СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная и исследовательская деятельность на уроках «Индустриальная технология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная и исследовательская деятельность на уроках «Индустриальная технология»

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность на уроках «Индустриальная технология»»

Проектная и исследовательская деятельность на уроках «Индустриальная технология»


Проектная и исследовательская деятельность на уроках «Индустриальная технология» ставит целью развитие умений у школьников управлять своей деятельностью. Дети сами выбирают себе партнеров, планируют свои действия, практически реализовывают свой план и представляют результаты своей деятельности. На занятиях школьники знакомятся с понятием "Творческий проект и исследовательская деятельность". С ребятами проводиться беседа. В ходе, которой становиться ясно, что интересно мальчишкам, а что не очень.

Работу над проектом начинаем совместно с поиска проблемы и осознания проблемной ситуации. Затем ставиться  перед школьниками проблема,  предлагается банк тем проектов,  раскрываются  требования  к  ним, технология их  выполнения  и  критерии  оценивания. 
Учащиеся  из  предложенных проблем  выбирают  одну,  наиболее  актуальную  для  них. Акцент делается на необходимость использования материалов с учетом вопросов экономики и, конечно же, экологии, так как 2017 год в России объявлен годом экологии. 
Опираясь  на  собственные  знания  и  обобщая  источники  информации (книги,  журналы,  газеты, рекламные  буклеты, справочники и  др.),  школьники  исследуют  потребности  в  определенных  изделиях  или  услугах проводят  маркетинговое  исследование,  оценивают  свои  интеллектуальные  и  материальные  возможности. Учащиеся  формулируют  конкретную  задачу,  определяют  тему проекта. 
Работу над проектом предлагается осуществлять с составления краткого перечня критериев: 
- какие функции должно выполнять изделие, 
- как изделие должно выглядеть, 
- сведения о размерах, 
- какие материалы и отделка могут быть использованы, 
- требования со стороны законодательства и другие требования. 
Очень важен процесс творческого поиска при решении поставленной перед ними задачи. Затем учащиеся  записывают  возникшие  идеи  в  виде  фраз,  отдельных  слов,  картинок или эскизов. 
Обращается внимание на то, что хороший результат дает «Мозговая атака».

Это метод интенсивной «атаки», метод стимулирования творческой деятельности. Он заключается в коллективной творческой деятельности учащихся по разрешению сложной проблемы с целью наработать как можно больше идей. 
Предлагаются следующие этапы «Мозговой атаки»: 
1. Создание банка идей. 
2. Анализ идей. 
3. Обработка результатов. 
4. Рефлексия «атаки». 
Затем следует важный этап оценки  идей и выбора  лучшей идеи. Учащиеся  выбирают  из  многих  вариантов  подходящее  решение,  разрабатывают  рабочий  эскиз  модели  с  описанием. При выборе  материала производиться построение  «звездочки  обдумывания», с помощью которой ребята определяют и записывают  несколько  наименований  материалов. Затем выбирают  наиболее подходящие  из  них. 
В ходе выполнения  технологических  операций учащиеся  подбирают  режим  обработки:  осуществляют  контроль  качества  обработки 
деталей,  самоконтроль  своей  деятельности;  вносят  изменения  в  технологический  процесс;  корректируют  последовательность  операций,  режимы  обработки, последовательность  сборки;  соблюдают  технологическую  и  трудовую  дисциплину; контролируют  организацию  рабочего  места. 
Особое внимание ребят обращается на разработку технологической документации. На этом этапе учащиеся  выбирают  и  анализируют 
рациональную  технологию,  составляют  технологические  карты,  чертежи,  эскизы, конструируют  и  моделируют,  определяют  режимы  работы  и  затраты времени,  уточняют  критерии  контроля. В ходе организации проектной деятельности в содержание обучения обязательно используются тестовые задания. 
Следующий этап - это организация  рабочего  места. Учащиеся  подбирают  и  размещают  на  рабочем  месте материалы, инструменты, приспособления,  проверяют  освещенность, проветриваемость  в  соответствии  с  санитарными  нормами  и  правилами  безопасности. 
Мальчишки с гордостью демонстрируют результаты своего труда и защищают свои проекты, используя при этом свою презентацию. А восьмиклассник, например, в этом году при подготовке к проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету разработал проект "Тренажеры для спортивного зала", в число которых входят тренажеры для бицепса, для грудных мышц, для ног, для плеч и трапеций, для пресса. Изюминкой в этой работе является то, что ученик самостоятельно производил сварочные работы. А это, согласитесь, дорого стоит! И забегая вперед, хочется отметить, что особенно ценно, мальчишки на этих тренажерах с удовольствием занимаются, причем бесплатно! 
Далее учащиеся  подсчитывают  себестоимость  изделия  или  услуги,  проводят  экологическую  экспертизу  изготовляемого  изделия. 
И заключительный этап проекта - это контроль и испытание. Ребята осуществляют  контроль и корректировку параметров изделия, проводят его  испытание. Затем следует анализ достоинства и недостатков проекта, оцениваются результаты проектирования. Для наглядности оценки изделия строиться всем известная "Диаграмма «паучок». 
Отрадно отметить, что проектная и исследовательская деятельность на уроках технологии - это положительная мотивация учащихся к изучению предмета «Индустриальная технология» и необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность школьника.



Кадыров Эрик Табрирович, учитель технологии