Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия №177
Как устроить праздник брату
Исполнитель: Пшеницына Софья Дмитриевна
Ученица 2 В класса
МБОУ гимназии №177
Руководитель: Иевлева Виктория Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии №177
Екатеринбург
2014
Содержание |
Введение | 3 |
| |
Глава 1. История и Типы праздников, посвященных Семье | 4 |
1.1. Государственные праздники. | 5 |
1.2.Общественные праздники | 6 |
1.3. Семейные – личные праздники. | 7 |
| |
Глава 2. Игра как способ организации праздника. | 8 |
2.1. Значение игры как вида деятельности для детей 3-4 лет. | 8 |
2.2.Классификация игр. | 8 |
2.2.1. Игры познавательные. | 9 |
2.2.2. Игры подвижные. | 9 |
2.2.3. Игры ролевые. | 10 |
| |
Практическая часть. | 12 |
| |
Заключение. | 18 |
| |
Список литературы | 19 |
| |
Введение.
Тема моей исследовательской работы – «Как устроить праздник брату» выбрана не случайно. У меня есть младший брат Федор, которому в октябре исполнится 4 года. У нас большая семья: мама, папа, 2 бабушки, дедушка, мой Крестный дядя Андрей, моя тетя Даша и, конечно же, мы с братом. И в нашей семье есть много традиций, но самая главная – собираться на праздники всем вместе, дома, стараться создать такую атмосферу, чтобы всем было приятно и уютно находиться рядом друг с другом. Нам кажется, что семейные праздники позволяют почувствовать единство семьи. И я решила продолжить традиции семьи и постараться самостоятельно, спрашивая советов у мамы, организовать праздник брату, доставить ему радость, а заодно и проверить свою гипотезу: удастся ли мне, в моем возрасте (8 лет) это сделать.
Поскольку до дня рождения брата еще далеко, то я решила провести праздник раньше.
Проблемным вопросом проекта является вопрос: как еще интересно в кругу семьи можно провести праздник.
Объектом исследования работы стали семейные праздники.
Целью моей работы является организация яркого, интересного праздника для младшего брата. Для достижения этой цели я поставила перед собой задачи:
Поиск информации о том, что такое семейные праздники,
Поиск информации о том, что интересно детям 3-4 лет;
Подготовка сценария праздника: отбор конкурсов и игр;
Праздничное оформление квартиры;
Поиск простого, но вкусного рецепта торта.
Для выполнения этих задач я запланировала создать атмосферу праздника (украсить необычно квартиру), придумать сценарий с играми, научиться самостоятельно делать торт.
Глава 1. История и Типы праздников, посвященных семье.
Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас - это возможность доставить радость близким !
Праздник - не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.
Праздник— день или дни торжества в честь или память кого или чего-либо Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках, выполнявших важные социальные функции: эстетическую, нравственно облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, снятия груза будничных забот и тревог.
Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер.В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.
Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные, профессиональные, семейные и др.
Семейные торжества можно разделить на общечеловеческие, общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим торжествам относятся рождение детей: нет на земле народа, нации, племени, где рождение новой семьи не воспринималось бы как праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины супружества.
2.1. Государственные праздники.
Изучив несколько источников, я нашла информацию о том, что в нашей стране есть праздники о семье с государственным значением.
Так, с 15 мая 1993 года отмечается Международный День Семьи. Цель этого праздника – привлечь внимание общественности к проблемам семей.
1 июня – Международный День Защиты Детей – учрежден в Париже в 1949 году, отмечается во всех странах с 1950 года. Этот праздник – напоминание взрослым о необходимости соблюдения прав детей на жизнь и защиту от насилия.
С 2008 года в России стало одним семейным праздником больше – 8 июля мы стали отмечать День Семьи, Любви и Верности. Он посвящен памяти Петра и Февронии Муромских, покровителям христианского брака. Эмблемой праздника является полевой цветок ромашка, который, как мне кажется, символизирует семью: все лепестки цветка объединены в центр, как и члены семьи. Этот праздник посвящен семейным традициям, верности, любви, ответственности друг за друга. Инициатива проведения этого праздника принадлежит жителям города Муром. Особенно почитаются в этот день крепкие многодетные семьи. Тем, кто прожил в браке 25 лет, вручается медаль «За любовь и верность». В этот день мы стараемся, чтобы в нашем доме всегда стояли полевые ромашки.
1 Сентября – День Знаний- начало нового учебного года. Это праздничный день для школьников, преподавателей, родителей, студентов. Особенно он волнителен для тех, кто первый раз переступает порог школы. В этот день проводятся торжественные линейки, уроки мира.
1 Октября – День пожилых людей – отмечается в мире с 1992 года, в России – с 1991. Этот день призван напоминать об уважении к пожилым людям, привлекать внимание общественности к их проблемам.
День Матери – последнее воскресенье ноября – этот праздник помогает поддерживать традиции бережного и внимательного отношения к самому близкому человеку – МАТЕРИ. В России учрежден приказом Президента России Бориса Николаевича Ельцина в 1998 году.
1.2. Общественные праздники.
Пожалуй, самым любимым семейным праздником для всех является Новый год.
Новый год надо встречать как можно веселее и детям, и взрослым. Принято дарить подарки, танцевать вокруг наряженной елки. Войти в Новый год следует, непременно надев новую вещь. Существует еще одна замечательная новогодняя традиция: встречать Новый год у нарядно украшенной елки. Этот обычай связан с культом зелени. В Древней Греции и Риме накануне наступления Нового года украшали зелеными ветвями, считая, что это непременно принесет здоровье и удачу будущему году.
В нашей семье также празднуется 23 февраля – День защитника Отечества. У этого праздника интересная история, связанная с петроградским вооруженным восстанием большевиков 7-8 ноября 1917 года, с периодом Первой, а затем и Второй Мировой войны. Но самые главное в этом дне – напоминание о доблести, мужестве и отваге русского солдата.
Судьбы моих прадедов связаны с Великой Отечественной войной, поэтому каждый год мы обязательно вспоминаем их ратный труд на заводах в период войны. Мой дедушка – настоящий полковник! И у кого, как ни у него и папы моему брату можно учиться этим качествам.
Также одним из любимых праздников является 8 Марта – Международный женский день. Хотя он тоже имеет свою историю, связанную с борьбой за независимость женщин, сегодня это день красоты и почитания представительниц прекрасного пола: мам, бабушек и всех женщин, девушек и девочек.
Праздники нужны, чтобы вспомнить события, которые произошли давно, собраться всем вместе, поздравить близких. В нашей семье Семейные праздники – это Дни Рождения, Дни Свадеб (мамин и папин, бабушки и дедушки), календарные праздники - Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы, 8 июля – День Семьи, Любви и Верности,1 Сентября, День Матери, а еще есть Дни памяти членов семьи.
Главными результатами семейного праздника являются: хорошее настроение, приятные воспоминания, радость.
1.3. Семейные личные праздники.
В каждой семье свои традиции празднования торжеств, юбилеев, других памятных дат.
В нашей семье мы стараемся быть вместе на всех днях рождения близких. Я даже составила такой календарь:
9 января – мама
10 марта – дедуля Сережа
12 апреля – я
24 августа – папа
31 августа – тетя Даша
11 сентября – бабуля Люся
25 октября – мой брат Федор
9 ноября – бабуля Таня
27 ноября – дядя Андрей.
А еще в дни памяти ушедших родственников мы обязательно их вспоминаем.
И в календаре, и в нашем государстве много праздников, главное, - чтобы они были в сердцах и памяти человека, объединяя и сплачивая семью.
Глава 2. Игра как способ организации праздника.
2.1. Значение игры как вида деятельности для детей 3-4 лет.
Разнообразить любой праздник, а особенно детский, можно игрой.
В игре дети отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания ребёнком действительности.
С помощью игры решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками. Игры помогают в адаптации детей к дошкольному учреждению.
2.2. Классификация игр.
Существует несколько видов детских игр: подвижные (салочки, прятки, лапта, ручеек), настольные (шахматы, шашки, лото, пазлы, мозаика, домино, логические и стратегические игры), компьютерные (развивающие память и внимание, стратегические и логические). Полезны также и интерактивные игры, такие, например, как "дочки-матери". Такой вид игры помогает ребенку выработать новые формы его поведения, учат его взаимодействовать с другими людьми. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются строительные игры.
2.2.1. Игры познавательные.
Игра для детей, в первую очередь, - средство познания мира. Познавательные игры очень хорошо стимулируют развитие многих важных качеств, например:
Развивается координация движений и мелкая моторика;
Развивается мышление. Ребенку приходится самому соображать, как собрать пазл, или как лучше раскрасить картинку, как решить тут или иную загадку. Постарайтесь помогать своему ребенку только в том случае, если он явно не понимает, что именно ему нужно сделать, или совсем уж не может справиться с загадкой. Гораздо лучше и полезнее, если ребенок справится сам, в этом случае у него повысится самооценка, он сделает еще один шаг в развитии, научится делать то, что не умел делать раньше.
Развивается внимание и концентрация;
Тренируется память.
2.2.2. Игры подвижные.
Подвижная игра — одно из важных средств воспитания. отдыха и развития детей. ктивная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
В подвижных играх создаются наиболее благопрятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.
2.2.3.Игры ролевые.
Ролевая игра - это игра в кого-то, т.е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Можно играть в дочки-матери или в путешествие на Северный полюс, в цирк, в звёздные войны или в строительство железной дороги. В принципе - играть можно во что угодно, в любую человеческую деятельность, в любое реальное или вымышленное событие человеческой жизни или истории.
Причём в игре эти действия или события воспроизводятся "понарошку", в воображаемой ситуации. Создать её помогают игрушки и самые обычные предметы, которые, как по взмаху волшебной палочки, приобретают игровой смысл. Стул может стать поездом или самолётом, обрывки бумаги - едой или деньгами, старый мамин халат - плащом волшебника и так далее.
Что происходит с ребёнком, когда он играет в маму или папу? Становясь в игре мамой, ребёнок примеривает на себя не только действия мамы (например, укачивание малыша), но и её чувства и эмоциональные отношения: заботу и нежность, ласку и строгость. Ребёнок всегда сопереживает герою, роль которого он играет, а потому он как бы проживает в своём воображении события, происходящие с героем, и приобщается к его опыту, вбирает его в свою душу.
Прожитые в игре чувства обогащают репертуар эмоционального реагирования малыша - испытав их "понарошку" в игре, он приобретает способность переживать эти чувства и в "реальной" жизни. После того как малыш ощутил себя в игре тем, кто заботится о других, ему будет легче проявлять заботу в повседневной жизни. Таким образом, игра оказывается первой школой человеческих чувств.
Ролевые игры учат дружескому общению.
Практическая часть.
Изучив теоретическую основу исследовательской работы, я решила ей воспользоваться для составления практической части.
Если вы хотите, чтобы праздник запомнился и понравился, то надо расспросить у младшего (старшего) брата (сестры), во что они бы хотели поиграть или что хотели бы посмотреть. Атмосферу праздника придаёт, в том числе, и украшенная квартира.
Для этого я предлагаю традиционный способ – украшение квартиры воздушными шарами, а также свои придуманные варианты:
- стенгазету
- вывеску «С Днем рождения!» или «С Праздником!»
Воздушными шарами мы украшаем периметр комнаты: развешиваем их везде, где можно зацепить.
Стенгазету предлагаю сделать в виде паровозика, в вагончиках которого будут размещены фотографии моего младшего брата: с момента рождения до сегодняшнего дня.
Для выполнения стенгазеты потребуются:
- ватман;
- фотографии;
- цветная бумага;
- краски, фломастеры;
- циркуль;
- ножницы;
- клей.
На листе ватмана из листов цветной бумаги выкладываем друг за другом вагоны, циркулем рисуем круги, затем вырезаем их и наклеиваем внизу разноцветных прямоугольников – получаются вагончики. Приклеиваем состав к ватману. Затем в каждый вагончик нумеруем. Номер – это количество годиков. В первый вагон «селим» фотографию виновника торжества, обозначающие важные события в его жизни.
Еще из цветной бумаги вырезаем трубу и пар. Внутри пара делаем надпись «С Днем Рождения!»
Стенгазета готова! Ее можем разместить, приклеив, в том месте, где разрешат родители.

Следующий этап – вывеска «С Днем Рождения!»
Итак, берем:
- ножницы;
- цветной картон;
- нитки;
- иголка.
Из одного листа цветного картона можно вырезать по 2 буквы. Получится разноцветная надпись: «С Д-н-ё-м Р-о-ж-д-е-н-и-я-!» Все буквы между собой необходимо скрепить с помощью нитки с иголкой, нанизывая буквы, делая по одному стежку на каждой. На буквах «Н», «И», «М», «Ё» нужно сделать по 2 отверстия. Свою вывеску-растяжку мы с папой закрепили под потолком при входе в квартиру. Когда, например, брат вернется из детского сада, он обязательно ее заметит.

Игры:
Поскольку тема моей работы «Как устроить праздник брату», которому пока еще 3 года, и только в октябре исполнится 4 года, то разработанный сценарий можно использовать, например, на 23 февраля, если к нам в гости придет Крестный моего брата со своими детьми, которым тоже 5 лет и 3 года.
Я считаю, что детей этого возраста радует игра. Именно через игру они узнают что-то новое, учатся общаться и отдыхают. А еще дети любят смотреть мультфильмы, поэтому свои игры я объединила общей темой путешествия с героями любимых мультиков.
От этапа к этапу ребята должны встречаться со знакомыми персонажами и выполнять задания.
Итак, как начинается праздник.
Когда гости собираются вместе, им раздаются нарядные колпачки и специальные дудки.
Все усаживаются за стол, чтобы подкрепиться и затем отправиться в путешествие на поиски праздничного торта, взяв с собой волшебные дудочки, в которые ребята должны будут дудеть, когда закончат выполнение задания.
На первом этапе ребят ждет встреча с Машей и Медведем. Здесь ребята должны вспомнить серию «Репетиция оркестра». Именно музыкальные инструменты из этой серии я предложу им послушать.
Для воспроизведения голоса инструмента нам музыкальная азбука.
Первым звучит фортепиано, затем – Труба, Барабан, Флейта, Скрипка.
Это задание повышенной сложности. Если кто-то из ребят не знает голоса музыкальных инструментов, он с ним сможет познакомится.

На втором этапе ребята встречаются с Малышом из мультсериала «Барбоскины». Детям предлагается сделать аппликацию из разноцветных шариков (сделанных из цветной бумаги) и подарить их Малышу. В этом конкурсе дети повторяют основные цвета.

На третьем этапе дети встретятся со Смешариками и нарисуют одного из героев этого мультсериала.

На четвертом этапе ребят ждет встреча с героями «Фиксиков». Ребята помогут Симке и Нолику построить дом или башню из Лего.
На пятом этапе ребят ждет полоса препятствий, которую они проходят вместе с Волком из мультфильма «Ну, погоди!»
Ручеек – взрослые держат натянутую веревку регулируя уровень то выше, то ниже, а ребятам нужно изловчиться перескочить или проползти, не задев ее.
Болото – разложены три обруча рядом, нужно прыгать из одного в другой, не задев края.
Помочь Волку убрать мусор – на полу разбросаны шарики из сухого бассейна, их нужно закинуть в баскетбольной мини-кольцо, которое находится в игровой палатке.
После этого появляется Заяц, и все вместе поют песню. (Если это День рождения, то поется Каравай, а если просто праздник то выбирается любая песня, по желанию детей).
Затем ребятам предстоит обратить внимание на подоконник, где стоит праздничный торт в виде машины.
По результатам каждого задания дети получают маленькие призы.
Рецепт торта
Рецепт очень простой, торт сможет приготовить каждый ребенок самостоятельно.
Вам потребуются:
- вафельные или бисквитные коржи;
- бананы;
- сгущенка;
- круглое шоколадное печенье.
Из коржей вырезаются 2 прямоугольника: один большой, другой – поменьше. Это будет кузов и кабина.

Между коржами кладутся нарезанные кружочками бананы и смазываются сгущенкой.

Затем маленький (кабина) укладывается на большой (кузов), 
прикладываются 4 круглых печененки – это колеса.

Торт готов!

Хорошего вам настроения, и отличного праздника!
Заключение.
Выполнив данную исследовательскую работу, я много узнала о том, какие существуют семейные праздники, поддерживаемые в нашей стране, изучила историю и традиции нашей семьи.
Прочитала материал о том, что интересно детям 3-4 лет.
Я много узнала о значении игры, что позволило мне включить разные типы игр в сценарий праздника:
познавательная – «Угадай музыкальный инструмент с Машей и Медведем», Сделай Подарок-аппликацию для Малыша («Барбоскины») Нарисуй Смешарика, Помоги Симке и Нолику («Фиксики») построить дом/башню из Lego.
Последняя игра Помоги Волку из «Ну, Погоди!» пройти полосу препятствий, догнать Зайца и помириться с ним, спев песню включала в себя элементы сюжетно-ролевого и подвижного типа игр.
Также я придумала, как можно самостоятельно делать поздравительные растяжки, стенгазету, готовить самостоятельно торт-машинку.
И решила поддерживать семейные праздники и традиции, ведь именно это позволяет почувствовать силу и единство семьи.
Список используемой литературы:
1. http://www.inmoment.ru/holidays.html
2. http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/semejjnye-prazdniki.html
3. http://xreferat.ru/71/6734-1-znachenie-igry-dlya-vsestoronnego-razvitiya-rebienka.html
4. http://xreferat.ru/71/120-1-rol-rolevyh-igr-v-razvitii-rebenka.html
5. http://www.detskiysad.ru/fizvos/273.html