Проектная деятельность обучающихся при выполнении экспериментальных заданий по физике через внеурочную деятельность
Глазырина Е.В., учитель физики
Из практики своей работы и знаю, что учащиеся любят проводить эксперименты и выполнять экспериментальные задания. Им нравится работать с физическими приборами и оборудованием и я стараюсь использовать это естественное стремление ребят для закрепления и применения знаний, развития самостоятельности и активности через проектную деятельность.
Особенности моих заданий (задач):
предметами (пластиковой бутылкой, кирпичом, монетой, медицинским шприцем и др.), что делает их доступными для любой школы;
Выполнение каждого задания прошу делать в такой последовательности:
1)разработать теорию эксперимента(ТЭ), т.е. вывести расчетную формулу,
2)составить план измерений (ПИ),
3)произвести эти измерения (И),
4)сделать расчет и получить числовой ответ (ЧО).
Привожу некоторые задачи по механике и их решения.
Условия задач
1. Двухрублевая монета плотно лежит на дне банки с водой. С какой силой действует вода на монету? Измерительное средство – линейка.
2. В вашем распоряжении кирпич. Во сколько раз отличаются его давлении на горизонтальную поверхность, если он опирается сначала на малую, а затем – на большую грань? Измерительный прибор – линейка.
3. Не вынимая поршни из медицинского шприца, определите его радиус. Для измерений используйте линейку.
4. Имеются медицинский шприц, у которого стерты деления шкалы и цифры, цилиндрический стакан с водой. Определите максимальную вместимость шприца и сделайте его градуировку. Измерения промелите линейкой.
5. Дана пружина, один конец которой закреплен в штативе, а к другому подвешен груз. Определите без часов период колебаний получившегося пружинного маятника. Измерительное средство – линейка.
6. Монета находится на сиденье стула. Определите, чему равен коэффициент трения монеты о сиденье, если монета равномерно скользит по сидению. Измерительный прибор – линейка.
7. Твердое тело неправильной формы погружено в полу, налитую в цилиндрический сосуд, и плавает в ней. Определите массу тела. Ваше измерительное средство – линейка.
8. В вашем распоряжении цилиндрический стакан с водой и пакетик с горохом. Определите: а) объем одной горошины, б) радиус горошины. Измерительное средство – медицинский шприц.
9. В сосуде с водой плавает брусокпрямоугольной формы. Определите плотность материала бруска. Измеритель – линейка. Дополнительная информация –в справочнике.
10. Оцените, можете ли вы удержатьна вытянутой руке предмет массой, равной массе воздуха в вашей комнате. Дляизмерения воспользуйтесь линейкой.Дополнительная информация – в справочнике по физике.
11. В вашем распоряжении кирпич безпустот, сосуд с водой. Кирпич полностью погрузите в вату и. удерживая его рукой,определите силу, с которой вы держите кирпич в воле. Измерительное средство – линейка. Дополнительная информация – в справочнике по физике.
12. Даны сосуд с водой и медицинский шприц. Шприц, заполненный воздухом, погрузите вертикально в воду ивыдавите воздушный пузырек. Определите диаметр пузырька в момент его отрыва от иглодержателя и давление, которое нужно создать внутри шприца,чтобы выдавить пузырек. Измерительный прибор – линейка
Примеры решения
Задача 1
ТЭ. По определению давление = F/S.Отсюда: сила давления на монету F= S
(толщиной монеты пренебрегаем).
Давление жидкости на монету можноопределить по формулеp = gh,где р – плотность воды, g– ускорениесвободного падения, h– высота столба жидкости над монетой (рис. 1).
Площадь S монеты равна S=
где D– диаметр монеты.
Подставив в выражение (1) формулы(2) и (3), получим .
ПИ: входящие в расчетную формулу h и D измерить линейкой.
Задача 2
ТЭ. Давление кирпича (твердого тела)на опору определяют по формуле
(1)
Сила давления равна
(2), где m — масса кирпича.
Массу можно найти по формуле (3), где – плотность кирпича, а, b,с– еголинейные размеры (рис. 2).
Таким образом, из (1) с учетом (2) и(3) получаем:4)
Площадь малой грани кирпича S1= cb, площадь большой грани S2, = ab.
Подставив поочередно в уравнение (4)выражения для S1 и S2, получим:
,
Отсюда
ПИ. При помощи линейки измерить а и с.
Задача 3
ТЭ. Радиус поршни можно определитьчерез площадь поршня:
Отсюда (1)
Площадь (поршня) Sвходит в формулу объема шприца (рис. 3):
(2)
Отсюда (3)
Подставив выражение (3) в (1) получим расчетную формулу:
ПИ. 1) Внутренний объем V шприцаопределить по делениям (градуировке)
прибора;
2) значение l измерить линейкой.
Задача 4
ТЭ. Для того чтобы сделать градуировку шприца, нужно знать его вместимость, (внутренний объем V).
Попробуем его найти. Если отметитьуровень воды в стакане цифрой 1 набрать в шприц максимальное количество воды и отмстить цифрой 2 уровеньоставшейся в стакане воды (рис. 4). Тообъем V взятой воды будет равен внутреннему объему шприца:
где S – площадь внутреннего сечения стакана. D–внутренний диаметр стакана, –разница уровней до и послезабора воды.
ПИ. 1) Dи измерить линейкой;
2) используя линейку, поделить высоту столба воды в шприце на равное число частей ;
3) приклеить к шприцу снаружи узкую полоску бумаги и нанести на нее деления: ;
4)определить цену деления (каждое будет соответствовать объему ).