СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Компьютерное здоровье и информационная безопасность"

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики»

Исследовательская работа по теме

«Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики»


Разработал: преподаватель информатики ГБПОУ СО «Пугачевский политехнический лицей» Рябинская М. В.


«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью» Л.Н.Толстой


На современном этапе развития системы среднего профессионального образования основной педагогической задачей является создание и организация условий, инициирующих действия обучаемого. Современное занятие должно выстраиваться для студента как открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Одной из форм учебной деятельности выступает организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом – интеллект каждого субъекта, наполняемый личностным смыслом.



Современное занятиеэто свободное занятие, порождённое стремлением предоставить свободу для индивидуального развития, главной задачей которого становится воспитание думающего человека, способного ориентироваться в меняющихся условиях, потоке информации, готового к творческому поиску. Как же это сделать? Как заставить студента думать? Надо его поставить в ту или иную ситуацию, выход из которой он должен найти сам (может быть с некоторой помощью преподавателя). Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике проектной и исследовательской деятельности студентов.



Метод проектов - это такой способ познания окружающей нас действительности, который способствует развитию и становлению личности в современном изменяющемся мире. Студент познает эту действительность, т.е. получает знания, и прекрасно понимает, где и как он эти знания сможет применить, приобщаясь к жизненно важным проблемам.

Метод проектов развивает у студентов логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, расширяет умственные способности, развивает самостоятельные исследовательские умения. Студент может анализировать ситуацию, обобщать, классифицировать, сравнивать. Он начинает по-другому относиться к реальной жизни – полностью меняется мировоззрение студентов.


Данный метод можно использовать на любом предмете. Но на уроках информатики данный метод можно использовать в полном объеме, т.к. на этих уроках чаще всего используется самостоятельная работа за компьютером, используются методы дифференцированного и индивидуального обучения.

Тема “Электронные таблицы” – одна из наиболее практически значимых, востребованных, после текстового редактора Word и его возможностей. Знания, полученные при изучении электронных таблиц могут пригодиться студентам при планировании и решении как стандартных задач, так и задач, имеющих прикладной характер. В частности, студентами по профессии «Повар, кондитер» могут быть применены полученные умения и навыки в своей профессии для расчёта сырья в технологических картах, используемых на уроках производственного обучения.

Для закрепления и проверки качества знаний и умений по теме студентами разрабатывается мини-проект "Технико - технологическая карта". Студенты должны произвести расчёт сырья с помощью формул; построить круговую диаграмму, отражающую расход сырья (по нетто).

Все предприятия, которые работают не по Сборнику рецептур (технологических нормативов) обязаны разрабатывать документ "Технико - технологическая карта". В ходе проектно-исследовательской работы студенты должны узнать требования к оформлению ТТК и содержащейся там информации, выявить основные отличия ТТК от Технологической карты, определить самое высококалорийное и низкокалорийное блюдо.

Домашним заданием является расчет пищевой и энергетической ценности блюда на основании методики, приведенной в Методических указаниях по лабораторному контролю качества продукции общественного питания (использовать материалы учебных занятий производственного обучения).

Главное, что все студенты работают в парах, а потом друг у друга проверяют выполненные расчеты. Проекты демонстрируются на следующем уроке, определяется лучший проект, выявляются плюсы и минусы представленных работ. Подводя итоги проекта, предлагаются вопросы:


  1. Трудно ли использовать данную программу при расчетах технологических карт?

  2. Какие ошибки вы допускали?

  3. Что получалось не сразу?

  4. Скажите, сможете ли вы самостоятельно создать и рассчитать технологические карты в будущем?

  5. На каких предприятиях общественного питания целесообразно применять компьютер для составления технологических карт?


Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость решаемой задачи.

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов.

4.Определение конечных целей совместных/ индивидуальных проектов.

5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием по­этапных результатов).

7.Использование исследовательских методов:

• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов иссле­дования;

• оформление конечных результатов;

• анализ полученных данных;

• подведение итогов , корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "круг­лого стола", статистических методов, творческих отчетов, про­смотров, т.д.).

Роль преподавателя при выполнении проекта - это роль незави­симого консультанта. Важно в ходе кон­сультаций только отвечать на возникающие у студентов вопросы. Возмож­но проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества студентов.


В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в учебном процессе можно сделать следующие выводы:

необходимость применения проектной технологии в образовательном процессе обусловлена тенденциями к более полноценному развитию личности, его подготовки к реальной профессиональной деятельности;

широкое применение при обучении студентов информатике проектной технологии даёт результаты на всех этапах обучения.

В целом, проектная технология является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию студентов, уровень самостоятельности обучаемых, общее интеллектуальное развитие, способствуя развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.


Метод проектов на уроке информатики и во внеурочное время способствует развитию наблюдательности, умению видеть необычное в знакомых вещах, задавать себе вопросы о тех явлениях, с которыми встречаются в жизни, ставить перед собой цель и формулировать итоги своей самостоятельной деятельности.


Проект «Компьютерное здоровье и информационная безопасность» является обязательным. Влияние компьютера на здоровье человека – одна из спорных тем, горячо обсуждаемых в настоящее время. Цель проекта – формирование культуры здоровья студентов, представления студентов о влиянии компьютерной техники на здоровье человека; практические советы по предотвращению негативного влияния компьютера на разные органы и системы организма человека; информационная безопасность; воспитание интереса к исследовательской деятельности.


Этапы проекта:

1 этап– ознакомительно-организационный (знакомство студентов с темой проекта, рассказ о значимости проекта, постановка цели и задач, определение алгоритма действий, выяснение трудностей проекта);

2 этап– практический с обменом информации:

проведение социологического опроса студентов, родителей, преподавателей по следующим аспектам:

- Есть ли в вашей семье компьютер?

- Сколько времени вы проводите у компьютера?

- Знаете ли вы о негативном влиянии компьютера на организм?

- Какие меры предотвращения вредного воздействия компьютера вы соблюдаете?


3 этап– практический с обменом информации (работа в малых группах):

разработка информационной части проекта:

какие органы и системы организма человека страдают в первую очередь?



4 этап– контрольно-коррекционный:

разработка презентаций, видеосюжетов по темам:

«Влияние компьютера на психику»,

«Продолжительность работы за компьютером»,

«Правильная организация рабочего места»,

«Правильная осанка»,

«Освещение при работе за компьютером»,

«Информационная безопасность».


5 этап– аналитический (обработка результатов проекта, анализ и обобщение результатов исследования):

создание инструкции: «Полезные советы для здоровья при работе на компьютере»,

создание инструкции : «Информационная безопасность».


У студентов в результате этого проекта формируется правильное отношение к таким важным вопросам, как:


• повседневное использование компьютеров,

• информационная безопасность;

• развитие активности и самостоятельности в приобретении новых знаний;

• развитие логического мышления за счет исследовательской работы;

• информационная культура;

• здоровый образ жизни;

• развитие интеллектуальных способностей студентов.

















Мир изменяется, и люди, живущие в нём должны подстраиваться под его течение, если хотят получить стабильность от жизни. Творческий поиск, умение самостоятельно искать информацию и самообучаться – одни из самых важных качеств современного человека. Навыки, полученные студентами на уроках информатики, охотно используются ими для подготовки материала по другим учебным дисциплинам и специальным предметам. Они создают интересные тематические сайты и презентации, пишут хорошо иллюстрированные рефераты, применяя информацию, найденную в Интернете и книгах, по всем правилам оформляют результаты своих исследований, выступают на конференциях и семинарах.