Научно-исследовательская работа учащихся по иностранным языкам, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющим ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания школьных дисциплин.Использование полученного опыта позволило превратить исследовательскую деятельность школьников в эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению иностранных языков, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.Одной из самых многозначных, в области спектра возможных применяемых решений, является проблема привлечения учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью. Опираясь на опыт работы с учащимися школы, можно выделить ряд причин, влияющих на интерес ребят к научным исследованиям.Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванного снижением количественного уровня научно-популярных телепередач, книг и периодических журналов, постепенно вытесняемых расширяющимся спектром различного рода развлекательных услуг, изданий и телепередач, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающем школьников и снижающим их интерес к познавательной практике.Во-вторых, причиной снижения интереса учащихся к любым внеклассным мероприятиям, выходящим за рамки урока, зачастую является их загруженность выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой, что особенно остро проявляется в специализированных классах с углубленным изучением ряда предметов.Третьей причиной являются психологические особенности контингента учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой ее защиты, использование информационных технологий при поиске информации и защите своих работ. Для решения всех этих проблем представляется перспективным введение данного факультативного лингвострановедческого курса «Проектная деятельность учащихся по иностранным языкам» . Цели курса: Приобщение учащихся, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на школьной, районной и т. д. научно-практических конференциях); Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний. Развитие в процессе обучения типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности. Совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучаемых: обучение методике ведения научного исследования; создание вторичного (авторского) текста на основе полученной в ходе исследования информации; подготовка учащихся к обучению в ВУЗе. Задачи: Познакомить учащихся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности; Научить учащихся работать с различными источниками информации. Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией. Организовывать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работ осуществляемых в НИД имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке тематического планирования:техническая оснащенность школьных лабораторий, библиотеки, доступ работы в компьютерном классе. ознакомление ребят с современными методами научно-технических и исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий. возможности опубликования учащимися результатов своих исследований на научных конференциях, участие ребят в различных мастер–классах, конкурсах исследовательских проектов. Таким обр Таким образом,курс занятий научно-исследовательской группы учащихся можно считать наиболее полным и сбалансированным, если он включает теоретические семинары по проблеме, наличие материально-технической базы оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских работ и приобретение практических навыков работы, овладение навыками конструирования и самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также обзорные экскурсии, лекции, встречи и итоговые обсуждения. Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах. Увеличивается посещаемость предметных секции НОУ по тематике проводимых исследований, возрастает интерес к любым материалам по изучаемой проблеме, заметен рост качества и актуальность исследовательских работ, значительный рост количества и качества использования информационных технологий. Программа факультативного курса НИД рассчитана на 17ч (1 час в неделю). Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности школьника, наличия материала, его доступности. Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-исследовательских конференциях, защиты работы на зачетном занятии. При выполнении научного исследования по данной программе ученик будет обучен работе с разными источниками информации: научная литература, СМИ, музеи, выставки и экспозиции, архивы, Интернет. Развивающий аспект цели курса: Переход на более высокий уровень исследовательской культуры школьников, повышение качества знаний, культуроёмкости. Рост активности учащихся в научно-исследовательской деятельности. По окончании курса учащийся должен: Знать понятийный аппарат для ведения научной работы сущность и виды научно-исследовательской работы; методы и принципы исследования; требования к написанию и оформлению реферата Уметь: работать с разными источниками; определять объект и предмет, методы исследования; определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы, проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы; Разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования. работать с программой Microsoft Office Power Point. Владеть:методами обработки информации из различных источников; методами решения экспериментальных задач; методами рационального запоминания; навыками публичных выступлений. Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет (дополнительно), мельтимедиапроектор, научно-методическая литература Факультативный лингвострановедческий курс рассчитан на учащихся 8-9 классов. Тематическое планирование факультативного курса № | Тема. Основное содержание | Кол-во часов | Форма | 1. | Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект. | 1 | Лекция. Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы. Тестирование | 2 | Выбор темы исследования. Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы. Обоснование актуальности темы. | 1 | Лекция. Практическая работа | 3 | Определение объекта и предмета исследования. | 1 | Логическая цепочка научного познания. | 4. | Методы исследования: | 1 | Лекция. Практическая работа в мини-группах (с каталогом библиотеки, архивом Новопортовской школы-интерната, рыбзавода, поиск информации в Интернет, в электронных учебниках) | 5 | Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка. | 1 | Лекция. Практическая работа. | 6 | Структура научно-исследовательской, проектной работы на примере сказки «Репка». | 1 | Лекция. Практическое занятие (по сказке) | 7 | Работа с программой Power Point | 1 | Лекция. Практическая работа в компьютерном классе. | 8 | Защита «мини-сказочного» исследования | 1 | Мастер-класс «Оратор», «Имидж» | 9 | Выбор темы исследования. Подбор и анализ источников информации по теме. | 1 | Научная, публицистическая, художественная литература, музеи, комнаты, встречи с людьми, фото-, ауди-, киноматериалы, Интернет | 10 | Обработка полученной информации. Выделение главного и второстепенного в письменных источниках информации. | 1 | Корректирование, цитирование, ссылки на источник информации. | 11 | Составление плана прочитанного, ксерокопирование, сканирование, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов. | 1 | Практическая работа «Пишем реферат в Worde ». | 12 | Использование различных принципов исследования (пересмотр научных фактов на новом, более качественном уровне) | 1 | Беседа, практикум | 13 | Основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость. Отличия устного доклада от письменного. | 1 | Лекция. Мастер-класс «Оратор» | 14 | Требования к оформлению работы (титульный лист, содержание, оформление библиографического аппарата, основные части работы, приложения, карты, схемы, диаграммы, способ и техника печати, эстетика, грамотность оформления) | 1 | Лекция. Практическая работа. | 15 | Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации. Что нравится и что не нравится экспертам при защите работ? | 1 | Практическая работа с источниками информации | 16 | Установки, Психологический тренинг «Как добиться успеха» | 1 | Морально-психологический настрой, требования к подаче материала, четкость, логичность, лаконичность выступления, аргументированность, готовность ответить на вопросы, культура изложения материала, владение аудиторией. | 17 | Защита работы. | 1 | Зачет, рекомендации | | Что такое аннотация? | | Написание и оформление аннотации | | Подготовка к участию в работе школьной научно-исследовательской конференции «Школьники города-науке 21 века» | | | | Написание рецензий. | | | | Итого | 17 ч | | |