13
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шахмайкинская СОШ Новошешминского муниципального района
Республики Татарстан»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Минипарк МБОУ «Шахмайкинская СОШ Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»»
Составитель: Салахов Алмаз Илгизович,
ученик 11 класса МБОУ
«Шахмайкинская СОШ
Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
Научный руководитель: Нуруллина Гульнур Асхатовна, учитель биологии
МБОУ «Шахмайкинская СОШ
Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
Актуальность проекта | |
Преимущества | |
Разработчик | |
Проблема | |
Цели проекта | |
Задачи проекта | |
Ожидаемые результаты | |
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА | 7 |
Изучение опыта школ по благоустройству школьных территорий | |
Социологический опрос | |
Получение информации и поддержки | |
Конкурсы | |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ | 8 |
Проектирование школьного мини парка | |
Разработка плана действий | |
Бюджет проекта | |
Безопасность реализации проекта | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 10 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 11 |
«Если бы каждый человек на клочке земли
своей сделал все, что он может, как прекрасна,
была бы Земля наша».
А.П. Чехов
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое образование и экологическая культура – одна их составляющих культуры современного человека. Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения экологического образования и воспитания. Особую актуальность приобретает этот вопрос в условиях перехода отечественной школы на стандарты нового поколения, поручений Президента Российской Федерации о включении учебного предмета по экологическому образованию, а также с учётом международных обязательств Российской Федерации по реализации образования для устойчивого развития, в котором экологическое образование занимает ведущие позиции. Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем – совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет построить гармоничные отношения с окружающей средой. По своей природе экологическое образование нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности. Отсюда следует, что экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.
Одной из эффективных форм по экологическому воспитанию и образованию является практическая деятельность по преобразованию и рекультивации неухоженной территории, в ходе которой происходит непосредственное общение и изучение природы. Мною разработан долгосрочный экологический проект «Мини парк МБОУ «Шахмайкинская СОШ Новошешминского муниципального района РТ»».
Актуальность проекта. В последнее время власти Новошешминского района стали больше внимания обращать на состояние дорог, тротуаров, домов, учреждений, учебных заведений и других объектов социального значения и территорий, прилегающих к ним.
Афоризм «Театр начинается с вешалки» знаком каждому. А школа начинается со школьного двора, потому что двор – это лицо школы. Проблема благоустройства школьной территории всегда была актуальной. 2017 год в Российской Федерации объявлен годом экологии. Эти причины подтолкнули нас к идее создания проекта по озеленению и благоустройству школьной территории. Преобразование школьного пустыря в мини-парк связано и с темой экологии, экологического мышления, а по большому счёту с развитием гражданского общества.
Преимуществами данного проекта являются:
получение учащимися практических навыков по благоустройству территории;
получение учащимися знаний по экологии растений, ландшафтному дизайну;
школьный мини парк может стать площадкой для исследовательской деятельности по предметам не только биологии, но и географии, экологии, технологии.
Разработчик проекта: Салахов Алмаз Илгизович, ученик 11 класса МБОУ «Шахмайкинская СОШ Новошешминского муниципального района РТ». Руководитель: Нуруллина Гульнур Асхатовна, учитель биологии МБОУ «Шахмайкинская СОШ Новошешминского муниципального района РТ»
Проблема проекта: преобразование школьного пустыря в мини парк.
Цели проекта:
Задачи проекта:
Создать ученическую школьную бригаду по благоустройству школьной территории;
проявить активную гражданскую позицию;
содействовать воспитанию экологической культуры и экологического сознания;
способствовать формированию чувства личной ответственности за состояние окружающей среды;
привлечь школьников и родителей к социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории.
Ожидаемые результаты:
благоустройство и озеленение школьной территории;
развитие организаторских способностей учащихся;
повышение экологической культуры учащихся;
создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
привлечение внимания населения к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.
Проект может быть реализован на уроках естественнонаучного цикла, а также в ходе работы кружков экологического направления, индивидуально во время летних каникул, с участием Центра занятости населения Новошешминского района, при поддержке отдела молодёжной политики Новошешминского района, на специальных экологических акциях.
План работы
№ п/п | Действия | Сроки | Ответственные | Результаты |
Этап. Сбор информации по проблеме | |
1 | Изучение нормативно – правовых документов: - Конвенция о правах ребенка; - Конституция РФ. Ст. 58; - Устав МБОУ «Шахмайкинская СОШ»; - Технической документации школы. | Январь 2017 | Салахов А. | Работа выполнена |
2 | Изучение опыта других школ | Январь 2017 | Салахов А. | Опыт изучен |
3 | Проведение социологического опроса среди школьников о желании и готовности участвовать в проекте | Январь 2017 | Инициативная группа | Опрос проведён и проанализи-рован |
4 | Получение информации и поддержки. Встречи с руководителями организаций (Шахмайкинское местное самоуправление, отдел молодежной политики Новошешминского района) для получения информации, получения поддержки при реализации проекта, согласования наших действий. | Январь 2017 | Салахов А. | Получены устные за |
5 | Проведение конкурсов эскизов: «Цветник», «Минипарк», «Аллея выпускников». | Январь 2017 | Гарифуллина Г.Г.. | Конкурсы проведены |
Создание проекта | |
1. | Проектирование школьного мини парка | Январь | Салахов А.И. | Проект разработан |
2 | Разработка плана действий | Январь | Салахов А. И. Нуруллина Г.А. | План действий разработан |
3 | Бюджет проекта | Январь | Салахов А.И. Нуруллина Г.А. | Бюджет создан |
4 | Безопасность реализации проекта. Составление Положения об школьном участке, инструкции по технике безопасности | Февраль 2017 | Нуруллина Г.А. Хайруллин К.Н. | Нормативные документы разработаны |
5 | Создание рабочей бригады, ее трудоустройство через Центр занятости населения Новошешминского района и отдела молодежной политики Новошешминского района | Март 2017 | Хасанов Р. Р. | Бригада создана |
6 | Проведение праздника День Земли | Апрель 2017 | Нуруллина Г.А. | 22.04 |
7 | Проведение школьной ярмарки для привлечения средств на реализацию проекта | Апрель 2017 | Салахов А. И. Нуруллина Г.А. Хайруллин К.Н. инициативная группа. | 22.04 |
8 | Приобретение посадочного материала и садового инвентаря, стройматериалов. | Май 2017 | Родительский комитет, члены самоуправл., Нуруллина Г.А. | Идёт сбор посадочного материала |
9 | Работа по преобразованию школьного пустыря: - разбить цветники; - благоустроить детскую площадку; - посадить первые саженцы для «Аллеи выпускников». | Июнь 2017 | Школьное самоуправление, Нуруллина Г.А. | Детская площадка работает |
10 | Подведение итогов первого года работы по проекту, анализ результатов работы, прогнозирование, планирование следующего этапа реализации проекта. | Сентябрь – октябрь 2017 | Салахов А.И. Нуруллина Г.А Инициативная группа | |
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
I этап. Сбор информации по проблеме
Изучение опыта школ по благоустройству школьных территорий.
Определённый интерес вызвали идеи следующих школ:
Сайт «Фестиваль педагогических идей» публикация Захаровой И.В. – «Дизайн пришкольного участка».
Мини парк МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска Сахалинской области РФ
Акмолинская обл. г. Степногорск школа-гимназия №4 им. Л.Н Толстого «Проект благоустройства детской площадки»
2. Социологический опрос
После изучения опыта школ по благоустройству школьной территории Шахмайкинской СОШ Новошешминского муниципального района РТ, был проведен социологический опрос среди школьников 5 – 11 классов о желании и готовности участвовать в проекте.
Вопросы анкеты
Нравится ли вам территория нашей школы в данный момент?
Да, Нет, Не думал(а)
Хотели бы вы принять участие в благоустройстве территории?
Да, Нет
3. Что вам хотелось бы создать на территории школьного пустыря?
1) Цветник; 2) Детскую площадку; 3) Минипарк;
Все опросные листы заполнялись самими респондентами в нашем присутствии. В случае необходимости они получали наши разъяснения.
Результаты были обработаны и сведены в таблицу, с помощью которых для удобства изучения были построены диаграммы.
Таблица №1
Варианты ответа/вопросы | №1 | №2 |
Да | 27 | 56 |
Нет | 43 | 15 |
Не думал | 11 | ____ |
Таблица 2.
цветник | Детская площадка | минипарк | Мини-огород |
18 | 20 | 29 | 4 |
В опросе приняли участие учащиеся 5 – 11 классов, всего 71 человек. Из результатов мы выяснили, что действительно большинство учеников не устраивает состояние территории школьного двора на данный момент. Но, несмотря на наличие, и безразличных мнений, еще больше учеников готово помогать облагораживать школьный пустырь. Из предложенных вариантов модернизации ученикам больше понравилась идея о школьном парке. Таким образом, идея создания мини парка нашла поддержку среди учеников школы.
Получение информации и поддержки
Для получения информации и поддержки, необходимой для реализации проекта, я встретилась с руководителями организаций (Шахмайкинское местное самоуправление, отдел молодежной политики Новошешминского района, Центр занятости населения). Получили одобрение у директора школы.
Конкурсы
Были проведены конкурсы эскизов: «Цветник», «Минипарк», «Аллея выпускников». Познакомились с основами цветоводства и ландшафтного дизайна.
ЭТАП. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Проектирование школьного мини парка
Школьный мини парк будет включать следующие разделы:
Детскую площадку, которая, конечно же, необходима около школы. Ученикам начальных классов требуются прогулки на свежем воздухе, развлечения и как можно больше положительных эмоций и воспоминаний о школе. А на детской площадке можно будет в дальнейшем разместить фонтан, сделать красивые тропы. Приложение 2.
Аллею выпускников начали с посадки ели. Моим классом, который выпускается в этом году мы решили посадить сирени. Все одноклассники поддержали эту идею. Далее можно будет высадить яблони, различные декоративные и вьющиеся растения вдоль забора.
Приложение 3.
Данный проект был представлен на школьном собрании самоуправления и получил одобрительную оценку. Члены самоуправления поддержали нашу идею о создании школьного парка и план его проектирования. Единогласно решили нас поддерживать в его создании и дальнейшем развитии. Была обещана помощь в организации ярмарок, посвященных данной тематики, предоставлении возможных материалов и рабочих рук школьной бригады. Особенно понравилось то, что в целом наш проект основан на благотворительной поддержке и не требует больших затрат из школьного бюджета, так как мы полагаемся на энтузиазм школьников, который они показали во время проведения опроса. Многие родители учеников нашей школы, узнав о данном проекте, откликнулись на наше предложение о ярмарке и готовы помочь. Наш проект нацелен на развитие нашей школы усилиями, которые нам посильны.
Реализация проекта рассчитана на добровольное участие учащихся в работе, приобретение материалов за счёт добровольных взносов участников реализации проекта, специальных акций, проведение экскурсий, в ходе которых участники выкопают необходимые растения.
Безопасность реализации проекта
С помощью учителя ОБЖ Кабирова И.Т. и учителя биологии Нуруллиной Г.А. разработала ПОЛОЖЕНИЕ о пришкольном участке МБОУ «Шахмайкинская СОШ» и ПРАВИЛА техники безопасности при работе на школьном участке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идея и проект создания школьного мини-парка нашли поддержку у школьного сообщества, следовательно, появилась реальная возможность воплощения его в жизнь, изменение экологической обстановки около нашей школы. Постепенно мы сможем:
Преобразовать школьный пустырь в мини-парк;
благоустроить и озеленить территорию школы;
способствовать развитию экологической культуры учащихся, населения села.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.
Верзилин А.А., Пришкольный участок [Текст] А.А. Верзилин. – М.: Просвещение, 1987. – 143 с.
Опросные листы учащихся, 71 шт.
Полянский И. И.. Ботанические экскурсии. [Текст] И. И. Полянский. – М.: Просвещение, 1968. – 243 с.
Пшеничер А.Б., Биологическое образование школьников: реальное или виртуальное [Текст] А. Б. Пшеничер // Биология в школе. – 2013. - № 5. – С. 39 – 44.
Травникова В.В., Биологические экскурсии. [Текст] В.В. Травникова. – С.-Петербург: Паритет, 2002. – 256 с.
Приложение1.


Приложение 2.


Приложение 3.

