Проектная деятельность при построении образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения.
И. В. Левина
г. Коркино
Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Следовательно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14 – 15 лет. Согласно социальным исследованиям лишь 25 - 30 % обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 55% не имеют чёткой позиции, сомневаются в своём выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это, действительно, серьёзная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать.
Первая жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Старшеклассник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности
Как научиться соединять все знания воедино и принимать решения? Как научиться быть при этом самостоятельным и нести ответственность за свои решения и поступки? Что необходимо учитывать при выборе жизненного пути? Эти и другие вопросы встают перед выпускником средней школы.
Задача преподавателя на этом этапе помочь ребенку комплексно подойти к этой проблеме. С одной стороны, изучить себя, с другой- требования к выбранной профессии и сопоставить их.
Для этого как нельзя лучше подойдет проектный вид деятельности.
Данный проект будет являться экзистенциальным - по типу объекта проектирования (проектирование личного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы); краткосрочным - по продолжительности (на несколько уроков); личностным - по количеству участников; практико-ориентированным - по характеру доминирующей в проекте деятельности ( четкая ориентация на социальные интересы самого участника).
Предлагаю следующий вариант работы над проектом:
I этап – сбор информации о предполагаемой профессии;
II этап – анализ своего собственного «Я»;
III этап – сопоставление этих данных, вывод и построение новых траекторий.
Примерная структура проекта с краткой характеристикой содержания представлена ниже.
Введение (Необходимо определить актуальность проблемы, цель и задачи проекта. Сделать предполагаемый результат.)
Проблемно-поисковый этап
Историческая справка (история возникновения и развития данной
профессии, ее известные представители).
Профессиограмма данной профессии.
Практико-аналитический этап
Портрет моей будущей профессии
- Наиболее привлекательные характеристики профессии (Определение
формулы профессии по методике Н.С. Пряжникова);
- Тип будущей профессии (Определение типа профессии по методике
Е. А. Климова + Дифферециально-диагностический опросник (ДДО) Е.
А .Климова);
- Мои профессиональные предпочтения (По классификации Д.
Голланда).
2.2. Мое профессиональное самоопределение:
- Карта интересов (По методике карта интересов);
- Мотивы выбора профессии.
2.3. Психология личности при выборе профессии:
- Тип темперамента (Определение темперамента с помощью
опросника В. М. Русалова);
- Характер (Исследование форм проявления характера по методике Т.
Лири);
- Самооценка (Определение самооценки по методике Л. П.
Пономаренко)
2.4. Исследование рынка труда (Производится по данным СМИ и на
основании информации сайтов Работа 74.ru, Вакансии и т. д.)
2.5. Выбор учебного заведения (Целесообразно выполнить в
табличном варианте)(табл.)
Таблица
Учебное заведение | Адрес | Специальность | Стоимость обучения | Примечание |
| | | Возможность обучения на бюджетной основе | Преимущества и недостатки данного учебного заведения |
| | |
| | |
| | |
Выбор учебного заведения
Заключение (Делается анализ личностных характеристик человека на основе психологических тестов с целью сопоставления их с требованиями данной профессии к человеку на основе профессиограммы. Намечаются приоритетные траектории развития. Обдумываются варианты непоступления.)
Список литературы (Оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»).
В процессе работы над проектом выпускник собирает полную информацию: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.
Ожидаемые результаты от выполнения проекта:
- Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг;
- Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта;
- Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора;
- Активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.
Профориентация - это очень значительное явление не только в сфере педагогической отрасли, но и в жизни каждой личности. Есть несколько определений о понятии профориентации, но все сводится к одному: профессиональная ориентация - это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель - подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии.
Таким образом, можно сделать вывод, что профориентационная работа действительно помогает определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Литература
Наталья Афанасьева, Нина Малухина, Т. Загоскина. Психолого-педагогическая работа по профориентации учащихся 8-9 классов. Практическое пособие. –М.; АРКТИ, 2010-112 с. (Технологии воспитания
Николай Пряжников, Лариса Румянцева. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения. Методическое пособие. – М.; Academia, 2014-304с.-( Профессиональная ориентация).
Кирилл Кузнецов, Ирина Григорьева. Моя будущая профессия. 9 класс. Тесты по профессиональной ориентации школьников. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.-М.; Просвещение, 2017-80 с. (Отдельное издание)
Людмила Бобровская, Елена Сапрыкина, Ольга Просихина. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника.- М.; Планета, 2012-80с. ( Профильная школа)
Зуева Ф.А. Профессиональнок самоопределение и карьера: учеб. пособие для учащихся 9-11 классов. – 3-е изд., перераб. – Челябинск, 2015-90с.