СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Озеленяй!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа, реализуемая в коррекционной школе с детьми с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Озеленяй!"»

ГОАУ Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, п.г.т. Новобурейский.









ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«ОЗЕЛЕНЯЙ!»







Руководитель: Марченко Константин Валентинович,

учитель трудового обучения.

Петренко Яна Вячеславовна,

учитель географии.

Участники:

Сторожук Кирилл


Дзюба Леонид


Селиванов Андрей


Ожогов Павел


Малиев Алан


Рубцов Руслан


Быканов Роман


Артемьев Алексей


Лесных Влад

















Новобурейский 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..

3 стр.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА………...

4 стр.

ОПИСАНИЕ, ВЫБРАННОГО ДЕРЕВА (СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ)………………………………………………….

5 стр.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ…….

6 стр.

УХОД ЗА СОСНОЙ ОБЫКНОВЕННОЙ…………………………..

7 стр.

АССОРТИМЕНТ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ………………..

8 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….

9 стр.

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….

10-12































ВВЕДЕНИЕ

Территория пришкольного участка тщательно спланирована и разбита на зоны. Искусственные зеленые насаждения являются важным компонентом школьной территории. Крупные зеленые массивы оказывают определенное влияние на климат территории: регулируют количество осадков, служат резервуарами чистого воздуха, обогащая атмосферу кислородом за счет фотосинтеза, предохраняют почвенный покров от водной и ветровой эрозии, препятствуют образованию оврагов, предохраняют водные источники от высыхания и загрязнения. Они положительно влияют на тепловой и радиационный режимы. Так, температура воздуха в лесах в летние дни на 8-10°С ниже, чем на открытых местах. В результате неравномерности нагревания зеленого массива и открытых территорий нагретый воздух открытых территорий устремляется вверх, а на его место притекает более холодный воздух от зеленого массива, создавая горизонтальные потоки воздуха и способствуя проветриванию территории. Одним из главных достоинств зеленых насаждений является их высокая активность при улавливании вредных веществ, поступающих в атмосферу за счет транспортных и промышленных выбросов. Известна роль растений в поглощении углекислого газа, уменьшении бактериальной загрязненности воздуха и повышении ионизации атмосферы, обогащении ее различными фитонцидами. Школьный участок под озеленение расположен вблизи котельной и автостоянки, с западной стороны обширные открытые пространства в виде болота, откуда в осенне-зимний период дуют порывистые ветры.

Посадка хвойных деревьев на участке подходит тем, кто хочет быть ближе к природе, кроме того хвойные деревья стимулируют здоровье. Не зря врачи рекомендуют прогулки по хвойному лесу. Фитонциды, которые выделяют деревья, уничтожают вредные микроорганизмы, помогают справиться со стрессом, укрепляют иммунитет. Прелесть хвойных насаждений еще и в том, что они отлично выглядят круглый год, а во время зимних праздников создать новогоднее настроение можно прямо у себя на участке, украсив ели световыми гирляндами или игрушками.

С целью защиты от угольной пыли, выхлопных газов, водной и ветровой эрозии, а так же улучшении эстетического вида пришкольного участка реализуется долгосрочный проект по озеленению территории.

На 1 этапе высажено 176 сосен осенью 2014 года, в рамках акции «Сирень Победы» в мае 2015 года запланировано высадить 30 кустов сирени у фасада школы с южной стороны, на третьем этапе осенью 2015 года, планируется высадить несколько деревьев кедра.



























ЦЕЛЬ: озеленение школьной территории.

ЗАДАЧИ:

  • создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы;

  • улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов;

  • воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • формирование навыков здорового образа жизни;

  • активная пропаганда природоохранных знаний среди учащихся, персонала школы, родителей и гостей школы, приобщение широкого круга детей и взрослых к сохранению и приумножению природных ресурсов.


ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

Виды деятельности

Сроки

Первый этап «Сосны»


Планирование по озеленению участка, выбор растений

Сентябрь 2014

Подготовка территории для высадки деревьев

Сентябрь 2014

Подготовка саженцев

Сентябрь 2014

Посадка растений

Сентябрь 2014

Уход за деревьями

Весна-осень 2015

Второй этап «Сирень»


Объявление акции «Сирень победы»

Апрель 2015

Подготовка территории для высадки деревьев

Май 2015

Подготовка саженцев

Май 2015

Посадка растений

Май 2015

Уход за кустарником

Лето-осень 2015

Третий этап «Кедр»


Подготовка территории для высадки деревьев

Сентябрь 2015

Подготовка саженцев

Сентябрь 2015

Посадка растений

Сентябрь 2015





















ОПИСАНИЕ ВЫБРАННОГО ДЛЯ ПОСАДКИ ДЕРЕВА (СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ).

Из 12 видов сосен, которые произрастают на территории России, сосна обыкновенная встречается чаще всех. Обусловлено это широким ареалом сосны, ее нетребовательностью к почве и высокими характеристиками древесины.

Строение сосны обыкновенной не отличается остальных представителей хвойных и имеет корень, ствол, ветви и хвою, представленную тонкими хвоинками. Сосна имеет пластичную корневую систему. На сегодняшний день выделено 4 типа корневых систем, которые различаются по строению и форме: мощная корневая система, состоящая из развитого стержневого корня и нескольких боковых, что типично для свежей, хорошо дренированной почвы. Таким образом, какие корни у сосны, зависит исключительно от характера и структуры почвы, на которой произрастает дерево. А пластичность корневой системы делает сосну необычайно ценной, предоставляя возможность производить искусственное облесение на заболоченных, бедных, сухих и других непригодных почвах. При этом стоит заметить, что расти корневая система сосны обыкновенной начинает при температуре не ниже +3°С. У представителей других хвойных пород этот показатель существенно ниже.

Дерево, растущее в густых посадках, имеет стройный, ровный, прямой, высокоочищенный от сучьев ствол. В изреженных насаждениях и в просторных условиях произрастания дерево получается менее высоким, а ствол – более суковатым. Кора в разных частях ствола имеет разную толщину и разный цвет. В нижней части она более толстая, от красно-бурого до почти серого цвета, бороздчатая. А в средних и верхних частях, а также на крупных ветках желтовато-красного цвета, с отслаивающимися тонкими пластинками, тонкая, почти гладкая.

Самый большой прирост по высоте происходит при благоприятных условиях в 30-летнем возрасте. К 80 годам дерево достигает 30 м в высоту. Форма кроны зависит от возраста. В молодости дерево имеет конусовидную крону, которая к старости приобретает широкую, округлую, иногда зонтиковидную форму. Как правило, 4-5 веток расходятся веером во все стороны, расположившись вокруг ствола на одном уровне. Этаж за этажом к самой вершине поднимаются такие мутовки. При чем каждый год образуется новая. Мутовки помогают определить возраст дерева: сколько мутовок – столько лет сосне. Но определять возраст таким способом можно только у молодых деревьев. У старых экземпляров нижние мутовки отмирают и зарастают, образуя голый ствол. Почки красновато-бурые, удлиненно-яйцевидные, остроконечные, длиной 6-12 мм, в большинстве смолистые, расположены на конце побега мутовчато вокруг конечной почки, иногда почки появляются на побегах сбоку, но ветвей не образуют. Наибольший прирост по высоте дает в благоприятных условиях в возрасте 15-30 лет, достигая к восьмидесяти годам 30м. Сосновая хвоя имеет темно-зеленый цвет. Длина хвоинок 4-7 см. Сверху они выпуклые, снизу плоские, жесткие, остроконечные. На дереве хвоинка живет 2-3 года, после чего отпадает вместе с укороченными побегами. Расположение укороченных побегов – спиральное.

Строение укороченного побега – сложное и хорошо различается только после распускания сосновых почек. Состоит он короткого, не более 2 мм, стебля, 2 иголок, между которыми находится спящая почка. Спящие почки сосны обыкновенной отпадают вместе с хвоей. Если хвоя сильно повреждена, например, поломана верхняя часть удлиненного побега или при нанесении вреда насекомыми, при повреждениях верхушечных почек спящие почки на укороченных побегах могут прорасти. В этом случае между иголками может появиться удлиненный побег. Отпадает хвоя ежегодно, но не вся сразу.

Сосновые семена созревают к сентябрю-октябрю следующего за опылением года. При этом в течение зимы семена остаются в шишках, которые начинают раскрываться только в апреле с достижением температуры в +10°С. В среднем ежегодно сосна обыкновенная дает 500-700 тысяч семян на 1 га, что меньше, по сравнению с елью, в 2 раза, а с лиственницей – в несколько раз.


ТЕХНОЛОГИЯ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ

Посадка деревьев и кустарников - кратковременный, но очень ответственный эпизод. От того, как подготовлена почва и посадочный материал, как посажено каждое растение, зависит его приживаемость и в значительной мере долговременность его жизни. К посадке многолетних растений необходимо готовить весь школьный коллектив как к серьезному делу и вместе с тем к большому празднику. Заранее надо определить, кому из ребят можно доверить посадку: очевидно, тем, кто своим трудолюбием, ответственным отношением к делу положительно себя зарекомендовал.

Посадку деревьев и кустарников начинают с подготовки почвы и посадочных мест. После планировки поверхности территории, предназначенной для посадки древесных растений, внесения органических и минеральных удобрений, определения места посадки дерева или кустарника приступают к выкопке ям.

Для деревьев в возрасте 10-12 лет стандартом является круглая яма диаметром 1 м и глубиной 80 см. Для крупных деревьев, пересаживаемых с комом, размеры ям зависят от размера кома, но во всех случаях яма должна быть больше кома по диаметру на 30-40 см, а по глубине на 20-30 см.

При посадке кустарников диаметр ямы в среднем должен составлять 60-70 см, а глубина - 60 см. При групповой посадке кустарники можно размещать в одной яме, выкопанной по размерам и форме группы. Для посадки живых изгородей обычно выкапывают траншеи шириной 70 и глубиной 60 см. Кустарники в таких траншеях размещают в два ряда в шахматном порядке ближе к краям траншеи.

После выкопки ям нижняя часть заполняется наиболее плодородным слоем снятой земли. Верхнюю часть заполняют привозной растительной землей с добавлением органических и минеральных удобрений.

В заранее подготовленной яме или котловане перед посадкой дерева или кустарника открывают только ту часть, которая необходима для свободного размещения корней. Корни должны размещаться свободно. Колья для подвязки деревьев длиной 1,5-2,0 м забивают перед посадкой в плотный грунт основания ямы или котлована. При рядовой посадке деревьев прямая линия посадки устанавливается предварительным размещением кольев по шнуру.

Перед посадкой корневую систему деревьев или кустарников нужно осмотреть и обрезать все поврежденные части корней. После этого на дно ямы насыпают холмик земли, на котором расправляют корни, затем засыпают их растительной землей, слегка встряхивая, чтобы земля равномерно заполнила пустоты между корнями. Уплотнять ее нужно от края к центру ямы. Сразу после посадки корневая шейка дерева или кустарника должна находиться на 3-5 см выше поверхности почвы, но быть присыпана растительной землей.

После полива и постепенного уплотнения почвы в посадочной яме дерево (или кустарник) несколько осядет, и корневая шейка окажется на уровне поверхности почвы. Полив после посадки должен быть обильным независимо от влажности почвы.

После посадки деревья временно подвязывают к кольям свободно, чтобы не препятствовать их осадке, а через 20-25 дней после уплотнения почвы подвязывают окончательно. Для предотвращения перетирания коры шпагатом ствол дерева в месте привязки обматывают мягким материалом. Дерево привязывают к колу «восьмеркой» в двух местах: на высоте 0,5 м от поверхности почвы и у вершины кола (1,5-1,8 м). В районах, где преобладают сильные ветры, деревья следует привязывать к двум-трем кольям на растяжке. В этом случае колья устанавливают наклонно к центру по краям посадочной ямы.

Для посадки крупных деревьев и кустарников с комом в мягкой упаковке с помощью экскаватора выкапывают круглые ямы диаметром 1,5 м и глубиной 0,85 м. Стенки и дно ямы выравнивают и зачищают вручную. Ямы заполняют до половины хорошо удобренной растительной землей. Рядом складывают запас земли для последующей досыпки.

Деревья и кустарники в зависимости от их возраста и размеров выкапывают с комом диаметром 0,6-0,8 и высотой 0,5-0,6 м. Ком окапывают круглой формы канавой шириной 40-50 см с постепенным по мере углубления наклоном стенок кома внутрь на конус. Встречающиеся корни перерубают острым топором или секатором.

Выкапывать и пересаживать деревья и кустарники с комом в мягкой упаковке можно только на плотных суглинистых и глинистых грунтах, хорошо сохраняющих ком при пересадке.

После окопки ком, не трогая с места, туго обвертывают мешковиной, затягивают и прочно сшивают ее края шпагатом, оставляя запас мешковины для упаковки дна и верха кома. Затем растение с комом осторожно заваливают на бок, туго обтягивают и обшивают дно и верх кома, захватывая при этом ствол, на котором завязывают концы мешковины.

Если ком при перевозке и разгрузке частично деформирован, то при распаковке мешковину развязывают и оставляют в яме.

Лучше всего растения приживаются, если сажать их в жижу. Для этого засыпанную почти доверху свежей растительной землей яму предварительно заливают водой (50-70 л) и землю тщательно размешивают. Ком с растением ставят в образовавшуюся жижу, выравнивают и засыпают землей, взятой со стороны, а затем уплотняют ее.

После посадки устраивают лунку для полива с аккуратным валиком по внешнему краю ямы и обильно поливают растение до полного насыщения почвы влагой. После впитывания воды в месте промоин и просадок добавляют земли и тщательно разравнивают граблями, поправляя при этом валики лунок.

Чтобы деревья и кустарники быстрее прижились, корневую систему перед посадкой обмакивают в глиняную «болтушку», в которую добавляют гетероауксин (0,001%)-препарат, стимулирующий образование корней у растений.


УХОД ЗА СОСНОЙ
Обрезка
В специальной стрижке сосны не нуждаются. Если вам нужно замедлить рост дерева и хочется, чтобы крона была более густой, то достаточно обломать пальцами молодые ветви примерно на треть их длины.
Полив
Практически всем видам сосны дополнительный полив не нужен, это исключительно засухоустойчивое растение, да и опавшая хвоя под деревом способствует удержанию влаги. Исключение — сосна румелийская. Это влаголюбивое дерево, за сезон его необходимо 2-3 раза обязательно полить (примерно 15-20 л на одно растение).
Еще понадобится дополнительный осенний полив  (после окончания листопада) недавно посаженным саженцам. Влажная почва меньше промерзает, поэтому риск обгорания  хвои весной (а такое возможно, крона у сосен просыпается рано, и из-за промерзшей почвы корни растения не дают достаточного количества влаги) будет значительно меньше.
Подкормка
Подкормка необходима молодым саженцам в первые два года после их посадки. Для этого в подствольный круг дерева хотя бы раз в год вносят минеральные удобрения (примерно 40 г/кв. м). В дальнейшем для нормального развития сосне будет хватать органических удобрений, накопленных в хвойной подстилке под ней.
Укрывание на зиму
Взрослые деревья зимостойки, а вот молодые сосны (и некоторые декоративные  виды) желательно на зиму укрывать, чтобы избежать солнечных ожогов. Для этой цели используют лапник. Им укрывают кроны саженцев в конце осени и не снимают его до середины августа. Еще, как вариант, можно использовать редкую мешковину или специальные чехлы. Оборачивать деревья толстым материалом или полиэтиленом нельзя – такая «защита» приведет к выпреванию саженцев.








Ассортимент деревьев и кустарников,

произрастающих на территории школы.


Вид

Количество

Ива

3

Осина

3

Бархат

6

Клен

11

Крыжовник дикий (кустарник)

11

Ель

13

Ильм (дерево)

16

Маньчжурский орех

18

Сосна обыкновенная (взрослые деревья)

25

Тополь

35

Береза

61

Сосна обыкновенная (саженцы)

172

Ильм (кустарник)

255


Всего деревьев и кустарников

603


Ассортимент деревьев и кустарников, подходящих для посадки на пришкольном участке.

Деревья

Кустарники

Акация белая

Гортензия: метельчатая, серая, древовидная

Бархат амурский

Дерен белый

Береза: бородавчатая, пушистая

Тамариск пятитычинковый (Палласа)

Вяз: гладкий, приземистый, шершавый, мелколистный

Ива: пурпурная, пятитычинковая, русская, Шверина

Груша уссурийская

Ирга круглолистная

Дуб: черешчатый, красный, сидячецветный

Калина: городовина, канадская, бульденеж

Ель: колючая, обыкновенная, сербская, Энгельмана

Кизильник: блестящий, круглолистный

Ива: белая, плакучая

Клен: гиннала, татарский

Катальпа великолепная

Лещина: обыкновенная, пурпурнолистная

Каштан конский

Лох: серебристый, узколистный

Клен: зеленокорый, красный, маньчжурский, мелколистный, серебристый, остролистный, полевой, сахарный

Магония падуболистная

Липа крупнолистная, мелколистная, обыкновенная Лиственница: европейская, сибирская, Сукачева

Малина: прекрасная, душистая

Орех: маньчжурский, грецкий

Облепиха крушиновая

Рябина: обыкновенная, гранатная

Ракитник: двухцветковый, альпийский, золотой дождь

Сосна: Веймутова, горная, кедровая, обыкновенная, румелийская

Роза: многоцветковая, морщинистая, сортовая

Тополь: бальзамический, белый, канадский, советский пирамидальный, берлинский

Сирень: обыкновенная, венгерская, персидская

Черемуха: виргинская, Маака

Смородина: альпийская, золотистая






ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Проект по озеленению пришкольной территории был реализован на первом этапе. Ребята в ходе проекта освоили технологию посадки сосны обыкновенной, совершенствовали навыки работы с рулеткой, штыковой лопатой. Получили знания по уходу за сосной обыкновенной. Также прошло ознакомление с растениями на школьной территории, совместно с учителем определен видовой и количественный состав деревьев и кустарников на школьном участке. Принято решение продлить проект до осени 2015 года. Принять участие во Всероссийской акции «Сирень Победы», посвященной 70-летию со Дня Победы.















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

РИС 1. Ветка сосны

РИС.2: Лунки для посадки сосны.

РИС.3: Соблюдение технологии посадки (измерение при помощи метра).

РИС.4:Подготовка лунок для посадки деревьев.





ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. http://fermer.ru/book/export/html/58630

  2. http://www.7dach.ru/MaSogetsu/sosny---potomki-pitis-3314.html#ixzz3XHa3G02x

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B0

  4. http://www.udec.ru/derevo/sosna-stroenie.php