СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенная работа рассматривает составляющие проектной деятельности учащихся, а также возможное применение ее для реализации регионально-национального компонента и исследования особенностей национальных культур в "Школе-диалог национальных культур"

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности


Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.

В России метод проектов получил широкое распространение в 1925 году. В основе этой образовательной технологии лежат идеи американских философов Дьюи, Лая, Торндайка о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. По мнению Д. Дьюи, опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов. Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности школьники самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи.

Применение метода проектов связано с большими преимуществами:

  1. Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

  2. На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно-деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся.

  3. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.


Сегодня уже всем понятно, что простое заучивание фактов и правил ушло на второй план, отдав лидирующие позиции умению применить эти знания на практике, в повседневной жизни. Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого участника проекта.

Работа над проектом – это многоуровневый подход, всегда предполагающий решение какой-то проблемы. Проектная деятельность способствует развитию активного самостоятельного, критического мышления учащихся, умению работать с информацией, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы и ориентировать их на совместную исследовательскую работу. [Попов, 2001, с. 34]

Для ученика проект представляет возможность раскрыть творческий потенциал, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, который носит практический характер и значим для самих открывателей.

В научной литературе рассматривается множество классификаций проектов, которые основываются на различных подходах и принципах.

Рассмотрим типологию, представленную Е.С. Полат. Она выделила типы проектов в соответствии с признаком доминирующего в проекте метода:

1. Исследовательские проекты, характеризуются продуманной структурой, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников.

2. Творческие проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов, но, как правило, не имеющие детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Ролево-игровые проекты, структура которых также только намечается и остается открытой до окончания проекта, доминирующим видом деятельности здесь является ролево-игровая.

4. Информационные проекты, направленные на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; которую в последующем анализируют и обобщают участники проекта.

5. Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

6. Монопроекты, проводимые в рамках одного учебного предмета по наиболее сложным разделам.

7. Межпредметные проекты, выполняемые во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные и продолжительные [Полат, 2004, с. 5].


Требования к использованию проектной деятельности:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4. Использование исследовательских методов.

5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором / авторами избранной области исследования.

6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора / авторов.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей:

1. Проблема: наличие проблемы является основой любого проекта, т.к. именно она должна мотивировать автора на поиски решения;

2. Цель: проект должен обладать ясной и реальной для достижения целью, воплощением которой станет проектный продукт;

3. Планирование работы: весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы;

4. Литература: осуществление плана работы над проектом не может обойтись без изучения литературы и других источников информации, возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с проведением анализа и обобщения полученных сведений; с формулированием выводов по текущему вопросу;

5. Письменная часть: проект не может быть представлен голословно, он должен представлять собой отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, принимавшиеся решения; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

6. Защита: является обязательным условием проекта и представляет собой презентацию результатов работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность [Джонсонс, 1986, с. 79].

Соотнесем особенности проектной деятельности, выделенные Дж. Джонсом и существенные признаки проектной деятельности, ее этапы, представленные Матяш Н.В. со структурными компонентами регулятивных универсальных учебных действий в старшей школе (рис.1).


Рис.1 Связь этапов проектной деятельности с компонентами регулятивных УУД

Схема иллюстрирует необходимость использования проектной деятельности в процессе обучения, так как она способствует целостному формированию всех компонент регулятивных универсальных учебных действий в старшей школе.

В процессе организации проектной деятельности основная задача по формированию регулятивных умений учащихся заключается во включении ученика в учебную деятельность, в процессе которой у учащегося появляется возможность узнать о средствах и способах ее выполнения, и организации..

В этом случае у старшеклассников не только формируются регулятивные универсальные учебные действия, но и появляется возможность углубить изучение сферы будущей профессиональной деятельности, и позволяет им в некоторой степени испытать себя в выбранной профессии. Таким образом, при организации проектной деятельности, необходимо во время ее выполнения четко придерживаться вышерассмотренных этапов, также помогать учащимся в поиске задач профессиональной направленности.

Внеклассные мероприятия являются неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процессов. А если они содержат в себе региональную составляющую, то через них происходит более тесное приобщение учащихся к общемировой, общероссийской и национальной культуре.

Построение содержания системы внеклассных мероприятий с региональной составляющей решает наряду с познавательными задачами задачи воспитательного характера по развитию нравственных и эстетических начал личности (воспитывать потребность в эстетическом освоении мира; прививать в художественный вкус; воспитывать любовь к своей малой Родине), то есть система внеклассных мероприятий позволяет в полной мере осуществить системно-деятельностный подход в образовании школьника.

В ходе таких мероприятий формируются культурологические компетенции, которые предполагают привитие любви к народным богатствам региона, воспитание уважения к его ценностям, развитие желания сохранить их, воспитание бережного отношения к духовно-нравственному опыту народа.

Использование региональной составляющей в проектной деятельности во внеклассной работе позволяет воспитывать значимые общечеловеческие ценности: социальное партнёрство, толерантность, диалог; чувство ответственности, самодисциплины; способность к самоорганизации; желание делать свою работу качественно. Данные ценности являются основой для формирования социальных компетенций.

В рамках работы «Школы-диалога национальных культур» проекты с региональной составляющей имеют особую ценность. Приведём примеры тем проектной работы:

Улан-Удэ и памятники нашей Победы

Достопримечательности нашего города

Этнографический музей – кладезь самобытных знаний

Улан-Удэ – столица Республики Бурятия

Значение цвета в бурятской культуре

Старинные игры бурятского народа

Уникальность национальных жилищ

Серебро в культуре бурят

Традиции и обычаи Сагаалгана


Список источников:

Джонсонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М., 2003.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.

Попов В.Б. Интернет-технологии и развитие образования. Воронеж, 2001

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. № 1. С. 104-110.

Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2011.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования – ФГОС СОО



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!