Тема: «Проектная и учебно-исследовательская деятельность младших школьников.
Автор работы: Жукова Оксана Юрьевна ,учитель начальных классов.
Место работы: МАОУ СОШ №17, г. Улан-Удэ.
Стандарт второго поколения позволяет строить процесс обучения с опорой на творческую деятельность ребенка и по-новому представлять его результат. К результатам обучения по комплекту «Школа России» относятся не только сформированная система знаний и способов действий, но и результаты, выраженные в предметно-деятельностной форме. Например: интервью с человеком той или иной профессии, подборка вопросов для викторины, сценарий праздника, коллективное создание «Музея наших путешествий» или «Красной книги нашего края», выставка творческих работ и др. При этом открываются широкие возможности для организации проектной деятельности обучающихся, как в рамках отдельных предметов, так и на межпредметной основе.
В процессе организации проектной и исследовательской деятельности учитель превращается в наставника. Именно такой тип взаимодействия учителя и ученика способствует развитию инициативы учащихся и более эффективному, а значит качественному обучению. Работа над проектом даёт возможность проявить себя и слабым, часто пассивным в процессе обучения ученикам. Способствует развитию творческих, художественных задатков, позволяет учащимся самовыразиться, получить моральное и эмоциональное удовлетворение.
Успех проектной деятельности зависит от правильной организации. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несёт на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребёнок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.
При работе над проектом я использую различные комбинаторные группы: «учитель + дети», «учитель + родители», «учитель + дети + родители». На собрании познакомила родителей с проектным и исследовательским методами, этапами выполнения проекта. Предложила в помощь памятку «Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?». Совместно работая над проектом, родители активно участвуют в жизни своего ребёнка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения.
Задачи учителя:
организовать самостоятельную исследовательскую работу учащихся;
организовывать и проводить дискуссии, не подавляя учеников своим авторитетом;
устанавливать и поддерживать деловой, эмоциональный настрой у учащихся;
интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Роль родителей:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают подходящий режим работы, отдыха и питания.
Этапы работы над проектом:
постановка проблемы;
тема проекта;
цель проекта;
задачи проекта;
гипотеза;
план работы;
продукт проекта;
выводы (итог проекта).
Требования к проектной работе.
Титульный лист (название, дата, авторы и пр.).
Краткая аннотация, содержащая изложение основных позиций проекта.
Оглавление.
Эпиграф.
Краткий экскурс в историю вопроса (с иллюстративным рядом).
Основные проектные идеи, обоснование их выбора.
Технологическая часть: эскизы, планы, схемы, расчёты.
Визуальный ряд к проекту: макеты, фотографии, рисунки, компьютерный дизайн.
Заключение.
Библиографические сведения: список литературы.
Сведения об авторах проекта.
При изучении курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова отдельно выделяются часы для работы над проектами по изученным темам: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы» (1 класс). Большую помощь в проведении этой работы оказывают рабочие тетради А.А. Плешакова, где в интересной и понятной форме предлагаются задания для выполнения проекта. Ранее вся эта работа могла проводиться учителем самостоятельно и только во внеурочное время. Сейчас я с удовольствием использую не только рабочие тетради, но и атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне».
В 1 классе я большое внимание уделяла подготовительной работе. Проводила индивидуальные и коллективные игры. Каждая игра-исследование состояла из двух частей: тренировочных занятий и самостоятельного исследования. Обсуждался план действий на каждом этапе работы над проектом. Для успешной работы дети использовали памятку «Начинающему исследователю».
Во 2 классе провела коллективную исследовательскую работу «Домашние животные. Кошки».
Цель:
- определить роль кошки в жизни человека.
Задачи:
- узнать, какие домашние питомцы есть у учащихся класса;
- определить особенности содержания котов;
- определить, что нужно для развития домашнего питомца;
- обогатить и расширить представления детей об окружающем мире.
Этапы работы.
1. Подбор материала о котах и кошках.
2. Конкурс рефератов.
3. Конкурс рисунков.
4. Наблюдение за повадками, характером кота. Сочинение «Мой любимый кот».
5. Фотосессия домашних животных.
6. Выводы.
Также при изучении различных тем, дети выбирают наиболее интересные для более углублённого изучения. Например, при изучении темы «Откуда берутся снег и лёд?» был создан исследовательский проект «Что такое снег и лёд?» Мельниковым Константином, учеником моего класса. Этот проект был представлен на школьной научно-практической конференции «Старт в науку» в 2012 году и победил в номинации «Юный исследователь».
Методический паспорт проекта
Исследовательский проект: «Что такое снег и лёд?»
Цель проекта: узнать, что такое снег и лёд.
Задачи проекта:
1. Узнать свойства снега и льда.
2. Выявить их сходство и различие.
3. Определить пользу снега и льда.
4. Создать презентацию в программе PowerPoint для использования на уроках окружающего мира.
Время работы над проектом: октябрь-ноябрь.
№ п/п | Этапы работы | Содержание и результаты деятельности |
1. | Выбор темы. | Тема: «Что такое снег и лёд?» Цель проекта: узнать, что такое снег и лёд. Задачи: 1. Узнать свойства снега и льда. 2. Выявить их сходство и различие. 3. Определить пользу снега и льда. 4. Создать презентацию для использования на уроках окружающего мира. |
2. | Составление плана исследовательского проекта. Практическая работа. Работа с литературой. | 1. Сбор и изучение информации о снеге и льде. 2. Практическая работа (опыты). 3. Оформление полученных результатов в виде презентации. 4. Защита проекта. Способы сбора информации: проведение практической работы (опыты), наблюдение, изучение литературы, Интернета. Способы анализа информации: анализ наблюдений, отбор нужной информации. Определение способа представления результатов: создание презентации. |
3. | Формулирование результатов и выводов. | Собранная информация была обработана. По результатам деятельности была создана презентация, которую можно использовать на уроках окружающего мира. |
4. | Защита проекта. | Результатом этого этапа стала подготовка презентации, в которой продемонстрирован собранный и обобщённый материал. |
Материально-техническое обеспечение: ПК, программа PowerPoint.
Материалы для практической работы:
Информационное обеспечение: Интернет.
Источники информации:
1. Большая энциклопедия «Почемучек», Москва, 2003 г.
2. Большая энциклопедия школьника, Москва, 2008 г.
3. Моя первая энциклопедия, Москва, 2010 г.
4. Книга ответов для почемучек, Белгород, 2010 г.
5. www.images.yandex.ru
При изучении курса «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г. во 2 классе предложен проект «Почему нам интересно ходить в библиотеку?». Мордвинов Сергей, ученик моего класса, создал проект «Что такое библиотека и для чего она нужна?», который был представлен на школьной научно-практической конференции «Старт в науку» в 2012 году и победил в номинации «Хочу всё знать».
Методический паспорт проекта
Информационный проект: «Что такое библиотека и для чего она нужна?»
Цель проекта: узнать, что такое библиотека и для чего она нужна.
Задачи проекта:
1.Познакомиться с историей появления библиотек.
2.Узнать структуру библиотеки.
3.Познакомиться с правилами поведения в библиотеке, создать буклет.
4.Узнать правила поиска необходимой литературы.
Предмет: литературное чтение.
Время работы над проектом: октябрь-ноябрь.
№ п/п | Этапы работы | Содержание и результаты деятельности |
1. | Выбор темы. | Тема: «Что такое библиотека и для чего она нужна?» Цель проекта: узнать, что такое библиотека и для чего она нужна. Задачи проекта: 1.Познакомиться с историей появления библиотек. 2.Узнать структуру библиотеки. 3.Познакомиться с правилами поведения в библиотеке, создать буклет. 4.Узнать правила поиска необходимой литературы. |
2. | Составление плана познавательного проекта. Практическая работа. Работа с литературой. | 1. Сбор и изучение информации о библиотеке. 2. Практическая работа (изучение библиотеки семейного чтения). 3. Оформление полученных результатов в виде презентации и буклета. 4. Защита проекта. Способы сбора информации: проведение практической работы, наблюдение, изучение литературы, Интернета. Способы анализа информации: анализ наблюдений, отбор нужной информации. Определение способа представления результатов: создание презентации и буклета. |
3. | Формулирование результатов и выводов. | Собранная информация была обработана. По результатам деятельности была создана презентация и буклет, которые можно использовать на уроках литературного чтения. |
4. | Защита проекта. | Результатом этого этапа стала подготовка презентации, в которой продемонстрирован собранный и обобщённый материал. |
Материально-техническое обеспечение: ПК, программа PowerPoint.
Информационное обеспечение: Интернет. Школьная библиотека.
Источники информации:
1. Большая энциклопедия почемучек. – Москва: Росмэн, 2008.
2. Ш. Конноли. Большая энциклопедия школьника. – Москва: Махаон, 2008.
3. ru.wikipedia.org/wiki.
4. factruz.ru/history_mistery/libr...
5. skfonews.ru/istoriya-poyavleniya-bi ...
При изучении курса «Русский язык» Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. во 2 классе предложен проект «Толковый словарь, составленный второклассниками». Эта работа велась всеми учащимися и так заинтересовала детей, что была продолжена в 3 классе. Ученики составляли презентации в программе PowerPoint, составляли словарь в виде книги, выпускали газету. Работали по плану:
Лексическое значение слова (в толковом словаре).
Слова-родственники (однокоренные).
Слова-друзья (в словаре синонимов).
Слова-враги (в слове антонимов).
Фразеологические обороты.
Кроссворд.
Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).
Слово в моём творчестве.
Слово в рисунках.
Ассоциативный образ.
-
Литературные источники:
Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2006.
Журнал «Начальная школа» №5, 2008.
Журнал «Завуч начальной школы» №6, 2007.
Журнал «Начальная школа плюс до и после» №11, №5, 2004.
http://www.ioso.ru
http://www.specialschool.ru
http://festival.1september.ru