СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность в общеобразовательной школе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность развивает у обучающихся способность к самостоятельной работе над проблемой, даёт возможность получить крепкие знания, формирует стойкий познавательный интерес к предмету и положительную мотивацию к учению.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в общеобразовательной школе»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»






ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ


















Выполнила: Степанченко Л.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г. Луги


г. Луга

20_15_










Содержание

Введение

Часть 1. Проектная деятельность в общеобразовательной школе.

Часть 2. Рабочая программа по курсу «Проектная деятельность». Учебный проект по литературному краеведению «Имена, связанные с Лужским краем»


Заключение

Список литературы



























ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Особое значение приобретает формирование учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением. Обучение и развитие находятся в тесной и неразрывной связи. От того, как организуется учебная деятельность, зависит формирование и развитие личности в целом.

«Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение». (Якиманская И.С. Развивающее обучение. – С.5)

Реализация такого обучения требует специальной организации учебного процесса.

В последнее время большую популярность получил метод проектов. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. - М.: “Academia”, 2000. - С. 67).

Ещё более актуальной проектная деятельность становится в связи с введением новых стандартов в средней школе, теперь каждый выпускник 11 класса должен представить проект, над которым он работал с 10 класса.

Часть 1. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ1

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Существует несколько наиболее важных для проектной деятельности условий: применение исследовательского подхода, использование методов групповой работы и деятельности в сотрудничестве, обучение учащихся коммуникации.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции старшеклассника:

  • Анализ проблемного поля, выделение проблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

  • Целеполагание и планирование деятельности;

  • Самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);

  • Презентация (самопредъявление, формирование имиджа деятельности и её результатов);

  • Оформление материала для проведения презентации в наглядной форме с использованием для этого специально подготовленного продукта проектирования;

  • Поиск необходимой информации, её систематизация и структуризация («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);

  • Применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе нестандартных, ситуациях;

  • Выбор, освоение и использование технологии, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

  • Проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

  1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ПРОЕКТАМ

  1. Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая деятельность учащихся).

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  5. Использование исследовательских методов.

Проекты бывают разные по содержанию, доминирующей в ней деятельности, продолжительности разработки, количеству участ­ников и т. д.

  1. ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

    Основание типологизации

    Виды проектов в данном типе

    Доминирующая в проек­те деятельность (иссле­довательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная)

    - исследовательские;

    - информационные;

    - творческие;

    - ролевые (игровые);

    - практико-ориентированные

    Предметно-содержа­тельная область

    - монопроект (в рамках одной области знаний);

    - межпредметный (в двух и более областях знаний);

    - надпредметный

    Характер координации

    проекта

    - открытая;

    - скрытая

    Характер контактов

    - внутришкольный;

    - региональный;

    -международный

    Количество участников проекта

    - индивидуальные;

    - парные;

    - групповые

    Продолжительность вы­полнения

    - краткосрочные;

    - средней продолжительности;

    - долгосрочные

  2. ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:

1 этап – погружение в проблему или подготовительный;

2 этап – организация деятельности или планирование;

3 этап – осуществление деятельности или разработка проекта и оформление результатов;

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новой подтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

3.1.Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

4. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

4.1. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ВОЭМОЖНЫХ «ПРОДУКТОВ» ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОЦЕНКА:

  • Web-сайт;

  • Анализ данных социологического опроса;

  • Атлас;

  • Бизнес-план;

  • Видеофильм;

  • Видеоклип;

  • Электронная газета;

  • Электронный журнал;

  • Законопроект;

  • Карта;

  • Коллекция;

  • Дизайн-макет;

  • Модель;

  • Музыкальное произведение;

  • Мультимедийный продукт;

  • Пакет рекомендаций.

Экспертный лист для оценки проектов

  1. Название проекта _____________________________________________________________

  2. Авторы проекта (Ф.И.О., класс) ___________________________________________________

  3. Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:

  1. Наиболее полно соответствует данному критерию – 3 балла.

  2. Достаточно полно соответствует данному критерию – 2 балла.

  3. Частично соответствует данному критерию – 1 балл.

  4. Не соответствует данному критерию – 0 баллов.

Первая часть. Экспертиза текста проекта

Критерии оценки разработанного проекта

Баллы

  1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы


  1. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения значений из разных областей науки и практики


  1. Полнота и содержательность представленного проекта


  1. Оригинальность решения проблемы


  1. Оформление проекта


Общая сумма баллов




Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации

Баллы

  1. Соответствие реализации задуманному проекту


  1. Умение внести коррективы в реализацию проекта


  1. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации


  1. Активность каждого автора проекта


Общая сумма баллов




Третья часть. Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки процесса реализации

Баллы

  1. Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты


  1. Форма представления проекта


  1. Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность


Общая сумма баллов




6. КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Общие положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Именно поэтому в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;

  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В концепции утверждается, что воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Начинается духовно-нравственное развитие и воспитание личности в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе.

Следующий этап развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

На мой взгляд, значительную роль в решении задач, поставленных в Концепции, играют предметы филологического цикла, в первую очередь, литература и в частности литературное краеведение. Литературное краеведение как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе над проектом даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по краеведению, истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки»,- писал Д.С. Лихачев. Потому в своей работе я решила обратиться к литературному краеведению. Была разработана программа курса «Проектная деятельность».














Часть 2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»


Рабочая программа по курсу

«Проектная деятельность»

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основании Положения о проектной деятельности МОУ СОШ №4. в соответствии с примерной программой по русскому языку и литературе.

Под проектом понимается специально организованная учителем, выбранный обучающимся и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающийся созданием продукта.

Основные принципы проектной деятельности признаются:

- поддержание познавательного интереса на всех этапах работы;

- личная заинтересованность обучающихся в работе над проектом;

- значительная доля самостоятельности;

- социализация личности;

- научность в сочетании с доступностью и посильностью.

- интегральность (объединение и взаимовлияние урочной и внеурочной

деятельности, элективного курса).

Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Место курса в учебном плане

Учебным планом школы в _______ учебном году предусмотрено введение курса «Проектная деятельность» в 6 – 10 классах. Из них в 9 классе – 1 час. Всего 35 часов.

Данная программа рассчитана на обучающихся ___ классов. Предполагается охватить проектной деятельностью 100% обучающихся этих классов.

Формы организации – групповая, индивидуальная, одноклассная.

Предметная область проектных работ – «Русский язык», «Литература».

Форма организации – урочно-внеурочная.

Сроки выполнения: краткосрочные и среднесрочные.

Сопутствующие проектной технологии методы: сравнительный, поисковый, исследовательский.

Предположительный выход продуктов проектной деятельности: урок, школьный конкурс «Мой проект», возможно участие в конкурсах, Дни проектов.

Темы проектных работ будут предложены учащимся двух классов. Решением большинства в процессе общего обсуждения выбираются общеклассные (групповые) темы. Темы проектов (в том числе и индивидуальных), могут родиться «стихийно» в процессе учебных занятий.

При этом в рабочую программу в раздел «Приложение» будут внесены изменения.

Цели и задачи обучения

Цели

  • Обучение основам проектной деятельности

  • Приобретение опыта проектной деятельности при работе с информационными проектами различного типа с помощью современных ИКТ

  • Формирование навыка коллективной реализации информационных проектов в различных видах человеческой деятельности, востребованных на рынке труда

  • Понимание и применение учащимися компетенций, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

  • Повышение мотивации обучающихся при решении задач;

  • Развитие творческих способностей;

  • Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

  • Формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

  • Создание на уроках русского языка и литературы условий для развития творческой личности учащихся в результате внедрения проектной деятельности.

Задачи обучения

  • Обучить планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)

  • Сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать)

  • Научить анализировать (креативность и критическое мышление);

  • Научить составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии)

  • Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

  • Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике;

  • Развивать познавательные навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве; умение видеть проблему и прогнозировать способы её решения.

  • Создавать условия для самоопределения, построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов

Работа над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Работу над проектом разбивается на три этапа. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация — проблема, заключённая в ней и осознанная человеком, — поиск способов разрешения проблемы — решение, и выводы о проделанной работе.

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, с первого класса формирующим навыки самообразования и самовоспитания. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности.

Этот процесс нужно организовывать и моделировать так, чтобы обучающиеся научились:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

  • искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;

  • осуществлять и аргументировать выбор;

  • предусматривать последствия выбора; 

  • действовать самостоятельно (без подсказки); 

  • сравнивать полученное с требуемым;

  • корректировать деятельность с учётом промежуточных результатов;

  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

Именно проектная деятельность позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях  доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи и нестандартные условия.

Программа направлена на реализацию развивающих технологий обучения, учитывающих индивидуальность обучающихся, которые ощущают потребность в саморазвитии, самореализации.

Роль учителя в проектной деятельности сводится к ролям консультанта, помощника, координатора, коллеги, разумного критика, создателя идеи.

Процесс работы над проектом разбивается условно на этапы:

1. Подготовительный (Определение тематического поля и темы проекта. Поиски и анализ проблемы, постановка цели проекта).

2. Аналитический (поисковый, исследовательский).

3. Этап обработки материалов.

4. Презентационный.

5.Заключительный (контрольный). Анализ результатов. Оценка качества выполнения.

Документация по проектной деятельности оформляется учителем с привлечением наиболее смотивированных на проектную деятельность учащихся. Пакет документов по проекту называется «Портфолио». Включает: паспорт проекта, презентационный материал на электронных и печатных носителях (и другое), грамот, сертификатов.

Планируемые результаты

Обучающиеся должны уметь:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать(ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности

Выпускник будет уметь:

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам;

• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Выпускник будет уметь:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

• использовать такие методы и приёмы, как моделирование;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

В основной школе (5—9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе даёт возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.

Этапы работы над проектом

I.Поисково-исследовательский:


  • Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).

  • Сбор, изучение и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.

  • Планирование проектной деятельности:

а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие;

б) исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки;

в) выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.

II.Технологический:


1. Составление конструкторской и технологической документации.

2. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия.

3. Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.

4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

5. Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.

6. Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.


III.Заключительный:


1. Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду.

2. Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).

3. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.


I. Поисково-исследовательский

Моделирование идеальной ситуации

Анализ имеющейся информации

Анализ имеющейся информации

Определение потребности в информации

Определение и анализ проблемы

Сбор и изучение информации

Постановка цели проекта

Анализ ресурсов

Определение задач проекта

Планирование продукта

Определение способа разрешения проблемы

Анализ имеющейся информации

Составление плана проекта: пошаговое планирование работ

Сбор и изучение информации

II. Технологический

Выполнение плана работ

Текущий контроль

Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

Презентация продукта

III. Заключительный

Анализ результатов выполнения проекта

Оценка продукта




Поурочное планирование модуля «Проектная деятельность»

(17 часов)


№ урока

Тема урока

Содержание

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Введение (1 ч)

1

Презентация работ

Выставка учебных исследовательских и творческих работ. Анализ тематики исследований, оппонирование результатов. ПР1




Азбука учебного исследования (1 ч)

2

Учебное исследование

Учебное и научное исследование, их различия и сходство. Предмет, объект, методы исследования.

Выбор объекта и предмета исследования



Выбор темы исследования (1 ч)

3

Проблема исследования. Выбор темы исследования

Проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос. Целеполагание и мотивация. Требования к постановке целей исследования (реалистичность, ранжируемость, диагностируемость). Актуальность выбора проблемы исследования. Поиск противоречия, формулировка темы исследования. Групповая дискуссия. ПР2

Записи в тетради



Поиск и способы первичной обработки информации (3 ч)

4

Источники информации. Способы текстовой организации информации.

Литературные источники, архивные данные, устные и рукописные источники. Интернет. Картотека (каталог), план, тезис, конспект.

Подбор источников по теме исследования. Конспект выбранной статьи, план, тезисы.



5

Список источников

Правила оформления списка источников. Обзор литературы.

Написание обзора литературы по теме



6

Графическое представление информации. Компьютерное представление данных

Логические опорные сигналы, картосхемы, диаграммы, графики, таблицы, графы.

Компьютерные презентации, web-сайты, электронные таблицы, публикации, документы. ПР3

Подобрать материал по теме.

Найти несколько сайтов по теме.




Методы учебного исследования (3 ч)

7

Теоретические методы исследования. Применение теоретических методов.

Методы учебного исследования, классификация. Теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, моделирование, индукция, дедукция)

Записи в тетради



8

Эмпирические методы исследования. Применение эмпирических методов.

Эмпирические методы исследования (эксперимент, наблюдение, опрос, тест, рейтинг, работа с документами, зарисовка, фото, видео). Виды эксперимента: естественный (полевой) и лабораторный.

Проведение анкеты, опроса



9

Обработка результатов

Представление статистических данных в графической форме

Обработка анкет



Разработка темы исследования (4 ч)

10

Алгоритм учебного исследования. Организация учебного исследования. Планирование

Выбор темы исследования, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация результатов, выводы, оформление, новые проблемы.

Определение сроков, видов деятельности, ответственных, контрольных точек, форм представления результата, необходимых ресурсов.

Записи в тетради



11

Организация учебного исследования. Источники. Организация учебного исследования. Статистика

Работа с литературными и другими источниками (архивы, устные).

Составление анкет, опросников, проведение интервью, референдума, телефонного опроса

Записи в тетради



12

Оформление результатов исследования. Организация результатов исследования

Требования к оформлению результатов исследования. Культура оформления. Дизайн. Фиксация данных на бумажных и электронных носителях. Фото и видеосъёмка. Аудиозапись.

Презентация.



13

Отчёты. Творческий отчёт

Написание отчёта, эссе, ведение дневника наблюдений. Выставка результатов исследований

Презентация





Теоретическое обоснование результатов исследования (2 ч)

14

Научные основы исследования.

Выводы и заключения.

Роль научного знания в решении проблем исследования. Анализ теоретических положений на основе различных источников информации, обоснование результатов исследования.

Соответствие гипотезе, формулировка и аргументация выводов, заключений, предложений, дальнейших направлений исследования

Записи в тетради



15

Приложение

Формирование приложения к исследовательской работе. Структурирование данных, систематизация, методики.

Записи в тетради



Презентация результатов исследования (2 ч)

16

Презентация

Презентация, её виды, компьютерная презентация. Требования к презентации. Рецензия.

Рецензия работы



17

Защита. Рефлексия

Публичное выступление по результатам исследования.

Оценка деятельности группы и отдельных учащихся. ПР4























Поурочное планирование модуля

Учебный проект по литературному краеведению

«Имена, связанные с Лужским краем»

(18 часов)

№ урока

Тема урока

Содержание

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Вводный этап 3 часа

1

Установочное занятие.

Определение целей, задач проектной работы.

Выбор тем, формирование проектных групп, распределение задач между членами группы.

Примерный перечень тем для исследований:

  1. Августейший поэт К.Р.

  2. Писатели 20 века в Луге и её окрестностях.

  3. Н. Заболоцкий. Творческий путь поэта.

  4. Поэты – символисты в Лужском крае (А. Блок, З. Гиппиус, Д. Мережковский).

  5. Лужский затворник А. А. Тихонов-Луговской.

  6. Они родились в Луге.

Аргументировать обоснование выбора проекта



2

Разработка планов проекта.

Утверждение индивидуальных планов работы

Корректировка плана проекта



3

Критерии оценки проекта.

Установление процедуры и критериев оценки проектов

Записи в тетради



Поисково-исполнительский этап 7 часов

4

Реализация проекта. Информационный этап

«Их имена связаны с Лугой и её окрестностями». Сбор сведений о текущем состоянии объекта исследования. Отбор и изучение необходимых информационных источников. Определение методов проведения исследования.

Сбор материала



5

Реализация проекта. Деятельностный этап

Посещение Лужского краеведческого музея. Проведение первичных исследований, выявление дополнительных направлений деятельности.

Материалы по своему проекту



6

Реализация проекта. Обработка данных

Подведение промежуточных итогов, обработка экспериментальных данных, результатов исследования.

Материалы по своему проекту



7

Промежуточный контроль

Коррекция сроков, видов деятельности, направлений исследования, дополнение методик.

Материалы по своему проекту



8

Реализация проекта. Деятельностный этап

Встреча с лужским историком, краеведом, писателем А.И. Обуховым.

Проведение дополнительных исследований, организация информационных акций.

Материалы по своему проекту



9

Изучение краеведческого материала.

Встреча с работниками Центральной районной библиотеки, членами клуба краеведов.

Материалы по своему проекту



10

Реализация проекта. Аналитический этап

Посещение музея-усадьбы композитора Н.А. Римского-Корсакова.

Систематизация данных. Соотнесение полученных результатов с планируемым. Формулировка выводов. Определение направлений дальнейшего развития исследования.

Материалы по своему проекту



Обобщающий этап 3 часа

11

Оформление результатов проектной деятельности

Написание работы, оформление приложений, разработка рекомендаций

Разработка паспорта мини-проекта



12

Доработка проекта с учетом замечаний и предложений

Написание работы, оформление приложений, разработка рекомендаций

Подготовка вопросов для дискуссии



13

Подготовка к публичной защите проекта

Разработка презентации, буклетов, написание тезисов выступления, подбор наглядности.




Заключительный этап 4 часа

14

Презентация проекта

Выставка результатов творческой деятельности, выступление на уроке, защита работы, концерт, праздник.

Подготовка к защите проекта



15

Презентация проекта

Выставка результатов творческой деятельности, выступление на уроке, защита работы, концерт, праздник.

Оценить свою деятельность в проекте.




16

Подведение итогов, анализ выполненной работы. Оценочный этап.

Оценка уровня и качества проведённого дела, вынесение благодарностей, поощрение участников.

Оценить свою деятельность в проекте.




17

Рефлексия

Рефлексия как способ оценки результатов. Виды рефлексии. Алгоритм рефлексивной деятельности (что получилось, что нет, причины, какие трудности были, что можно сделать иначе)

Оценить свою деятельность в проекте.

Письменная саморефлексия.



18

Самоанализ и самооценка.

Групповая рефлексия

Самоанализ и самооценка выполнения исследования, проекта.

Обсуждение качества самоанализа на основе письменных работ. Объективность и субъективность





















Список, используемой литературы

  1. Е. А. Гилева, Ю. С. Егоров Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования. Школа. 2009 - №2 (41)

  2. И. В. Золотарева, Т. И. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина 19 века». М., «ВАКО», 2008 г.

  3. О. В. Касперская. «Система работы с одаренными детьми. Современные технологии». Волгоград.

  4. Концепция духовно-нравственного воспитания

  5. А. Г. Нарушевич, Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие, Легион, 2013 г.

  6. Л. В. Перепелицына. «Литература 5-9 классы. Диалоговые формы обучения», Волгоград. 2008

  7. В. Г. Цветкова. Литература 5-11 классы. Проектная деятельность. Волгоград, 2013. С. 3-13.

  8. Н. Н. Шевченко. «Культура общения. Программа элективного курса». Из сборника элективных курсов «Литература 10-11 классы», Волгоград, изд. «Учитель», 2008 г.

  9. «Я иду на урок литературы». 10 класс. Книга для учителя. М., «Первое сентября», 2004 год.

  10. Интернет-ресурсы.





1 В.Г.Цветкова. Литература 5-11 классы. Проектная деятельность. Волгоград, 2013. С. 3-13.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!