Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Проектная работа
Тема : Активизация словарного запаса по темам: “Продукты”, “Животные”.
Выполнил(а):Ибрагимова М.Х.
слушатель(и) курсов повышения квалификации квалификации по проблеме: «Реализация УМК по обучению детей дошкольного возраста двум государственным языкам Республики Татарстан»,
«Проектная работа допущена к защите»
Руководитель проектной работы
Манюрова Г.Х.
__________________________
Подпись/инициалы,
«____» ___________ 2015 г.
2015
Актуальность проекта
Актуальность разработки данного проекта связана с тем, что в последние годы обучение детей родному языку проводилась как филологическая наука, с усложненной рабочей программой. А на сегодняшний день перед нами стоит задача развития речи детей, как средство общения.
Одна из актуальных проблем в системе образования – это вопрос об овладении вторым языком. Методика обучения второму языку является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Однако не все используемые на сегодняшний день методы обучения могут с максимальным успехом развивать у дошкольников необходимые речевые умения и способности, так как опираются на закономерности механического запоминания. А это, в свою очередь, негативно влияет на формирование у детей мотивации к данному виду деятельности. Сама практика выдвигает перед наукой необходимость обновления содержания обучения, опирающегося на особенности детского развития: образное мышление, словотворчество и игру как ведущий вид деятельности. Во многом эти закономерности обусловлены особенностями детского восприятия.
Особенности овладения вторым языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке, со спонтанным овладением иными формами общения.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии Творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.
Цель проекта
Внедрение авторских УМК по обучению детей двум государственным языкам Республики Татарстан.
Участники проекта:
Специалисты детских учреждений:
- заведующие ДОУ
-старший воспитатель ДОУ
-руководители методического объединения
- воспитатели
- воспитатель по обучению татарскому языку,
- воспитатель по обучению русскому языку
Инновационный потенциал проекта
Введение в практику работы ДОУ авторские УМК по обучению детей дошкольного возраста двум государственным языка Республики Татарстан:
- обучение работников ДОУ методике авторских УМК по обучению детей дошкольного возраста двум государственным языка республики Татарстан;
-внедрение инновационных мультимедийных технологий в систему дошкольного образования.
Ожидаемые результаты проекта:
- реализация проекта
- освоение УМК в практике образовательной деятельности
Возрастная группа: подготовительная группа.
Методика дошкольного образования: обучение татарскому языку русскоязычных детей, применение УМК «Говорим по-татарски» по обучению татарскому языку детей 6-7 лет.
Задачи:
Развивающие: умение отвечать на вопросы :Кто это? Что делает?, обращение друг другу на татарском языке, развивать диалогическую речь.
Воспитательные: воспитание любви к животным.
Обучающие: активизация словарного запаса по темам: “Продукты”, “Животные”.
Предварительная работа с детьми:
разучивание песни «Әйдәгез, биибез», изготовление полумасок животных, работа с пиктограммами, дидактическая игра «Назови правильно», «Командир», сюжетно-ролевая игра «Интернет-магазин».
Дидактическое обеспечение занятия:
Для воспитателя: ноутбук, проектор, презентация, демонстрационый материал, игрушечная собака Акбай и котенок Мияу, игрушки животных: ёж, лиса, заяц, медведь.
Для детей: полумаски животных, игрушечный фотоаппарат, картинки животных.
Структура занятия:
1. Вводная часть (4-5 мин).
Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
Сюрпризный момент, дети получают приглашение от Акбая и Мияу посетить зоопарк.
2. Основная часть (18 мин)
Цель: реализация задач программного содержания.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек?
Дети: Исәнмесез!
Воспитатель: Ребята, наши лучшие друзья Акбай и Мияу сегодня нас приглашают в зоопарк, и они прислали пригласительный билет. Давайте поздороваемся с ними и спросим как у них дела?
Дети: Исэнме, Акбай, Мияу. Хэллэр ничек?
- Акбай, Мияу: эйбэт. (Слайд 1)
(Звуковое письмо от Акбая и Мияу.)
- Ребята, Акбай и Мияу предлагают нам посетить зоопарк и они нам дарят вот такой фотоаппарат. А как вы думаете, для чего нам фотоаппарат?(чтобы мы смогли сфотографировать животных).
Ребята, вы хотите посетить зоопарк? Хорошо. Но прежде чем поехать нам надо повторять правила поведения и правила безопасности в зоопарке. (слайд)
- В зоопарке мы должны рассматривать животных как они выглядят, понаблюдаем что они делают, сфотографируем и расскажем о них.
- Дети наш автобус отправляется в зоопарк.
Развивающий диалог:
- Я ваш экскурсовод. Приглашаю вас в автобус. Давайте познакомимся. Мин - Тэнзилэ халиковна. Син кем? (Мин - София. Дети по цепочке)
- Пока мы будем ехать, будем играть в игру «Син кем?» («Ты кто?»). Задавая друг другу вопрос «Синең исемең ничек?», «Сиңа ничә яшь?» будем знакомиться на татарском языке.
Дети рассказывают про себя на татарском языке.
Ответы детей: Мин Алсу. Миңа 6 яшь, и т. д.
Основная часть:
Воспитатель: Вот и мы в зоопарке.
Дети смотрят животных, называют их по-татарски и фотографируют их, угощают их.
- Возвращаемся обратно в детский сад.
Воспитатель: Ребята, а теперь назовите, кого вы сфотографировали на татарском языке.
Ответы детей: Толке, куян, аю, керпе.
Воспитатель: Бик яхшы, булдырдыгыз. Хорошие фотографии получились у ребят. Давайте теперь с этими фотографиями играть (включается интерактивная доска) Ребята, повторяем животных. Обращаю внимание детей на картинки животных.
Воспитатель: Бу нәрсә? (показываю картинку лисы) .
Дети: Бу төлке.
Воспитатель: Бу нэрсэ? (показываю картинку медведя) .
Дети: Бу аю.
Воспитатель: Бу нэрсэ? (показывая картинку ежика) .
Дети: Бу керпе.
Воспитатель: Молодцы.
- Эти слова повторяем вместе, делим на слоги, говорим шепотом, поем, тянем.
Воспитатель: Игра «Нишли?» («Что делает? ")
Воспитатель по картинкам показывает и спрашивает.
Керпе нишли? Керпе уйный.
Аю нишли? Аю йоклый.
Төлке нишли? Төлке бара.
Воспитатель: Молодцы. Предлагаю вам игровую ситуацию: “Үзең турында сөйлә” (“Расскажи про себя”) .
Дети берут игрушки.
Воспитатель: Давайте превратимся в зверей и расскажем -кто я, какой я, что делаю?
Дети: Мин бүре. Мин зур, матур, чиста. Мин утырам (хәрәкәт белән күрсәтә)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Поиграем в музыкально-хороводную игру «Әйдәгез, биибез» («Давайте, танцевать»)
Включаю песню, детям раздаются полумаски животных.
1) Бар монда зур төлке.
Зур төлке, матур төлке. (2 тапкыр)
Төлке, төлке кил әле,
Биеп-биеп кит әле (2 тапкыр)
2) Бар монда зур аю,
Зур аю, матур аю. (2 тапкыр)
Аю, аю кил әле,
Биеп-биеп кит эле (2 тапкыр)
3) Бар кечкенә куян,
Кечкенә, матур куян. (2 тапкыр)
Куян, куян кил әле,
Биеп-биеп кит әле (2 тапкыр)
4) Бар кечкенә керпе,
Кечкенә, матур керпе. (2 тапкыр)
Керпе, керпе кил әле,
Биеп-биеп кит әле (2 тапкыр)
Воспитатель: Ребята, звери устали, давайте уложим их спать.
Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А какие слова мы сегодня с вами запомнили? А что для вас было трудным? Что бы вы хотели рассказать родителям, друзьям (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, поблагодарим Акбая и Мияу и прощаемся с ними.
Дети: Сау бул, Акбай, Мияу. Рәхмәт!
Воспитатель: Сау булыгыз, балалар!
Дети: Сау булыгыз!
Ресурсы проекта:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк»
http://www.mon.tatar.ru
Зарипова З. М. Методическое пособие по обучению детей 4-5 лет татарскому языку «Говорим по - татарски».
Шаехова Р. К. Методическое пособие к рабочим тетрадям (№1 и №2) для детей старшего дошкольного возраста «Азбука для дошкольников: Играем со звуками и словами».
Гаффарова С. М. Методическое пособие по обучению детей русскому языку детей дошкольного возраста «Изучаем русский язык».
Хазратова Ф. В. Методическое пособие «Туган телдә сөйләшәбез»;
Интернет сайты