Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС ООО
Денисов Е.К.
Индивидуальный проект выполняется:
самостоятельно под руководством учителя (руководителя проекта/тьютора), научного руководителя, консультантов по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в течение одного периода обучения (полугодия) в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта.
Индивидуальный проект
- Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого учащегося старшей ступени обучения, занимающегося по ФГОС второго поколения.
- Невыполнение лицеистом индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету и приводит к академической задолженности.
Индивидуальный проект
- Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
- Отметка за «Индивидуальный проект» выставляется в классном журнале, за каждое полугодие и год, личном деле - годовая оценка, в документе государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – итоговая оценка по результатом двух лет обучения.
Сопровождение проекта
- Консультанты проекта назначаются администрацией лицея из числа педагогических сотрудников лицея.
- Руководитель проекта выбирается совместным решением учителя и ученика из числа консультантов данного класса.
- Научным руководителем проекта может быть, как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего. Учащийся вправе выбрать научного руководителя в соответствии со своими интересами.
- Руководителем проекта и научным руководителем проекта может являться одно и то же лицо.
Научный руководитель
Отслеживает работу учащегося, по следующим критериям:
а) актуальность выбранной темы;
б) глубина проработанности теоретического материала;
в) новизна и/или своеобразность подхода к проблеме;
г) степень завершенности, с точки зрения поставленных задач;
д) практическая значимость полученных результатов;
е) рекомендации по целесообразности дальнейшей работы над темой.
Руководитель проекта
Отслеживает работу учащегося в ходе выполнения проекта, по следующим критериям:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) своевременность прохождения всех вех, в соответствии с планом проекта;
г) продуктивность использования времени на уроке;
д) количество и качество прохождения учащихся образовательных модулей в процессе работы над проектом;
е) посещаемость занятий.
Цель:
Индивидуальный проект выполняется учащимися с целью продемонстрировать свои достижения в:
- самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности;
- способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
Тема проекта
Проект должен иметь социального заказчика.
В качестве заказчиков проектов могут выступать:
- различные социальные партнеры: прежде всего вузы и колледжи, научные организации, местные органы власти, профсоюзы и объединения работодателей, общественные объединения и т.п.;
- школа, и сам учащийся, показав оригинальность и нужность проекта.
Тема проекта определяется учащимся совместно с научным руководителем проекта и утверждается методическим советом школы.
Требования к содержанию и направленности проекта
- Области проектной деятельности: познавательная, практическая, учебно-исследовательская, социальная, художественно-творческая, иная.
- Примерные виды проектов: информационный, творческий, социальный, прикладной, инновационный, конструкторский, инженерный.
- Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.
- В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Требования к содержанию и направленности проекта
- Области проектной деятельности: познавательная, практическая, учебно-исследовательская, социальная, художественно-творческая, инженерная.
- Примерные виды проектов: информационный (реферативный), исследовательский, творческий, социально-ориентированный, прикладной, инновационный, конструкторский, инженерный.
Примерные виды продуктов проектов:
- печатная работа (аналитические материалы, обзорные материалы, отчет о проведенных исследованиях, стендовый доклад);
- художественно-творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, веб-дизайна), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, сайта, фильма;
Примерные виды продуктов проектов:
- материальный объект, макет, прототип, какое-либо конструкторское изделие;
- отчетные материалы по проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты (фото, фильмы, интерактивные схемы);
- техническая разработка;
- программный продукт (комплекс программ, приложение, модуль).
План-график работы по проекту
План, программа подготовки проекта для каждого учащегося разрабатываются учащимся совместно с научным руководителем проекта, руководителем проекта и всеми учителями – консультантами, из числа закрепленными за классом, в котором обучается исполнитель проекта, консультации которых входят в план.
- На этапе планирования определяются все необходимые параметры реализации проекта:
- продолжительность по каждому элементу проекта, потребность в знаниях, умениях и навыках, потребность в технических и информационных ресурсах.
- продолжительность по каждому элементу проекта,
- потребность в знаниях, умениях и навыках,
- потребность в технических и информационных ресурсах.
План-график работы по проекту
Процессы и процедуры планирования должны обеспечить реализуемость проекта в заданные сроки, с надлежащим качеством и максимальным приростом интеллектуальных и личностных показателей.
- Процессы и процедуры планирования должны обеспечить реализуемость проекта в заданные сроки, с надлежащим качеством и максимальным приростом интеллектуальных и личностных показателей.
- Для анализа и контроля хода реализации проекта необходимо использовать определение основных вех . При определении вех используется информация о ключевых точках, через которые проходит проект. Эти точки являются контрольными и должны быть оценены руководителем и/или научным руководителем проекта. В контрольных точках может происходить корректировка плана проекта.
- Для визуального отображения плана проекта и результатов прохождения контрольных точек можно строить так называемую диаграмму Ганта.
Пример диаграммы Ганта
1-е занятие – установочный семинар;
12-е занятие – презентация электронного справочника «Устройства компьютера»;
анализ результатов, заполнение портфолио.
Жирным шрифтом выделены номера занятий, на которых осуществляется контроль деятельности учащегося .
Составление плана работы
Разработка эл. макета
Обучение
Поиск и отбор информации
Эл. (HTML, брошюра, буклет) представление информации
Стилистическая правка текста
Составление отчетов
Подготовка презентации
1 2 4 9 10 11 12 № занятия
Пример диаграммы Ганта
М3
М1
М2
Обучение
Поиск информации
Отбор звуковой информации
Отбор текстовой информации
Отбор графич. информации
Составление доклада
Обработка звука
Подготовка презентации
- М1 – обучающий модуль «Поиск информации в Интернет и сохранение»;
- М2 – обучающий модуль «Вырезка звукового фрагмента и сохранение звукового файла»;
- М3 – обучающий модуль «Программа Power Point »
- 9 занятие – защита проекта.
1 2 4 5 6 7 8 9
Требования к защите проекта
- Защита индивидуального проекта осуществляется в форме конференции в период экзаменационной сессии.
- Материалы по проекту: продукт проекта, отчет, презентация, отзыв руководителя.
- Паспорт проекта готовится учащимся. Он должна быть объемом не более двух печатных страниц с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, гипотез относительно возможного результата, цели и задач проекта; б) назначения проекта и его актуальности ;
- Паспорт проекта готовится учащимся. Он должна быть объемом не более двух печатных страниц с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, гипотез относительно возможного результата, цели и задач проекта; б) назначения проекта и его актуальности ;
- а) исходного замысла, гипотез относительно возможного результата, цели и задач проекта;
- б) назначения проекта и его актуальности ;
- в) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; Для конструкторских технических проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей технических решений, для социальных-ориентированных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта, для прикладных – минимальные требования к программным продуктам, к оснащению компьютера и его ПО и т.д.
- в) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
- в) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
- Для конструкторских технических проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей технических решений, для социальных-ориентированных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта, для прикладных – минимальные требования к программным продуктам, к оснащению компьютера и его ПО и т.д.
- Материалы по проекту ( отчет, презентация, информационные продукты) должны быть сданы в экзаменационную комиссию не позднее, чем за 7 дней до даты его защиты.
Критерии оценки проекта
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем ,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого, технического решения и т. п.
Сформированность предметных знаний и способов действий ,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Глубина проработанности материала, адекватность работы поставленным целям, понимание соответствия между поставленными задачами, результатами и выводами.
Критерии оценки проекта
Сформированность регулятивных действий ,
проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Соблюдение плана-графика;
адекватность, полнота и разнообразие использования ресурсов;
эффективность использования рабочего времени;
адекватность и эффективность выбираемых стратегий.
Критерии оценки проекта
Сформированность коммуникативных действий ,
проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Представление работы: четкое формулирование целей и задач,
подбор аргументов для обоснования выводов; взаимодействие при работе над проектом с сообществами: сетевым, профессиональным, целевой аудиторией и т.п.
Процедура оценивания проекта
- Максимальная оценка по каждому критерию не превышает 3 баллов.
- Отметка за защиту проекта выставляется в специальную ведомость и как отметка за семестр в электронном журнале, на странице «Индивидуальный проект».
Документация ведения проекта
УЧЕНИК
УЧИТЕЛЬ