СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в 6 классе по предмету ОДНКР по теме "Стольный град Москва"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый продукт проекта в конце учебного года по предмету ОДНКР- презентация по теме "Стольный град Москва".

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в 6 классе по предмету ОДНКР по теме "Стольный град Москва"»

Стольный град Москва Проект для учащихся 6 класса по ОДНКР Учитель : Лепёхина Наталья Викторовна

Стольный град Москва

Проект для учащихся 6 класса по ОДНКР

Учитель : Лепёхина Наталья Викторовна

   Москва! Какой огромный  Странноприимный дом!  Всяк на Руси – бездомный.  Мы все к тебе придем.  М. Цветаева

Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный. Мы все к тебе придем. М. Цветаева

4 апреля 1147 года – первое упоминание в летописях о Москве

4 апреля 1147 года – первое упоминание в летописях о Москве

  … 1147год. Сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким, принимал в городке под названием Москов своих друзей во главе с новгород-северским князем Святославом. Это произошло около 870 лет назад.

1147год. Сын Владимира Мономаха, ростово-суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким, принимал в городке под названием Москов своих друзей во главе с новгород-северским князем Святославом. Это произошло около 870 лет назад.

 Актуальность:  Москва – столица нашей Родины. За свою многовековую историю Москва стала священной русской столицей, символом бессмертия и нетленности.

Актуальность: Москва – столица нашей Родины. За свою многовековую историю Москва стала священной русской столицей, символом бессмертия и нетленности.

  Введение  Представление о России как Богоизбранной Державе, развивалось исключительно в лоне Православной Церкви, и осмысление влияния православия важно, как решающего в жизни и судьбе страны. Осмысление истории православной России является естественной частью истории .   Мессианская роль православной России в мировой истории явилась, победой над Наполеоном, в которой Россия принесла мир и свободу и себе, и Европе, осознавалась как ее победа над атеистическим, воинствующим Западом, над антихристианской идеей мирового господства. Историческая миссия России осмыслялась как благословение Господа на мессианский подвиг освобождения человечества от завоевателя и ниспровержения его помыслов мирового владычества. Исключительная также роль Москвы в истории, судьбе и миссии России.

Введение Представление о России как Богоизбранной Державе, развивалось исключительно в лоне Православной Церкви, и осмысление влияния православия важно, как решающего в жизни и судьбе страны. Осмысление истории православной России является естественной частью истории .

  • Мессианская роль православной России в мировой истории явилась, победой над Наполеоном, в которой Россия принесла мир и свободу и себе, и Европе, осознавалась как ее победа над атеистическим, воинствующим Западом, над антихристианской идеей мирового господства. Историческая миссия России осмыслялась как благословение Господа на мессианский подвиг освобождения человечества от завоевателя и ниспровержения его помыслов мирового владычества. Исключительная также роль Москвы в истории, судьбе и миссии России.
  Цель:  рассказать о Москве как о центре , соборе земли русской, «третьем Риме», как образ «небесного града» относится к Москве. Задачи: - изучить литературу по данной теме; - подобрать материал о Москве – «стольном граде», «соборе земли русской», Москве «третьем Риме»; - представить материал в виде презентации.

Цель: рассказать о Москве как о центре , соборе земли русской, «третьем Риме», как образ «небесного града» относится к Москве.

  • Задачи:
  • - изучить литературу по данной теме;
  • - подобрать материал о Москве – «стольном граде», «соборе земли русской», Москве «третьем Риме»;
  • - представить материал в виде презентации.
Происхождение слова «столица»: Град - это старая форма слова город. Слово столица образовалось от праславянского слова стол, которое образовалось от формы СТЬЛАТИ (читай как

Происхождение слова «столица»:

Град - это старая форма слова город. Слово столица образовалось от праславянского слова стол, которое образовалось от формы СТЬЛАТИ (читай как "стелати") и имело значение "простираться", "стлаться". Позже - “покрытое чем-либо возвышение” - “стул”, а уже в русском языке - стол.  От этого слово произошло понятие - престол. То есть то, на чем сидит князь. Позже образовалось и именование города, в котором восседает на престоле князь - СТОЛица. Вывод: производящим для слова столица является слово стол.

Москва – собор земли русской

Москва – собор земли русской

   23 (10) сентября 1839 года в Москве на Алексеевском холме был торжественно заложен храм Христа Спасителя. Закладка, совершенная святителем Филаретом, митрополитом Московским, была приурочена к празднованию 25-летней годовщины окончания Отечественной войны и взятию Парижа в марте 1814 года. Храм Христа Спасителя. Современный вид.

23 (10) сентября 1839 года в Москве на Алексеевском холме был торжественно заложен храм Христа Спасителя. Закладка, совершенная святителем Филаретом, митрополитом Московским, была приурочена к празднованию 25-летней годовщины окончания Отечественной войны и взятию Парижа в марте 1814 года.

Храм Христа Спасителя. Современный вид.

Это была сугубо русская традиция — ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники. Храм Христа Спасителя имеет два самобытных признака, отличающих его от остальных православных храмов. Во-первых, он посвящен лично Господу, и в нем очень много изображений, повествующих о событиях земной жизни Иисуса Христа. Образы Нового Завета, открывшего Закон Божий, тесно переплетены с ветхозаветными, пророчествовавшими о пришествии в мир Мессии — Божественного Спасителя рода человеческого. Во-вторых, канонические сюжеты связаны с историей России от принятия христианства до Отечественной войны 1812 года, в которой Богохранимая и Богоизбранная на мессианский подвиг Россия не только отстояла свою национальную независимость но и одержала победу над злейшим врагом мира, о чем и благодарила Господа в храме, посвященном Его Имени.

Это была сугубо русская традиция — ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники.

  • Храм Христа Спасителя имеет два самобытных признака, отличающих его от остальных православных храмов. Во-первых, он посвящен лично Господу, и в нем очень много изображений, повествующих о событиях земной жизни Иисуса Христа. Образы Нового Завета, открывшего Закон Божий, тесно переплетены с ветхозаветными, пророчествовавшими о пришествии в мир Мессии — Божественного Спасителя рода человеческого. Во-вторых, канонические сюжеты связаны с историей России от принятия христианства до Отечественной войны 1812 года, в которой Богохранимая и Богоизбранная на мессианский подвиг Россия не только отстояла свою национальную независимость но и одержала победу над злейшим врагом мира, о чем и благодарила Господа в храме, посвященном Его Имени.
     Эти две особенности стали основным образом выражения национальной идеи «Москва — Третий Рим», которая легла в основу замысла храма. Огромную важность имел и тот факт, что в создании образа храма принимало участие высшее духовенство, в первую очередь святитель Филарет, выбиравший сюжеты для росписи важнейших частей храма и фасадных горельефов — ведь эта идея родилась в лоне Церкви. Церкви.

Эти две особенности стали основным образом выражения национальной идеи «Москва — Третий Рим», которая легла в основу замысла храма. Огромную важность имел и тот факт, что в создании образа храма принимало участие высшее духовенство, в первую очередь святитель Филарет, выбиравший сюжеты для росписи важнейших частей храма и фасадных горельефов — ведь эта идея родилась в лоне Церкви. Церкви.

  \   В 1552 году в канун Покрова Богородицы русские войска взяли столицу Казанского ханства, и в 1555 году в Москве началось строительство храма в честь этого праздника. Авторами этого удивительного творения летопись называет русских зодчих – Постника и Барму. Восемь церквей группируются вокруг центральной, девятой. Все церкви непохожи одна на другую, но едины по своему художественному замыслу и удивительно гармонируют друг с другом.

\ В 1552 году в канун Покрова Богородицы русские войска взяли столицу Казанского ханства, и в 1555 году в Москве началось строительство храма в честь этого праздника. Авторами этого удивительного творения летопись называет русских зодчих – Постника и Барму. Восемь церквей группируются вокруг центральной, девятой. Все церкви непохожи одна на другую, но едины по своему художественному замыслу и удивительно гармонируют друг с другом.

Покровский собор стал архитектурным образом Небесного Иерусалима — Града Божия, в который суждено вернуться человечеству благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя.

Покровский собор стал архитектурным образом Небесного Иерусалима — Града Божия, в который суждено вернуться человечеству благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя.

     Идея «Москва — Третий Рим» окончательно сложилась в XVI веке. Суть ее хорошо известна. В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами. Но в 1453 году Константинополь — Второй Рим — все же пал под ударами завоевателей. Русь не признала Флорентийскую унию и крушение Византийской империи сочла небесной карой за предательство Православия. Третьим Римом, призванным сохранить Соборную и Апостольскую Церковь и явить всему миру свет православия, стала Москва.

Идея «Москва — Третий Рим» окончательно сложилась в XVI веке. Суть ее хорошо известна. В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами. Но в 1453 году Константинополь — Второй Рим — все же пал под ударами завоевателей. Русь не признала Флорентийскую унию и крушение Византийской империи сочла небесной карой за предательство Православия. Третьим Римом, призванным сохранить Соборную и Апостольскую Церковь и явить всему миру свет православия, стала Москва.

    Самой сложной задачей для зодчих было воплотить образ Нерукотворного храма Небесного Иерусалима в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его»). Эта задача и была гениально решена в композиции Красной площади. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Именно эта композиция Красной площади была символически воспроизведена в пространстве храма Христа Спасителя.

Самой сложной задачей для зодчих было воплотить образ Нерукотворного храма Небесного Иерусалима в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его»). Эта задача и была гениально решена в композиции Красной площади. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Именно эта композиция Красной площади была символически воспроизведена в пространстве храма Христа Спасителя.

  Представление о «Небесном Граде», «Граде Божьем» – важное и неотъемлемое понятие для русской культуры. Оно связано прежде всего с представлением о соотнесении земного и небесного миров, мира природы и мира человека; также оно восходит к феномену странничества, исканию земли обетованной, истины, способной преобразить, изменить человеческую природу.

Представление о «Небесном Граде», «Граде Божьем» – важное и неотъемлемое понятие для русской культуры. Оно связано прежде всего с представлением о соотнесении земного и небесного миров, мира природы и мира человека; также оно восходит к феномену странничества, исканию земли обетованной, истины, способной преобразить, изменить человеческую природу.

       В XVI веке национальная идея Русского государства находит свое выражение в формуле «Москва – третий Рим», а позднее «Москва – Новый Иерусалим», которая становится символом особой богоизбранной миссии русского народа, делает его хранителем православных святынь. Поддерживает эту идею и китежский миф о Руси как «богохранимом граде истины, над которыми простер свои невидимые длани в знак духовного покровительства сам Господь». Легенда о Китеж-граде в народном сознании соединилась с евангельским прообразом Небесного Иерусалима.  

В XVI веке национальная идея Русского государства находит свое выражение в формуле «Москва – третий Рим», а позднее «Москва – Новый Иерусалим», которая становится символом особой богоизбранной миссии русского народа, делает его хранителем православных святынь. Поддерживает эту идею и китежский миф о Руси как «богохранимом граде истины, над которыми простер свои невидимые длани в знак духовного покровительства сам Господь». Легенда о Китеж-граде в народном сознании соединилась с евангельским прообразом Небесного Иерусалима.  

Небесный Иерусалим

Небесный Иерусалим

   Образ Небесного Града формировался на протяжении всей истории русской литературы. Но наиболее ярко он воплотился в творчестве писателей XIX века. Особенно важена мысль о «чаемой земле» для Ф.М.Достоевского. В его представлении, земная жизнь человека – странничество, путь совершенствования души для соборного единения с другими людьми и обретения гармонии с Богом.

  Образ Небесного Града формировался на протяжении всей истории русской литературы. Но наиболее ярко он воплотился в творчестве писателей XIX века. Особенно важена мысль о «чаемой земле» для Ф.М.Достоевского. В его представлении, земная жизнь человека – странничество, путь совершенствования души для соборного единения с другими людьми и обретения гармонии с Богом.

Заключение Работая над проектом я узнал о том, почему главный город называется столицей, о соборности Москвы в русской истории, её образе «Небесного града», раскрыл для себя понятие «Москва-третий Рим». Научился работать с разными источниками, чтобы добывать нужную информацию. Научился создавать и защищать проект, работать с презентацией.

Заключение

  • Работая над проектом я узнал о том, почему главный город называется столицей, о соборности Москвы в русской истории, её образе «Небесного града», раскрыл для себя понятие «Москва-третий Рим».
  • Научился работать с разными источниками, чтобы добывать нужную информацию.
  • Научился создавать и защищать проект, работать с презентацией.
Вывод : Слово «Москва» по содержанию, форме, эмоциональному выражению близко, дорого и понятно каждому, так как слыша это слово, русский человек чувствует с ним родственную связь, каждый гражданин нашей огромной страны бережно хранит в своем сердце огромную любовь к Москве – столице нашей Родины, уважение к ее истории, обычаям, ее народу.

Вывод :

  • Слово «Москва» по содержанию, форме, эмоциональному выражению близко, дорого и понятно каждому, так как слыша это слово, русский человек чувствует с ним родственную связь, каждый гражданин нашей огромной страны бережно хранит в своем сердце огромную любовь к Москве – столице нашей Родины, уважение к ее истории, обычаям, ее народу.
Источники : 1.Как собаки помогали на войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fishki.net/  2. Как собаки помогали на войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nexplorer.ru/news  3. Как собаки помогали на войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1660/  4. Как собаки помогали на войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://navoine.info/dogs-at-war.html  5. Как собаки помогали на войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://forum.pitomnikgamaun.ru/index.php?PHPSESS 6. Как собаки помогали на войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http ://@ us . www . liveinternet . ru / users /4165230/ post 219288155/

Источники :

1.Как собаки помогали на войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fishki.net/

2. Как собаки помогали на войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nexplorer.ru/news

3. Как собаки помогали на войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1660/

4. Как собаки помогали на войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://navoine.info/dogs-at-war.html

5. Как собаки помогали на войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://forum.pitomnikgamaun.ru/index.php?PHPSESS

6. Как собаки помогали на войне [Электронный ресурс] – Режим доступа: http ://@ us . www . liveinternet . ru / users /4165230/ post 219288155/