СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная деятельность учащихся – средство развития мотивации учения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из значимых критериев деятельности мастера производственного обучения является рост мотивации к овладению профессии.

Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность учащихся – средство развития мотивации учения».»

«ОДОБРЕНО»

на заседании метод. комиссии

протокол № _______________

Председатель метод. Комиссии

_______________Кучиева К. И.







ДОКЛАД





«Проектная деятельность учащихся –

средство развития мотивации учения».














Мастер производственного обучения

Черчесова Г.Р.


г. Владикавказ

2017г.

«Все наши замыслы превращаются в прах,

если нет у ученика желания учиться »

Сухомлинский В.А.



Одним из значимых критериев деятельности мастера производственного обучения является рост мотивации к овладению профессией.

Существует много известных факторов формирующих интерес учащихся к учению. Один из факторов - это проектная деятельность учащихся, формирующая у обучаемых продуктивное творческое мышление. Работа преподавателя идёт по схеме: цель – мотив – средства – действия – результат – оценка. Обдумывая пути достижения цели, преподаватель выбирает методы мотивации учащегося, учитывая индивидуальность учащегося. Учащийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, а также разрешает ситуации проблемного характера. Как правило, учащийся должен обладать исходными знаниями и умениями для поиска результата и способа выполнения проекта. Если учащийся в первый раз сталкивается с проектной деятельностью, то чтобы он

понял, в каком направлении и как надо действовать, чтобы добиться цели перед ним ставится ряд проблем. Например:

  • выбрать правильное решение из ряда возможных, известных им;

  • предложить рассмотреть выбранные эскизы коллекции с различных позиций (способа реализации идеи, актуальности, нужности, экономичности, целостности и т.д.); предложить практически выполнить одну из задуманных моделей;

  • предложить рассмотреть свою будущую коллекцию одежды с различных позиций (закройщика, портного, покупателя, жюри);

  • постановка вопроса на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждений;

  • постановка несложной исследовательской задачи с заранее предлагаемыми условиями решения;

  • предложить учащимся задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоричивыми данными.

Проблемная ситуация – это непременное условие, своеобразный пусковой механизм такого мышления. Решая эти проблемы, у каждого из учащихся развиваются такие личностные механизмы как саморазвитие, самореализация, саморегуляция и адаптация. Работа над поставленными проблемами вызывает всплеск мотивации, для которой характерно «ощущение потока» (термин М. Ксикзентмихали), в котором человек:

  • ощущает полную включённость в дело и полную концентрацию мыслей и чувств к работе;

  • ощущение своеобразного старта;

  • ощущение полного подчинения требованиям, идущим от работы, и сам знает, что и как делать;

  • осознаёт, насколько хорошо и успешно он делает дело;

  • его не тревожат возможные неудачи, от радости творчества, и от значимости совершаемого;

  • не ощущает хода времени, то есть «растворяется» в деле.

А положительный результат работы ведёт не только к удовлетворению учащихся, но и мотивирует их к дальнейшему повышению эффективности своего труда. Только единицы учащихся могут осилить такую работу как создание коллекции одежды на такие престижные конкурсы как «Пульс моды», «Шаг в Будущее». Остальные работают над менее глобальными проектами: создание единичного сценического или исторического костюма на итоговую годовую аттестацию – это обязательно и плюс разнообразные творческие работы на выбор.

Известно, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на

20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определённым образом себя вести.

Набрав группу, профориентация не заканчивается, а начинается большая и глубокая работа по воспитанию будущих профессионалов.

Интерес к профессии – это важная личностная характеристика учащихся, регулятор их отношения к учению и труду. Принятые учащиеся на первый курс приходят с разным уровнем мотивации к обучению. Практика показывает, что ещё у многих учащихся ПУ отсутствует интерес к избранной профессии, что приводит к неудовлетворённости, разочарованию, поверхностному отношению к общеобразовательной и профессиональной подготовке и в результате к отсеву учащихся. Причины этого носят социально – экономический и

психолого – педагогический характер. Если рассмотреть мотивированость учащихся на примере моей группы портных, то картина получается такая:

  • высокий уровень учебной мотивации, учебной активности (5%);

  • хорошая учебная мотивация (20%);

  • положительное отношение к учёбе, но училище привлекает больше внеучебными сторонами (15%);

  • низкая учебная мотивация(55%);

  • негативное отношение к училищу(5%).

Грустная картина, а бывает и хуже. А всё это происходит от того, что в школах учителя стремятся оставить лучших учащихся, не принимая во внимание их профессиональную направленность. Набор учащихся, окончивших 9 классов, в училищах ведётся по отжившиму свой век правилу: «Плохо учишься, не умеешь себя вести, иди в училище». Поэтому мастеру производственного обучения надо быть просто зажигательным артистом, излучающим влюблённость в профессию, в своё училище, в подопечных учащихся, стать для них кумиром, образцом успешности, профессионалом с большой буквы. Задача мастера производственного обучения создать такие условия обучения, при которых у учащихся возникает интерес к освоению профессии. Конечно, нам не подвластны многие факторы, влияющие на мотивацию. Семья, непосредственное окружение, прежние учителя и прежний опыт, - всё это накладывает отпечаток на отношение ученика к занятиям. На эти факторы мы не можем влиять. Они уже стали реальностью и частью жизненного опыта наших подопечных. В наших силах изменить не прошлое, а только настоящее. Поэтому надо научиться использовать факторы мотивации и постоянно варьировать ими. Эти факторы помогут мобилизовать учащихся и повысить их желание учиться.

Ни один из этих факторов не превосходит другие, и ни один из них нельзя рассматривать в отрыве от других. Они похожи на системы органов в организме человека, которые постоянно взаимодействуют друг с другом. Внеся коррективы в один фактор, мы можем восстановить баланс во всей системе.

  • Для появления интереса к профессии необходимо понимание её нужности, важности, целесообразности изучения конкретного материала, конкретных разделов и профессии в целом для использования знаний, умений и навыков учащимися в дальнейшей жизни после выпуска: в быту и на работе по профессии. С интересом не рождаются, его приобретают.

  • Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого мастера с огромной силой воздействует на учащихся.

  • Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Необходима смена видов деятельности и применение разнообразных приёмов и методов мотивации, а также форм работы: от индивидуальной и парной, до бригадной и фронтальной.

  • Слишком лёгкие, слишком трудные задания не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но доступным.

  • Чем чаще проверяется и оценивается работа учащихся, те большее желание он испытывает к процессу работы. Знание результатов своей работы стимулирует желание учащихся продолжать эту работу. Здесь важна также самооценка, взаимооценка как социальный мотив, сравнение изделий с образцами, словесное специфическое оценивание мастером, похвала, намного выше, чем отметки «5» или «4». Через создание ситуаций успеха повышается статус учащегося в группе.

  • Чем больше новый материал увязан с усвоенными ранее знаниями, приобретённым ранее опытом, тем он интереснее для учащихся, тем больше их мотивация.

Для того чтобы держать под контролем уровень мотивации осуществляю промежуточную диагностику с применением следующих методов:

  • Анкет, вопросов, диагностических срезов и специально разработанных заданий для определения уровня учебной мотивации учащихся.

  • Изучение продуктов деятельности учащих (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий)

  • Наблюдение за учащимися в ходе учебной деятельности.

  • Анкетирование родителей учащихся.

  • Постоянная связь и контроль уровня знаний по специальным предметам.

Показателями повышения роста мотивации по овладению профессией являются:

  • Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней.

  • Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.

  • Позитивная динамика уровня качества обучения.

  • Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.

  • Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в творческих конкурсах.

Деятельность мастера по мотивации учащихся - это всё внешняя мотивация. А нам нужна сказка, чтобы под нашим воздействием и радости успешного труда всё больше и больше учащихся приобретали внутреннюю мотивацию, побуждающую к учёбе не ради оценок. Типичными примерами такой мотивации могут служить хобби и игры (когда победа не главная цель). Когда, главной целью становится – не результат, а процесс, участие, просто получение удовольствия от учёбы. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще. Это происходит, когда в практике учителей и родителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жёсткая критика и наказания.

Благодаря изучению мотивации мы начнём лучше разбираться в средствах, повышающих мотивацию учащихся. Это поможет нам перейти от интуитивного и случайного выбора педагогических приёмов к сознательному использованию средств мотивации. В конечном счёте, учащиеся перейдут от чисто внешней мотивации (они должны учиться) к более внутренней мотивации (им нравится учиться). Со временем успехи наших учеников обеспечат нам самим более высокую внутреннюю мотивацию и, как результат, неуклонный профессиональный рост.


«Вполне соответствующей своему назначению

я называю только такую школу, которая

явилась бы истинной мастерской людей…»

Коменский Я. А.













Литература:



А. А. Вайсбург, А. А. Газеев, И. Д. Жданов Формирование у учащихся ПТУ устойчивого интереса к избранной профессии. М., 1989г.


А. Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А. П. Менщиков Профессиональная ориентация молодёжи. М.,1989г.


И. Н. Мошкова, С. Л. Малов Психология производственного обучения. М.,1990г.













0