Все профессии важны,
с математикой дружны!
исследовательская работа по математике
Содержание | |
Введение……………………………………………………………………….. | 3 |
Исследовательская часть …………………………………………………...... | 5 |
Заключение……………………………………………………………………. | 12 |
Список литературы……………………………………………………………. | 23 |
Введение
Математика — один из важнейших учебных предметов в школе. Она приобретает особое значение в связи с необычайным ростом науки, технического прогресса в нашей стране. Многие дети не хотят в школе учить математику, считая, что им она в будущем не пригодится. Кто-то говорит: «Да математика нужна только математикам. Я, когда выросту пойду работать, … , а там математика не нужна!». Не каждый человек с начала своего образовательного пути знает, какую профессию он приобретет в будущем, но благодаря ответственному отношению к изучению математики, каждый ученик обеспечивает себя необходимыми знаниями, качествами, которые необходимы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе. Учащиеся недостаточно ясно представляют значимость математики в их будущей профессии.
Данная тема актуальна, потому что знание областей применения математики в последствие дает ученику стимул к учению, он будет заинтересован в изучении математики.
Целью данной работы является провести исследование доказывающее, что знания математики необходимы в любой профессии.
Гипотезой исследования стало предположение, что знания математики необходимы людям любой профессии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести опрос среди одноклассников на темы: «Какие профессии тебе нравятся?», «Зачем нужно изучать математику?»;
проанализировать полученные ответы и выявить профессии, которые нравятся моим одноклассникам;
пообщаться с людьми тех профессий, которые нравятся моим одноклассникам;
изучить литературу и найти информацию, подтверждающую или опровергающую мою гипотезу;
по результатам исследования сформулировать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы;
выступить с презентацией моей исследовательской работы на классном часе.
При написании работы были использованы следующие методы научного исследования:
опрос среди одноклассников;
беседа с людьми тех профессий, которые нравятся моим одноклассникам;
поисковый с использованием научной и учебной литературы;
статистический при обработке и составлении диаграмм.
Структура данной работы следующая:
введение;
исследовательская часть, в которой исследованы профессии, которые нравятся одноклассникам;
в заключение работы изложены основные выводы и результаты выполненного исследования;
список литературы содержит 5 наименований.
Исследовательская часть
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».
М.И.Калинин
Многие дети не хотят в школе учить математику, считая, что им она в будущем не пригодится. Это большая ошибка. На самом деле математика нужна в любой области деятельности. Математика является основой логического мышления, как бы тренировкой для мозга. Если мозг человека будет развит математикой до определенного уровня, то в дальнейшем человек сможет изучить и преуспеть в любой науке, было бы желание трудиться. Не каждый человек с начала своего образовательного пути знает, какую профессию он приобретет в будущем, но благодаря ответственному отношению к изучению математики, каждый ученик обеспечивает себя необходимыми знаниями, качествами, которые необходимы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе. Опираясь на эти суждения, исследовала профессии, которые нравятся моим одноклассникам.
Опрос среди одноклассников:
1) какие профессии вам нравятся?___________________
2) нужна ли математика?
а) нужна; б) не знаю
3) если нужна, то зачем?
а) знаю__________________________________
б) не знаю.
Какие профессии вам нравятся:
следователь, юрист, адвокат;
инженер;
предприниматель, бизнесмен;
программист;
футболист;
переводчик;
массажист;
врач;
ветеринар.
11,8
33,3
66,7
88,2
Из диаграмм видно, что в основном ребята считают, что математика в жизни нужна, но не знают зачем.
Исследуем профессии, которые нравятся одноклассникам.
Следователь - это юрист, занимающийся расследованием уголовных, экономических и политических преступлений. Профессия следователя существует еще со времен Римской империи и возникновения «Римского права». Государству требовались люди, которые бы вели тайные розыскные мероприятия на благо государства. Они собирали факты, систематизировали их и представляли их на судебном разбирательстве. Сегодня следователь – это мозг следственно-оперативной группы направляющий и координирующий действия других сотрудников. Благодаря его работе доказывается вина преступника или невиновность подозреваемого. Кроме своих профессиональных обязанностей, следователь должен разбираться во многих сферах: экономике, в технологическом процессе производства, банковском деле и т. д. Адвокат (лат. advocatus — от advoco — приглашаю) — лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде. Одним из доминирующих видов деятельности является поиск улик, выяснение причин и условий совершения преступления. Для этого необходимо уметь быстро анализировать и перерабатывать информацию. В этом помогают такие разделы математики, как логика и комбинаторика.
Инженер (фр. ingénieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность) — специалист с техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства, его функциональных свойствах, системах контроля и программирования, технологии изготовления этого средства (продукта), методах наладки и испытаний самого средства и его материального воплощения, и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта. Ему нужна математика, потому, что надо делать расчёты. Инженер является квалифицированным специалистом с высшим техническим образованием. Название профессии имеет древние корни. Произошло оно от латинского слова. В переводе звучит как изобретательность. Профессия инженер представлена во всех отраслях народного хозяйства, военного дела, транспорта и многих других направлениях производства. Инженеры трудятся в научно-технических институтах. Они владеют аналитическим и абстрактным мышлением. Кроме того, инженеры знают, как воплотить свои проекты и разработки в реальность. Профессия инженер невидится без математики.
Предприниматель (бизнесмен) — лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды. Бизнес без математики невозможен! Все отчеты в налоговую службу, бухгалтерские отчеты – сплошная математика! Сложить, разделить, умножить, высчитать процент – это каждодневная работа любого бизнесмена. Как он без математики высчитает, сколько нужно товара, как его лучше перевести, как продать повыгоднее.
Задача 1.
Предприниматель купил акции и через год продал их, получив прибыль, причем полученная сумма составила 11500р. Сколько акций было куплено, если прибыль от стоимости каждой акции составила 150р и равна 15% ?
Решение.
Т.к. 150р. – 15%, то хр. - 100%. Оставив пропорцию, получим: х=(150·100):15=1000 (р) стоила одна акция.
1000+150+1150 (р) стала стоить одна акция через год.
11500:1150=10 акций было куплено.
Ответ: 10 акций.
Программист – это специалист, занимающийся разработкой программного обеспечения (ПО) для персональных, встраиваемых, промышленных и других разновидностей компьютеров, то есть программированием. Математика развивает Логику, а без неё программист не получится. Компьютер - ЭВМ - Электронно-вычислительная машина.
Предназначена, чтобы считать. Программист - человек, который пишет программу действий для этого самого компьютера.
Очень сильно сомневаюсь, что программист, не знающий математику, может что-нибудь путное напрограммировать. Потому что многое основано на математике, и, не зная математику до мелочей, не сможешь нормально рассчитать ничего, а это и кража процессорного времени, и вообще много ошибок это влечет за собой, поэтому математика - в первую очередь.. Понимание математики может помочь программисту в решении практических проблем для пользователя, а также наделит его бесценным опытом. Вычислительные машины управляют поездами, метро, искусственными спутниками Земли, заводами и даже переводят книги с одного языка на другой. Каждая такая машина работает по законам математики, но создана она именно людьми, владеющими высокими математическими знаниями.
Футболист – это спортсмен, играющий в футбол. При подготовке команд и их тренеров к серьезной схватке с соперниками все математические методы работают как никогда. Например, определение оптимального состава на игру в футбольном матче, оптимальной расстановки игроков на футбольной поле, в том числе – учет командного взаимодействия и много другое – невозможно без применения математики. Значит, футбол и математика, можно сказать, взаимодействуют в тандеме. Вот такой математический тандем получается! И в подтверждении этому – математические задачи про футбол.
Задача 2.
Длина футбольного поля в Лужниках (Москва) 105 м, а ширина – 68 м. Сколько времени потребуется футболисту, чтобы оббежать по кромке все поле, если два его шага приходится на 1 секунду, а ширина шага 60 см.
Решение.
Футболист бежит по кромке поля, значит, длина его пути равна периметру футбольного поля (прямоугольника): Р=2·(105+68)=346 м.
Так как ширина шага футболиста 0,6 м, то за 1 секунду он пробегает 0,6·2=1,2 м. Значит 346:1,2≈288,3 секунды ему требуется , чтобы преодолеть весь периметр поля. То есть 288,3:60≈4,8 минуты.
Ответ: 4,8 минуты.
Задача 3.
Команда провела 3 матча. Один матч она выиграла, другой – свела в ничью, а третий проиграла сопернику. За все матчи команда забила 3 гола и пропустила 1. С каким счетом закончился каждый матч?
Решение.
Учитывая, что сыграно было всего 3 матча, а голов суммарно у команды и ее соперника было 3+1=4, то расклад может быть такой.
Первый матч закончился победой 3:0, второй – ничья 0:0, третий – поражение 0:1.
Переводчик - это человек, который переписывает или пересказывает текст, существующий на одном языке, на другой. Казалось бы, что особенного в профессии переводчика – выучил иностранный язык, вот ты и специалист. Но, не все так просто. Иначе, почему же одних приглашают переводить в высшие круги, платят хорошо, а другим, тем, кто «учился понемногу чему-нибудь и как-нибудь» приходится довольствоваться значительно меньшим? Переводчики высшего класса, которые будут потом работать с представителями дипломатических, правительственных кругов. Ведь если Вам предстоит работать, например, на конференции экономистов, математиков или медиков, а у Вас нет специального образования, то нужно перелопатить горы литературы, чтобы сначала на своем родном языке понять, о чем идет речь. То, что математика является основой всех наук, подтверждает и тот факт, что в мире есть тысячи народов, у всех у них разные языки, литература, обычаи, культура, история, а законы математики на всех одни.
Массажист – называется специалист, владеющий искусством профессионально массажа. Приблизительно около 450 мышц, прикрепленных симметрично к костям, сокращаясь, способствуют движению нашего тела. «Массаж - не гадание на кофейной гуще. Массаж - это точная наука, это математика тела». И.Нусинович.
Например: точечный массаж, нужно знать конкретно, сколько и где расположены те или иные точки, сколько по времени на них можно воздействовать. Рассчитать курс массажа.
Врач — лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врачу конечно нужна математика, как он без нее будет просчитывать, сколько нужно лекарства, когда лучше сделать операцию, и т.д. Математика и медицина часто требуют одних и тех же приемов: прежде всего - это наблюдения, анализ, диагностика, неоднократная проверка полученных результатов. Внимание, терпение и настойчивость, - вот качества, необходимые врачу и математику.
Ветеринарный врач – лицо с высшим ветеринарным образованием. Моя тетя, Лябина Надежда Алексеевна – ветеринарный врач. В учебном плане ветеринарного института вообще отсутствует предмет «математика». Это неправильно. Конечно в ее работе главное знание анатомии, знание техники операций, чутьё, талант и опыт. Но даже ей приходится заниматься математикой, чтобы рассчитать дозу того или иного лекарства для животного, сделать анализ вещества, в определенной пропорции отвесить реактивы.
Девиз ветеринарии: «Медицина лечит человека, а ветеринария человечество!»
Заключение
Я считаю, что в современном мире математика очень нужна, пожалуй, как никогда раньше. Ведь нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры. Мир входит в новую эпоху - эпоху цифр. С помощью математики можно анализировать тексты, извлекать информацию и находить смысл. Таким образом, математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира.
В процессе выполнения исследовательской работы в соответствии с ее целью и задачами получены следующие выводы и результаты. Существует ряд профессий, которым математика нужна в «чистом» виде. Это инженер, предприниматель, бизнесмен, программист и т.д. Им необходимо умение вычислять, пользоваться различными формулами и т.д. А есть ряд профессий, которым, на первый взгляд, математика совсем не нужна. Например, массажист, футболист, следователь, юрист, адвокат, ветеринар т.д. Но в ходе исследования я убедилась, что математику просто обязательно надо изучать людям любой профессии.
Мы неразрывно связаны с математикой. Нам надо встать утром в определённое время, а это цифры — математика. Гламурной блондинке нужна математика для того, чтобы посчитать, на сколько килограммов она поправилась или похудела. Маленькому ребёнку нужно посчитать кубики, и даже это — математика. Математика нужна каждому и везде. Без математики ничего не обходится. Без математики не движется прогресс, без неё мы не смогли бы сделать даже маленькое дело. Математика — наука, как прошлого, так и будущего. Не каждый, разумеется, может и должен стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
М.В. Ломоносов
Список литературы
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / Авт. - сост. А.П. Савин и др. - М.: АСТ, 2007. - 480с.
http://www.ozhegov.org/ онлайн - версии толкового словаря С.Ожегова
http://elementy.ru
http://zrenielib.ru/docs/index-448.html
http://www.moeobrazovanie.ru/
7