2 года я и стараюсь развить в своих учащихся стремление учиться САМОСТОЯТЕЛЬНО пользоваться своим умом, САМОСТОЯТЕЛЬНОнаходить вопросы-задачи-проблемы и САМОСТОЯТЕЛЬНО их решать, умение видеть в каждом школьном предмете возможности для предвидения, прогнозирования и САМОСТОЯТЕЛЬНОГО проектирования НОВОГО продукта.
Для этого я применяю рефлексивные умения:
осмысливать задачу, отвечать на вопросы: «Чему надо научиться для решения поставленной задачи?» «Что надо сделать… Как сделать…?»
использовать навыки сотрудничества; взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе.
Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистического умения, использования средств наглядности при выступлении и т.д. – все эти умения развиваются у детей в проектной деятельности.
Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Корень, источник доброты в созидании, творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности».
Одна из тенденций современного народного образования носит характер системной обработки информации, поэтому я в своей работе комплекс мероприятий объединяю в проект, соответствующий одной теме и своим задачам обучения и воспитания. Проект организовываю в рамках одного предмета, например, окружающий мир - монопроект «Родословная» или объединяю несколько предметов, например, русский язык, литературное чтение и окружающий мир «Моей семьи война коснулась», тем самым осуществляется метапредметная связь.
В своей работе я использую универсальные проекты, которые включаю в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления.
Так же применяю комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий.
К представлениям отношу:
Концерты, устные журналы, викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналогии телевизионных игр).
К изготовляемым изделиям отношу:
Тематические выставки рисунков, поделок, выпуск газет, журналов
(информационные проекты), макеты, игрушки.
Я считаю, что проектный метод имеет несколько достоинств: высокая степень самостоятельности, высокая инициативность учащихся, познавательная мотивированность учеников, приобретение детьми навыков исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, можно сказать о целесообразности его применения в начальной школе
Умение спрашивать, умение управлять голосом (говорить чётко, выразительно), умение работать в группах. Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе.
Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуально-творческие замыслы.
Но также существуют и недостатки:
- стремление некоторых родителей выполнить всю работу за своих детей, что отрицательно сказывается на развитие интереса к самостоятельной деятельности у учащихся начальных классов;
- самоустранение отдельных родителей от совместной работы с детьми по проекту, что приводит к потере интереса у ребенка к проектной деятельности и увеличения нагрузки на учителя;
- механическое списывание или скачивание работ из Интернета, что не способствует самореализации ребенка.
А какая же моя роль, как педагога в проектной деятельности? Я считаю, что абсолютно все дети очень отзывчивы на творчество. Об этом говорит мой небольшой опыт. Я целенаправленно создаю в классе свободное творческое пространство. Моя роль - быть творческим руководителем, а не руководителем – контролером. В проектной деятельности между преподавателем и ребенком выстраиваются иные, нежели на уроке отношения. Я нахожусь на равных с ребёнком, такой же исследователь и также ищу истину вместе с ребятами, ошибаюсь, удивляюсь, радуюсь находкам.
В проектной деятельности я выделяю несколько этапов
I - погружение в проект;
II - организация деятельности;
III - осуществление деятельности;
IV- презентация результатов.
Я сама не навязчиво предлагаю тему проекта, которая интересует меня. Но хочу, чтобы заинтересовались и мои ученики.
Итак, тема проекта определена. После определения темы, путем совместного обсуждения мы намечаем виды деятельности, этапы работы. Планируем и заключительный этап – защита проекта (презентация результатов). Мотивация участия усиливается творческим характером деятельности.
Ролевая игра, игра с залом, соревнование, спектакль, спортивная игра, экскурсия, урок – все это формы презентаций.
А выходами проектной деятельности являются: выставка, газета, статья, экскурсия, сценарий, сказка, доклад, презентация.
Проектная деятельность для младших школьников имеет свои особенности - чем младше ребенок, тем проще проект.
Проекты в начальной школе не должны быть сложными.
Приступая к проектированию со своими учениками я учитываю, что большинство из них еще не имеют постоянных увлечений.
Поэтому как только выбираю тему, приступаю к её выполнению немедленно, пока интерес не угас.
Выполняем работу на «одном дыхании» из-за отсутствия у детей способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении.
Так как ребенок в начальных классах еще маленький, я считаю, что им должны помогать родители. Ведь они являются полноправными участниками образовательного процесса. Поэтому на классных собраниях я уделяю много внимания ликбезу родитей по вопросам проектной деятельности. Не всё, что я задумала пока что удаётся, но мы ещё в начале пути.
Я хочу вам привести примеры названий проектов, которые мы сделали с учениками. Это, конечно, не все проекты, а только часть.
И в конце моего выступления, я представляю методический паспорт проекта «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны».
ТИП ПРОЕКТА
по доминирующей деятельности учащихся:
Информационный – поисковый
по комплексности:
Межпредметный (окружающий мир, литературное чтение, развитие речи)
Проблемная ситуация
Слабые знания учащихся о Великой отечественной войне, о родственниках в годы Великой отечественной войны.
Проблема проекта:
Сохранить память о наших дедах и прадедах, освободивших нашу Родину от немецких захватчиков.
Цель проекта:
Собрать информацию о родственниках-ветеранах Великой отечественной войны, об их вкладе в освобождение нашей страны от фашизма
Форма организации детей:
Индивидуальная работа.
Используемые технологии
Использование ИКТ
Вопросы проекта
(2-3 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения):
Где воевали прабабушка и прадедушка? Какие награды имели?
режим работы (организационная форма):
Урочно-внеурочный
Техническое оснащение :
Компьютер, проектор, фотоаппарат.
Учебно-методическое оснащение:
Документы и фотографии из семейного архива
Информационное оснащение:
Предполагаемые продукты проекта
Отчет о проделанной работе.
Вид презентации проекта:
Устный рассказ с использованием доклада и фотографий
Вашему вниманию я предлагаю небольшой фотоотчет о проделанной работе по проектной деятельности.