СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная деятельность в начальной школе. УМК «Планета знаний»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для выступления на ШМО. В докладе рассказывается о проектной деятельности в начальных классах по УМК "Планета знаний"

Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность в начальной школе. УМК «Планета знаний»»

«Проектная деятельность в начальной школе. УМК «Планета знаний»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

Эффективным методом, по сравнению с традиционными методами, является проектное обучение.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. (2слайд)

Основной целью проектного обучения в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. (3слайд)

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. (4слайд)

Проектная деятельность помогает достижению основной цели ФГОС: «Развитию в ребенке способности к саморазвитию и самореализации». Ведь проектирование ставит ученика в активную позицию, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. (5сл)

Поэтому проектная деятельность решает следующие задачи: (6 слайд)

- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- приобщать детей к процессу познания;

- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал новый УМК «Планета знаний», который полностью соответствует требованиям стандартов нового поколения. Работа по этой программе позволяет включать школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

В комплекте «Планета знаний» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы: (7слайд)

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

УМК «Планета знаний» решает проблему корректировки тематических планов по разным предметам, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. Все проекты по предметам впервые представлены в учебном пособии.

Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии…

Содержание проектной деятельности в УМК «Планета знаний» создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.

В 1 классе дети учатся выбирать тему проекта, определять, как будут работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаются к работе по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, придти к единому мнению и такая группа распадается. Задача учителя - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Дети учатся работать с книгами в библиотеке, учатся искать нужную информацию, оформлять проекты. Особая трудность у детей моего класса научиться защищать проекты, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.

В первом классе все проекты носят в основном творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

По завершению темы «Наша речь» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания:

  • Сделай буквы из различных материалов.

  • Напиши другу рисуночное письмо.

  • Придумай свой проект.

Ребята моего класса сделали проекты по теме: «Какие бывают азбуки?» Эти проектные работы они защищали в городской детской библиотеке. И потом лучшие работы оставили в подарок. (8-12 слайд)

Интересные работы были по теме: «Загадки» . (13-14сл)

Много проектов выполнили ребята в рамках урока технологии. Это как индивидуальные так и коллективные творческие работы. Индивидуальные учебные проекты по теме «Сказка из пластилина» (15сл). Коллективный проект «Строим замок». (16 сл). Работа над коллективным проектом учит уже с первого класса работе в группе, умению распределять обязанности, прислушиваться к мнению других.

Тема «Растения». Один из проектов в 1 классе, который предполагает исследовательскую работу. В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдают, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляют в виде схематических рисунков, таблиц и других форм. Эти знания, а также умение работать в группе пригодилась в работе над групповым проектом по окружающему миру по теме «Растения». Ребята разделились на команды: «Деревья», «Кустарники», «Травы». Каждая команда должна была собрать нужные сведения о своей группе растений, оформить и защитить свой проект. (17сл) Похожая работа была выполнена по теме «Моя семья». Проектная деятельность по окружающему миру не только развивает коммуникативные способности, но и расширяет кругозор.

Проектная деятельность продолжилась и во 2 классе. Ребятам запомнился коллективный проект «Книга зимы». Накануне Нового года дети предложили написать коллективное письмо Деду Морозу, это их желание вылилось в творческий проект. Работа сначала велась в паре. Каждая пара оформляла сою страничку, потом мы их собрали в одну книгу. Выбранная группа составляла письмо, которое приложили к книге. Все, что у нас получилось, мы отправили в Великий Устюг Деду Морозу.(18-19сл)

Но проекты 2 класса в большей степени стали носить исследовательский характер. Это и проект по математике по теме «Меры длины» (20сл) и проекты по окружающему миру по теме «Я познаю мир». ( 21сл)

Тимофеев Алексей с проектной работой по окружающему миру «Звук» принял участие в городской научной конференции, где занял 3 место. Как призер он получил приглашение поучаствовать в областном туре. На областном конкурсе он стал лауреатом.

Имею некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе. Можно сформулировать следующие принципы организации проектной деятельности:

1)Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь надо сказать не только о сотрудничестве между учителем и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Программа УМК «Планета знаний» способствует развитию этих принципов.










Российская Федерация

Министерство образования и науки

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная

школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский

Московской области





Тема: «Проектная деятельность в начальной школе. УМК «Планета Знаний».










Подготовила: учитель начальных классов

Титова И.А.







2013-2014 год.