МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с. Солдато-Александровского»
Проект по биологии на тему:
Фазы развития однолетнего растения на примере гороха.
Работу выполнил ученик 6 «Б» класса
Зарубин Николай
Руководитель учитель биологии
Борисова С. П.
2013-2014 г.
Цели и задачи
Цель опыта:
Провести наблюдение, за развитием однолетнего растения начиная от всходов и кончая созреванием семян.
Задачи опыта:
Дать определение «однолетние растения»;
проанализировать правила и приемы выращивания гороха в комнатных условиях;
Произвести посев гороха;
Проводить наблюдения за развитием однолетнего растения;
Свои наблюдения о наступлении фаз развития у данного растения записывать в дневник наблюдения.
Методы: изучение технологии посева, наблюдения, изучение дополнительной литературы, анализ результатов .
Результаты работы:
Вырасти растение гороха;
Пронаблюдать фазы развития однолетника;
Составить отчет об особенностях и изменениях, которые происходили с проростком в течении роста.
История овощей
Разводить полезные растения человек стал очень давно, еще в каменном веке. Сначала люди собирали то, что давала природа и что можно было употребить в пищу — плоды, листья, семена. Затем стали сохранять отдельные виды деревьев, кустарников, трав, которые им давали пищу. Потом возникло примитивное земледелие, когда люди стали разбрасывать семена полезных растений и собирать урожай. Невольно древние земледельцы становились и стихийными селекционерами — ведь они отбирали растения с вкусными плодами, с высокой урожайностью и другими полезными свойствами. В общем, все овощные растения имеют свои многовековые истории. Сведения о выращивании тех или иных овощей можно отыскать в десятитомной «Истории растений» известного ботаника древности Теофраста. Они относятся к III веку до нашей эры.
Горох в диком виде сейчас не отыскать. Это растение возделывали в каменном веке вместе с пшеницей, ячменем и просом. Сеяли и в Древней Руси. Древние греки узнали это растение и начали использовать его в пищу в IV—III веках до н. э.. В I веке до н. э. он попал в Китай, в IV — в Индию, а к середине ХI века эта культура была повсеместно распространена в Англии. Первыми в Европе горох стали разводить голландцы, лишь за ними — англичане, французы и немцы. Горох разваривается и используется для супов и вторых блюд.
Ботаническое описание
Однолетние травы слабыми лазящими стеблями. Листья перистые и заканчиваются ветвистыми усами, с помощью которых они цепляются за другие растения. Прилистники необыкновенно велики. Цветок мотыльковых имеет неправильную форму, лепестки имеют особые названия: верхний – парус, боковые – весла, 2 сросшихся нижних – лодочка.
Питательная ценность и лекарственное значение:
По набору особо ценных аминокислот и протеина овощной горох близок к коровьему молоку, говядине и яйцам. Питательные свойства зеленого горошка хорошо сохраняются при консервировании и замораживании. В замороженном горошке остается 70% витамина С, 97% витамина B1 и все 100% витамина В2) тогда как в стерилизованных консервах витамина С — лишь 20%, B1 — 66%. Энергетическая ценность зеленого горошка составляет 71 ккал, или 301 кДж.
Тибетская медицина использовала пищевые свойства гороха, считая, что он способствует росту зубов. Растительный белок, большое количество витаминов и наличие солей щелочного характера определяют диетические свойства зеленого горошка при лечении и предупреждении авитаминозов, болезнях печени и почек. Отвар растений, семян и гороховое пюре обладает сильным мочегонным действием и применяется при отложении камней в почках, при отеках. Сбалансированный набор витаминов группы В и инозит играют большую роль в обмене веществ, предотвращая явления старения и склероза. При гнойничковой инфекции кожи делают припарки из гороховой муки. Она также способствует рассасыванию твердых воспалительных инфильтратов при фурункулах и карбункулах. Зеленый горошек содержит большое количество активных липотропных противосклеротических веществ, в том числе холина. Установлено, что потребность в нем у человека довольно высока (2-3 г в сутки) и недостаток холина приводит к образованию злокачественных опухолей. Горох, содержащий до 2-З мг холина, позволяет удовлетворить потребность организма в этом веществе в любом возрасте, в то время как другие продукты, например печень, яйца, богатые холином, в пожилом возрасте употреблять постоянно нельзя. По последним данным в горохе обнаружены вещества, выводящие из организма радионуклиды. Овощной горох относится к культурам с незначительным накоплением нитратов в бобах.
Дневник наблюдения
Сроки | Фаза развития | Условия для развития | Изменения в росте и развитии |
| Посев | В стакане с отверстием на дне засыпается прогретая почва. Семена гороха высеваем в почву на глубину 1-2 см. Помещаем стакан в светлое, теплое место и по необходимости поливаем | |
5 день опыта | Прорастание семян. Всходы. | | Появляются первые два листа |
7-8 день опыта | | | Появление настоящих листьев (листья перистые) |
10-12 день опыта | Образование боковых побегов | | Ветвление, появление видоизмененных листьев-усов, с помощью которых они цепляются за другие растения. |
| Цветение | | |
| Образование плодов | | |
| Созревание плодов | | |






Отчет
На уроках биологии мы изучали тему развития растений. Были рассмотрены внешние изменения растений. Все растения делятся на однолетние, двулетние и многолетние. Каждое растение проходит определенные периоды развития. Однолетники за один вегетационный период проходят все фазы развития: прорастание семян – появление листьев – образование боковых побегов – цветение – образование плодов – созревание семян.
Светлана Петровна предложила выполнить практическую работу по данной теме. Меня это предложение заинтересовало, мне очень интересно увидеть изменения в развитии своего собственного растения. Я выбрал растения гороха. Горох очень удивительное растение, с древней историей. Например, Древние греки узнали это растение и начали использовать его в пищу в IV—III веках до н. э.. В I веке до н. э. он попал в Китай, в IV — в Индию, а к середине ХI века эта культура была повсеместно распространена в Англии. Первыми в Европе горох стали разводить голландцы, лишь за ними — англичане, французы и немцы.
Кроме того горох обладает большой питательной и лечебной ценностью: Тибетская медицина использовала пищевые свойства гороха, считая, что он способствует росту зубов. Растительный белок, большое количество витаминов и наличие солей щелочного характера определяют диетические свойства зеленого горошка при лечении и предупреждении авитаминозов, болезнях печени и почек.
Зеленый горошек содержит большое количество активных липотропных противосклеротических веществ, в том числе холина. Установлено, что потребность в нем у человека довольно высока (2-3 г в сутки) и недостаток холина приводит к образованию злокачественных опухолей. Горох, содержащий до 2-З мг холина, позволяет удовлетворить потребность организма в этом веществе в любом возрасте, в то время как другие продукты, например печень, яйца, богатые холином, в пожилом возрасте употреблять постоянно нельзя. По последним данным в горохе обнаружены вещества, выводящие из организма радионуклиды.
Перед началом опыта, я тщательно изучил условия посева семян и условия ухода за проростком. Определил цель и задачи:
Провести наблюдение, за развитием однолетнего растения начиная от всходов и кончая созреванием семян.
Задачи опыта:
Дать определение «однолетние растения»;
проанализировать правила и приемы выращивания гороха в комнатных условиях;
Произвести посев гороха;
Проводить наблюдения за развитием однолетнего растения;
Свои наблюдения о наступлении фаз развития у данного растения записывать в дневник наблюдения.
Предположил результаты опыта:
Вырасти растение гороха;
Пронаблюдать фазы развития однолетника;
Составить отчет об особенностях и изменениях, которые происходили с проростком в течение роста.
Начал свой опыт в первой половине марта. На сегодня растение находится на фазе появления боковых побегов. Впереди цветение, образование плодов и созревание семян. Цель работы практически достигнута: рассмотрены первые три фазы развития. Горох растет, а значит и задачи выполнены: правильно соблюдены условия посева и роста. Веду дневник наблюдений, рад буду представить результаты опыта своим одноклассникам.
Используемая литература