Проектная методика, страноведение, немецкий язык, метапредметные навыки
Я буду говорить в этой связи о страноведении и метапредметных связях
Как известно, эта методика подразумевает направление учебно-познавательной деятельности учащихся на достижение конкретного результата путем решения какой-либо коммуникативной задачи.
Сегодня, когда новые образовательные стандарты начинают внедряться в основной школе, перед учителем стоит задача перейти с объяснительного метода преподавания к деятельностному, так как новые стандарты нацелены на достижение не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов. Метапредметные результаты, которые подразумевают овладение учащимися, в частности, навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля, напрямую связаны с опытом проектной деятельности. Сюда же относится формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной или образной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
Ни у кого не вызывает сомнений, что метод проектов очень хорошо подходит для формирования и развития коммуникативных умений. В проектах страноведческого содержания заложен большой потенциал, поскольку помимо вышеописанных учебных действий они решают еще такие важные задачи, как расширение кругозора учащихся, знакомство с иноязычной культурой, воспитание толерантности, и повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Нынешние пятиклассники через 5 лет будут заканчивать девятый класс, помимо привычных выпускных экзаменов каждому ученику предстоит защитить проект по выбранной теме. Чтобы получить достойный результат в 9 классе, учителя и ученики начинают интенсивно трудиться уже сейчас.
Известно, что формат проекта зависит от уровня языковой подготовки, возраста учеников. Соответственно, могут варьироваться время, отводимое на подготовку проекта, объем используемого материала и то, в какой форме будет представлен результат.
Опираясь на собственный опыт, хотел бы рассказать о нескольких проектах, которые мы подготовили совместно с учащимися 6 и 9 классов.
В 6 классе я предложила ученикам простейший по своей форме «информационный проект». Цель: самостоятельно собрать базовую статистическую информацию по странам изучаемого языка (Германия, Австрия, Швейцария). Ученики получили домашнее задание: заполнить следующую «анкету страны» с помощью дополнительных источников информации, найти информацию о столице, религии, самом популярном виде спорта и т. д. Школьники могли опираться на знания, полученные на уроках географии, так как задание включало и работу с контурной картой. Такой проект, один из простейших по форме, не требует много времени. Поиск информации осуществляется с помощью Интернета, поэтому работу можно предварить рекомендациями, какими ключевыми словами и поисковыми сайтами лучше пользоваться.
Старшеклассникам, имеющим более глубокие знания языка, можно предлагать другие проекты, более сложные и объемные. Так, учащимся девятого класса я предложила, разделившись на группы, выбрать какую-либо тему страноведческого характера и подготовить по ней сообщение. Спектр тем, предложенных ученикам, был следующий: «История Германии», «Текущие события в культурной / политической жизни страны», «Национальная кухня», «Известные люди», «Достопримечательности Германии». Им также была предоставлена возможность выбрать, в какой форме они представят результат своих исследований: оформленный буклет, выступление с докладом или представление компьютерной презентации.
На первых занятиях мы обсуждали приблизительные сроки: на подготовительный этап, включающий сбор информации, отводилась неделя. В процессе работы корректировались некоторые темы. К примеру, было решено заменить тему «Известные люди Германии» на более конкретную и интересную для работы: «Немецкие писатели лауреаты Нобелевской премии».
После того, как большая часть информации была собрана, в каждой группе прошло обсуждение: в каком направлении двигаться дальше, что из полученного информационного материала будет использовано и в какой форме. На данном этапе, как правило, определенная часть собранных сведений неизбежно подвергалась пересмотру и коррекции, выяснялось, требуется ли еще дополнительная информация по теме проекта.
Работая над проектом, ученики самостоятельно расширяли свой кругозор: они убедились в практической ценности полученных знаний. Это был и интересный опыт работы в команде. На защите была представлена презентация, посвященная писателям Германии, награжденным Нобелевской премией. Старшеклассники не только подготовили биографии авторов, но и собрали информацию о существующих переводах произведений этих авторов на русский я зык, о книгах этих писателей, имеющихся в школьной библиотеке.
Другая группа учащихся подготовила презентацию о самых посещаемых иностранными туристами местах в Германии, используя материал с официального сайта Комитета по вопросам туризма при Правительстве Германии. Кроме того, ученики представили оформленную в виде небольшой книжки подборку рецептов немецких блюд. Каждый рецепт был на немецком и русском языках с обязательной фотографией.
Проектная деятельность отнимает много времени, требует сосредоточенной работы со стороны учителя и учеников. Но следует признать, что подготовка проектов совместно с учениками очень увлекательное занятие и эффективный путь их развития.