СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа по разработке технологической карты урока математики.Помощь учителям математики.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по математике»


ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования







ПРОЕКТ


«Разработка технологической карты урока

математики»





Ф.И.О. участников рабочей группы

Сахибуллина С.М.

Шафранская Е.А.



Научный руководитель Мингазова Г.Г.



Казань - 2016


Содержание


Введение

  1. Постановка проблемы………………………...…………….……….

  2. Цель проекта……………………………...…………………………..

  3. Задачи проекта……………………………………………………….

  4. Целевая группа проекта……………………………………………..

  5. Срок реализации проекта……………………………………………

  6. Место реализации проекта………………………………………….

  7. Этапы реализации проекта…………………………………………

  8. План мероприятий по реализации проекта……………………….

  9. Ресурсы……………………………………………….………………

  10. Основная часть. Разработка технологической карты урока….…

  11. Ожидаемые результаты реализации проекта …….………………

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………….

  • Приложение 1 Технологическая карта урока по математике по теме «Сравнение дробей» в 5 классе

  • Приложение 2 Раздаточный материал

  • Приложение 3 Презентация к уроку


3

4

5

5

5

5

5

5

6

8

10

11

12

12

13

14



27


ВВЕДЕНИЕ


С 2011 года образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности учащихся к исследовательской деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью урока в условиях введения ФГОС является ориентация на результаты обучения, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию. Применительно к процессу обучения это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен быть направлен на развитие личности обучающихся.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте.

Технологическая карта урока − современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.  Технологическая карта раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

 В проекте представлена технологическая карта урока математики для 5 класса по теме «Сравнение обыкновенных дробей».



Постановка проблемы


Использование учителем технологических карт позволяет учителю максимально детализировать урок на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести не только системный, но и аспектный анализ урока.

Создание технологической карты позволяет учителю:

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков) ;

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;



Цель проекта

Разработать технологической карты урока математики в 5 классе, ориентированной на достижение запланированных результатов обучения.



Задачи проекта

  1. Анализ методического обеспечения и нормативно-правовой базы исследуемой проблемы;

  2. Разработать в ходе поисковой и исследовательской деятельности технологическую карту урока математики

  3. Освоение навыков организации учебного процесса.


Целевая группа проекта

Учителя математики - слушатели курса, обучающиеся 5-х классов.



Срок реализации проекта

В течение 2016-2017 г.г.



Место реализации проекта

Средние общеобразовательные школы



Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный - сентябрь 2016 г.

Знакомство с источниками информации, изучение документов

  1. Основной

Создание продукта проекта – технологическая карта урока

  1. Заключительный (2017г. )


План мероприятий по реализации проекта


Комплекс

мер

Место

проведения

Сроки

Ответственный

Этап 1

1

Сбор и изучение информации об особенностях ФГОС

КПФУ

Сентябрь 2016 год

Сахибуллина С.М.

Шафранская Е.А.

2

Анализ и систематизация собранной информации

КПФУ

Сентябрь

2016 год


Сахибуллина С.М.

Шафранская Е.А.

3

Выделение главных особенностей преподавания предмета «Математика» в условиях перехода на ФГОС

КПФУ

Сентябрь 2016 год


Сахибуллина С.М.

Шафранская Е.А.

4

Разработка технологической карты урока по теме: «Сравнение дробей»

КПФУ

Сентябрь 2016 год

Сахибуллина С.М.

Шафранская Е.А.

Этап 2

1

Апробация технологической карты урока

«Кзыл-Ярская СОШ» Бавлинского района

МБОУ «СОШ №6» Бавлинского района

Сентябрь- май

2016-2017

Сахибуллина С.М.

Шафранская Е.А.

Этап 3

1

Анализ и оценка полученных результатов

«Кзыл-Ярская СОШ» Бавлинского района

МБОУ «СОШ №6» Бавлинского района



Май- июнь 2017 год

Сахибуллина С.М.

Шафранская Е.А.

2

Публикация материала

Сборник

2016 год

Сахибуллина С.М.

Шафранская Е.А.



Ресурсы


Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки


Нормативно-правовые:

  1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

  3. Примерная программа по учебным предметам. Математика 5 - 9 классы

  4. Авторская рабочая программа






Материально-технические:

  1. Мультимедийный проектор

  2. Интерактивная доска

  3. Компьютер






Кадровые:

  1. Учитель

  2. Обучающиеся






Научно-методические:

  1. Научно-методическая литература

  2. Методические пособия






Информационные:

  1. Видеоматериалы

  2. Интернет-ресурсы






Основная часть.

Разработка технологической карты урока.


Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках.



Ожидаемые результаты реализации проекта


Умение разработать технологическую карту урока математики намного облегчит подготовку учителя к современному уроку. Ведь обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.





Заключение

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.

Параметрами технологической карты могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающую в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).

Различают технологическую карту темы и технологическую карту учебного занятия.

Логика конструирования технологической карты:
1) определение конечных результатов изучения предстоящей учебной темы в действиях учащихся;
2) определение первого и заключительного учебных занятий;
3) разбиение содержания изучаемой темы на блоки;
4) определение в каждом содержательном блоке количества и типов учебных занятий;
5) прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия в блоке учебных занятий;
6) составление заданий для самоконтроля учащихся.

Список литературы


  1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  3. Примерная программа по учебным предметам. Математика 5 - 9 классы

  4. Рекомендации по разработке технологической карты урока.

  5. Требования ФГОС ООО к реализации предметной области «Математика».

  6. Примерная программа по учебным предметам.Матемарика .5-9 классы.

  7. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р

  8. Требования ФГОС ООО к реализации предметной области «Математика»

  9. Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования

  10. Планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты при изучении математики

  11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе

  12. Системно-деятельностный подход в обучении математике

  13. Каталог интернет-ресурсов системно-деятельностного подхода

  14. Технология формирования универсальных учебных действий при преподавании математики

  15. Современные педагогические технологии

  16. Особенности оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов

  17. Внедрение новой системы оценки

  18. Разработка технологической карты урока

  19. План действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 гг.,

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: математика

Класс: 5

Учитель: Сахибуллина С.М.

Шафранская Е.А.

УМК: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.


Тема: Сравнение дробей


Цель урока: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия сравнения дробей, формирование умения «видеть» равные и неравные дроби, приводить примеры таких дробей, применять при выполнении сравнения дробей.


Тип урока: усвоение новых знаний



Часов на изучение темы: 1





Задачи урока:

Образовательные

Ввести понятие равных дробей с разными числителями, научить сравнивать обыкновенные дроби, формировать умение применять алгоритм сравнения обыкновенных дробей при выполнении различных заданий

Развивающие

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать устную речь

Воспитательные

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству

Новые термины и понятия:

Равные дроби с разными числителями, сравнение дробей с помощью координатного луча

Планируемый результат:

УУД

Личностные: сравнивают дроби, используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении с единицей

Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней

Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий


Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Подготовка к изучению алгебры и физики

Индивидуальная,

фронтальная,

парная

Учебник,

раздаточный материал,

компьютер,

презентация


Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Оценка результата деятельности ученика

примечание

  1. Организационный этап

2 мин

Включение учащихся в учебную деятельность

Приветствую учащихся, сообщаю структуру урока

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны

Слайд 1

  1. Актуализация знаний

5 мин

Актуализация знаний, повторение умения переводить текст в запись в виде дроби, восстановление определения правильной и неправильной дроби, фиксирование индивидуальных затруднений,

Организую индивидуальное повторение определения правильной и неправильной дроби, устное решение заданий вида: «Какую часть года составляет…; какую часть тонны составляет…»


Выполняют задания, закрепляют умение записывать число в виде дроби, повторяют определение правильной и неправильной дроби

Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания

Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения

Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения заменять предложение обыкновенной дробью

Слайд 2; 3; 4; 5; 6

  1. Создание проблемной ситуации

3 мин

Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия

Организую обсуждение: «Можно ли сравнить…? Что для вас значит: сравнить?» Подвожу к понятию сравнения дробей

Обнаруживают, что дроби можно сравнивать как натуральные числа

Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия,

Регулятивные:

в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, что появляется новое математическое понятие и т.д., участвуют в диалоге, выводят правило сравнения обыкновенных дробей

Слайд 7

  1. Формулирование проблемы: тема и цель урока

3 мин

Обсуждение необходимости введения нового знания

Вывожу на формулировку темы и целей урока. Четко проговариваю тему и цель урока

Приводят примеры сравнения дробей, выходят на необходимость формулирования правила

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель, определение правильной и неправильной дроби

Регулятивные:

в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, что появляется новое математическое понятие, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока

Слайд 7; 8

  1. Открытие нового знания

8 мин

Знакомство и фиксирование определений

Организую ра­боту с учебником, путем подводя­щего диалога по­буждаю учащихся к формулирова­нию правила сравнения обык­новенных дробей

Учатся применять определения в процессе фронтальной и парной работы

Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем

Открывают новые определения и их применение

Слайд 9-11

  1. Первичное применение нового знания

7 мин

Формирование навыка применения определений правильной и неправильной дроби

Организую работу по выполнению № 941; 942; 943; 944; 945; с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений

Учатся применять определения в процессе парной работы

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия

Проговаривают правила сравнения дробей; на конкретных примерах учатся их применять


  1. Самостоятельная работа по закреплению изученного ранее

5 мин

Обеспечение усвоения алгоритма выполнения заданий с обыкновенными дробями

Организую работу по выполнению № 946 и 947 с последующей проверкой

Учатся применять знания об обыкновенных дробях в процессе индивидуальной работы

Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам

Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой

Выполняют задание на сравнение обыкновенных дробей


  1. Рефлексия

3 мин

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Я сегодня…

Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений


Слайд 12

  1. Информация о домашнем задании

1 мин

Обсуждение домашнего задания

№ 951(инд); 965; 966




Слайд 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Презентация к уроку



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!