СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность обучающихся по ФГОС НОО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все учителя начального обучения уже давно работают по Федеральному Государственному Общеобразовательному стандарту.Мое выступление на муниципальном конкурсе "Учитель года" было посвящено проектной деятельности обучающихся по ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность обучающихся по ФГОС НОО.»

Перед всеми участниками проекта Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит универсальные учебные действия, которые должны быть направлены на:

- формирование у обучающихся основ культуры проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и межпредметного учебного проекта;

- формирование компетенций и компетентностей в проектной деятельности;

- формирование навыков участия в проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции);

- овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной проектной деятельности;

- организацию основных направлений проектной деятельности обучающихся (прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений; планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе. Именно последние 2 года я и стараюсь развить в своих учащихся стремление учиться САМОСТОЯТЕЛЬНО пользоваться своим умом, САМОСТОЯТЕЛЬНОнаходить вопросы-задачи-проблемы и САМОСТОЯТЕЛЬНО их решать, умение видеть в каждом школьном предмете возможности для предвидения, прогнозирования и САМОСТОЯТЕЛЬНОГО проектирования НОВОГО продукта.

Для этого я применяю рефлексивные умения:

осмысливать задачу, отвечать на вопросы: «Чему надо научиться для решения поставленной задачи?» «Что надо сделать… Как сделать…?»

использовать навыки сотрудничества; взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе.

Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистического умения, использования средств наглядности при выступлении и т.д. – все эти умения развиваются у детей в проектной деятельности.

Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Корень, источник доброты в созидании, творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности».

Одна из тенденций современного народного образования носит характер системной обработки информации, поэтому я в своей работе комплекс мероприятий объединяю в проект, соответствующий одной теме и своим задачам обучения и воспитания. Проект организовываю в рамках одного предмета, например, окружающий мир - монопроект «Родословная» или объединяю несколько предметов, например, русский язык, литературное чтение и окружающий мир «Моей семьи война коснулась», тем самым осуществляется метапредметная связь.

В своей работе я использую универсальные проекты, которые включаю в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления.

Так же применяю комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий.

К представлениям отношу:

Концерты, устные журналы, викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналогии телевизионных игр).

К изготовляемым изделиям отношу:

Тематические выставки рисунков, поделок, выпуск газет, журналов

(информационные проекты), макеты, игрушки.

Я считаю, что проектный метод имеет несколько достоинств: высокая степень самостоятельности, высокая инициативность учащихся, познавательная мотивированность учеников, приобретение детьми навыков исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, можно сказать о целесообразности его применения в начальной школе

Умение спрашивать, умение управлять голосом (говорить чётко, выразительно), умение работать в группах. Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе.

Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуально-творческие замыслы.

Но также существуют и недостатки:

- стремление некоторых родителей выполнить всю работу за своих детей, что отрицательно сказывается на развитие интереса к самостоятельной деятельности у учащихся начальных классов;

- самоустранение отдельных родителей от совместной работы с детьми по проекту, что приводит к потере интереса у ребенка к проектной деятельности и увеличения нагрузки на учителя;

- механическое списывание или скачивание работ из Интернета, что не способствует самореализации ребенка.

А какая же моя роль, как педагога в проектной деятельности? Я считаю, что абсолютно все дети очень отзывчивы на творчество. Об этом говорит мой небольшой опыт. Я целенаправленно создаю в классе свободное творческое пространство. Моя роль - быть творческим руководителем, а не руководителем – контролером. В проектной деятельности между преподавателем и ребенком выстраиваются иные, нежели на уроке отношения. Я нахожусь на равных с ребёнком, такой же исследователь и также ищу истину вместе с ребятами, ошибаюсь, удивляюсь, радуюсь находкам.

В проектной деятельности я выделяю несколько этапов

I - погружение в проект;

II - организация деятельности;

III - осуществление деятельности;

IV- презентация результатов.

Я сама не навязчиво предлагаю тему проекта, которая интересует меня. Но хочу, чтобы заинтересовались и мои ученики.

Итак, тема проекта определена. После определения темы, путем совместного обсуждения мы намечаем виды деятельности, этапы работы. Планируем и заключительный этап – защита проекта (презентация результатов). Мотивация участия усиливается творческим характером деятельности.

Ролевая игра, игра с залом, соревнование, спектакль, спортивная игра, экскурсия, урок – все это формы презентаций.

А выходами проектной деятельности являются: выставка, газета, статья, экскурсия, сценарий, сказка, доклад, презентация.

Проектная деятельность для младших школьников имеет свои особенности - чем младше ребенок, тем проще проект.

Проекты в начальной школе не должны быть сложными.

Приступая к проектированию со своими учениками я учитываю, что большинство из них еще не имеют постоянных увлечений.

Поэтому как только выбираю тему, приступаю к её выполнению немедленно, пока интерес не угас.

Выполняем работу на «одном дыхании» из-за отсутствия у детей способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении.

Так как ребенок в начальных классах еще маленький, я считаю, что им должны помогать родители. Ведь они являются полноправными участниками образовательного процесса. Поэтому на классных собраниях я уделяю много внимания ликбезу родитей по вопросам проектной деятельности. Не всё, что я задумала пока что удаётся, но мы ещё в начале пути.

Я хочу вам привести примеры названий проектов, которые мы сделали с учениками. Это, конечно, не все проекты, а только часть.

И в конце моего выступления, я представляю методический паспорт проекта «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны».

ТИП ПРОЕКТА

по доминирующей деятельности учащихся:
 Информационный – поисковый
по комплексности:
 Межпредметный (окружающий мир, литературное чтение, развитие речи)

Проблемная ситуация

Слабые знания учащихся о Великой отечественной войне, о родственниках в годы Великой отечественной войны.
Проблема проекта:
Сохранить память о наших дедах и прадедах, освободивших нашу Родину от немецких захватчиков.
Цель проекта:
Собрать информацию о родственниках-ветеранах Великой отечественной войны, об их вкладе в освобождение нашей страны от фашизма

Форма организации детей:

Индивидуальная работа.
Используемые технологии
Использование ИКТ

Вопросы проекта
(2-3 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения):
Где воевали прабабушка и прадедушка? Какие награды имели?

режим работы (организационная форма):
Урочно-внеурочный

Техническое оснащение :
Компьютер, проектор, фотоаппарат.
Учебно-методическое оснащение:
Документы и фотографии из семейного архива
Информационное оснащение:
 Предполагаемые продукты проекта
Отчет о проделанной работе.

 Вид презентации проекта:
Устный рассказ с использованием доклада и фотографий

Вашему вниманию я предлагаю небольшой фотоотчет о проделанной работе по проектной деятельности.