



Проектная работа по профилактике распространения ВИЧ – инфекции (СПИДА) среди учащихся на период обучения.
ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.» Сабинского муниципального района РТ
год
Автор проекта: Соловьева Ангелина, ученица 8 класса ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.» Руководитель: Маканова М.М., воспитатель ГБОУ «Икшурминская кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.»
Оглавление
Введение…………………………………………………………..…..2
Актуальность проекта ……………………………………………... 3
Цель и задачи проекта….…………………………………………….4
Проектное решение……………………………………………………4
Рис.1 Модель внеклассной работы в старших классах……………..5
Сроки реализации проекта ……………………………………………6
План мероприятий по реализации проекта ……………………….7-10
Ожидаемые результаты реализации проекта………………………..11
9. Рекомендации по реализации Проекта……………………………….11
10. Приложения ……………………………………………………… 12-16
Введение
Впервые об эпидемии инфекции ВИЧ и СПИД заговорили более 20 лет назад.
В начале 80-х годов в медицинских журналах стали появляться статьи, описывавшие симптомы заболевания, обнаруженного среди гомосексуалистов, а также у наркоманов, пользовавшихся общими шприцами. Проблема успела привлечь к себе намного больше внимания, чем какая-либо из появившихся в последнее время болезней. Синдром приобретенного иммунодефицита, больше известный как СПИД, угрожает жизни значительной части человечества.
Общее число ВИЧ-положительных граждан России к середине 2016 года достигло 1 062 476 человек. Почти 26 тысяч человек из них умерли.
По данным Федерального Центра СПИД, на диспансерном учете в 2016 году состояло 628 тыс. инфицированных ВИЧ – 75% от общего числа живущих с ВИЧ россиян. 243 тыс. пациентов в этом году получали антиретровирусную терапию. При этом лишь 29% от числа зарегистрированных лиц с диагнозом ВИЧ были охвачены лечением.
За первое полугодие 2016-го центры по профилактике и борьбе со СПИДом сообщили о 51,1 тыс. новых случаях ВИЧ среди граждан РФ, исключая выявленных анонимно и иностранных граждан – на 3,9% больше, чем за аналогичный период 2015 г. С 2005 по 2015 год регистрировался ежегодный рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией в среднем на 10% в год.
Также за 6 месяцев текущего года в Российской Федерации умерли 12,9 тысяч больных ВИЧ – на 7,5% больше, чем за аналогичный период 2015 года.
Средний по России показатель заболеваемости в 2016 – 34,9 случаев на 100 тыс. населения. Больше всего новых случаев ВИЧ зафиксировано:
В Кемеровской области (122,4 новых случаев ВИЧ-инфекции на 100 тыс. населения),
Иркутской области (80,2),
Свердловской области (78,6),
Томской области (74,7),
Челябинской области (73,0).
Другой показатель – поражённость ВИЧ-инфекцией на середину года – составил 570,9 на 100 тыс. населения России. К числу наиболее поражённых относятся:
Свердловская область (зарегистрировано 1592,6 живущих с ВИЧ на 100 тыс. населения),
Иркутская область (1591,5),
Кемеровская область (1568),
Самарская область (1412,6),
Оренбургская область (1183,7).
Среди людей, которым в 2016 году впервые поставили диагноз, 52,8% инфицировались при употреблении наркотиков нестерильным инструментарием, 44,5% – при гетеросексуальных контактах, 1,5% – при гомосексуальных контактах, 1,1% инфицированные от матерей во время беременности, родов и при грудном вскармливании. При этом до сих пор регистрируются случаи заражения ВИЧ при оказании медпомощи. За первое полугодие было зарегистрировано 5 случаев с подозрением на заражение в российских больницах при использовании нестерильного медицинского инструментария.
Актуальность проекта.
Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами на улице, не болеть. Но, к сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первого места в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе . Но если мы научим детей со школьного возраста ценить,
беречь и укреплять свое здоровье , если родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Знания об особенностях строения , выполняемых функциях и жизнедеятельности человеческого организма органично сочетаются с проблемой здоровья и физического развития. Общеизвестно, что картина состояния здоровья подрастающего поколения катастрофична. Рост заболеваемости по некоторым показателям настолько высок, что вызывает огромную тревогу за судьбу и здоровье нации. Задача, которая до сих пор
решается слабо и бессистемно, - это пропаганда здорового образа жизни. Вместе с тем здоровье человека является непреходящей ценностью. Приоритетным направлением социально – педагогической помощи должно стать медико-педагогическое просвещение родителей, детей, с целью формирования здорового образа жизни.
Трудно поспорить с утверждением, что в основе всестороннего развития и успехов человека лежит здоровье. Есть у человека здоровье, он жизнерадостный, плодотворно работает, у него хватает сил на саморазвитие, на личную жизнь, карьерный рост. Нет здоровья у человека, он как бы топчется в своем развитии и в социальной жизни на одном и том же месте, постепенно теряя то, что у него было.
Именно для успешного будущего наших детей в школьном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильное представление о здоровье и здоровом образе жизни.
Таким образом, направленность данного проекта на нравственное, физическое и психическое здоровье ( совершенствование) подрастающего человека обусловлена современными требованиями личностного развития.
Проект ознакомления с человеческим организмом, здоровьем включает в
себя следующие компоненты:
Ценностный - формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь, уважения к чужой жизни и здоровью, мотивационно –
потребностной сферы;
Развивающий – формирование у ребенка активной позиции, направленной на саморазвитие ( на здоровье, на счастливую жизнь);
Практический - практическое осуществление и применение познанного.
Реализация проекта поможет воспитать ценностное отношение ребенка к своему здоровью и жизни.
Цель и задачи проекта:
Основной целью Проекта является стабилизация и снижение уровня инфицированности ВИЧ.
Задачи:
- формирование у школьников знаний по проблеме ВИЧ/СПИД и навыков безопас-
ной жизнедеятельности;
- воспитание у молодежи ценностных ориентиров и моделей поведения, способствующих профилактике заражения ВИЧ.
-формирование у учащихся идей здорового образа жизни, предотвращение
дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции за счет активных
профилактических вмешательств, программ обучения и просвещения;
-создание условий для формирования позитивного отношения к себе и
окружающему миру;
-формирование у учащихся навыков ответственного поведения;
-информирование учащихся о службах помощи для ВИЧ- инфицированных;
организация мероприятий по профилактики ВИЧ-инфекции ;
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Воспитание и развитие личности, формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих ответственность личности за состояние своего здоровья.
Новизна и актуальность проекта заключается в разработке современной системы внеклассной оздоровительной работы в школе, объединяющая детей, их родителей и педагогов.
Рис.1 Модель внеклассной работы в старших классах.

Сроки реализации проекта: ежегодно в рамках учебного года
( 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 уч.г.)
Реализация проекта в школе на период обучения.
Основные направления профилактической работы в рамках данной
программы:
- информирование по вопросам ВИЧ-инфекции/СПИДа;
- первичная профилактика по вопросам заражения ВИЧ-инфекции.
- обеспечение школьников психологической помощью;
- подготовка волонтеров из числа учащихся;
- создание условий в школе для реализации творческого потенциала.
- оценка эффективности проводимых мероприятий .
При реализации проекта предполагается выполнить следующий перечень мероприятий:
- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное решение задач профилактики;
- социально-психологический мониторинг, включающий анкетирование
учащихся;
- проведение лекций, тренингов по профилактике ВИЧ/СПИДа для учащихся;
- формирование здорового образа жизни в школе: спартакиады,
туристические походы, спортивные секции и др.;
- проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися;
- организация и проведение акций, конкурсов плакатов, тематических
выступлений, конкурсов санбюллетеней, социальной рекламы, направленных
на профилактику ВИЧ/СПИДа ;
- подготовка и выпуск тематических публикаций, касающихся вопросов профилактики ВИЧ/СПИДа;
- организация и проведение круглых столов, открытых дискуссий по проблемам ВИЧ/СПИДа ;
- контроль качества профилактической работы.
6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий
№ | Мероприятия | Место проведения | Сроки проведения | Ответственный |
I этап |
1 | Создание проектной группы, выбор темы проекта, постановка целей и задач, подбор материала, составление плана работы | Каб. биологии | Сентябрь | Инициативная группа |
3 | Социологический опрос обучающихся, педагогов, родителей (приложение №1) | Актовый зал | Сентябрь | Инициативная группа |
4 | Анкетирование на тему «ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О СПИДе?» Анкетирование проводится анонимно. Цель – исследование уровня знаний школьников старших классов на тему «ВИЧ и СПИД» и выявление необходимых мер для повышения уровня информированности(приложение №2) | Каб. биологии | Сентябрь | Инициативная группа |
5 | Анкетирование родителей (законных представителей) «Что должен знать о ВИЧ каждый»(приложение №3) | Актовый зал | Октябрь, | Педагог-организатор |
6 | Внеклассное мероприятие на тему: «СПИД- это реальность!» | Кабинет географии | Октябрь | Классные руководители, воспитатели |
7 | Старт конкурса «Копилка идей» на лучший мини-проект на тему «СПИД –это…». Защита ученических проектов. | Актовый зал | Октябрь, | Педагог-организатор |
8 | Конкурс рисунков и плакатов на тему: «Молодежь против СПИДа» | Школьный холл | Ноябрь | Учитель изобразительного искусства |
9 | Выпуск листовок : СПИД – угроза обществу. | | Декабрь | Классные руководители, воспитатели |
10 | Диспут на тему «ЗОЖ и нравственность» Мероприятие «В поход за здоровьем». | Актовый зал | Декабрь | Зам. директора пр ВР |
11 | Классный час для старшеклассников на тему: «Как может передаться ВИЧ в быту. Правила защиты». Просмотр видеоролика «Семья» | Кабинет биологии | Декабрь | Классные руководители, воспитатели |
II этап |
1 | Разработка коллективного проекта | Кабинет биологии | Январь-февраль | Администрация школы, инициативная группа |
2 | Поиск информации в разных источниках, в интернет | | Январь-март | Инициативная группа |
3 | Самооценивание и взаимное (по группам) оценивание в бланках оценивания. | Кабинет биологии | февраль | Классные руководители, воспитатели |
4 | Ролевая игра на тему: «Что нужно знать о СПИДе?» | Актовый зал | Март | |
5 | « Правда о СПИДЕ» виртуальная книжная выставка | Школьный холл | Апрель | Учитель изобразительного искусства |
III этап |
1 | Экспресс- тестирование на ВИЧ | | Апрель | Представители здравоохранения |
2 | Создание презентаций, публикаций | в кабинете информатики | Апрель | |
3 | Организация работы факультатива «ЗОЖ». | Кабинет биологии | | Администрация |
4 | Рефераты на тему « Я выбираю здоровый образ жизни!» | | | Учащиеся старших классов |
IV этап |
1 | Волонтерская акция «Красная ленточка». Выставка агитплаката. Акция по раздаче памяток и символа – красной ленточки жителям села. | | Май | Инициативная группа |
2 | Круглый стол. «Актуальные проблемы профилактики ВИЧ/СПИД в молодежной среде». Подведение статистических и содержательных итогов организаторами и активными участниками акции | | Май | Выступление представителей здравоохранения |
3 | Флэшмоб «Нам не все равно». Учащиеся одновременно будут запускать шары со словами: «Нам не все равно, мы поборемся с ВИЧ», так же волонтеры будут раздавать буклеты с информацией о СПИД, тематические наклейки и значки. | Актовый зал | Май | Инициативная группа |
4 | Представление отчета о реализации проекта | Актовый зал | Май | Инициативная группа |
5 | Выставление материалов проведенной акции, содержательного и фото отчетов, инфографики на сайте школы и в официальной группе ВКонтакте. | | Май | Инициативная группа |
6 | Презентация проекта на классном родительском собрании. Защита проекта на открытом уроке в форме учебной научно-практической конференции | Актовый зал | Май | |
7 | Фотовыставка «Простые правила против СПИДа» | Школьный холл | Май | Инициативная группа |
7.Ожидаемые результаты реализации Проекта
1. Формирование у участников Проекта мотивации к ведению здорового и безопасного образа жизни, негативного отношения к различным асоциальным явлениям в обществе.
2. Повышение социальной активности молодежи путем вовлечения в позитивные формы досуговой занятости, волонтерскую деятельность.
3. Повышение компетентности педагогической и родительской общественности, других специалистов, работающих с детьми и подростками, в вопросах профилактики асоциальных проявлений в обществе.
5. Создание методической базы для организации и проведения профилактических мероприятий.
Рекомендации по реализации Проекта
Мероприятия Проекта рекомендуется проводить в рамках программ воспитательной работы организаций и учреждений с учетом возрастных особенностей обучающихся (воспитанников). Мероприятия тематических блоков реализуются в течение всего учебного года. В целях повышения эффективности профилактического воздействия на целевую аудиторию, усиления значимости мероприятий, приуроченных к профилактическим датам, рекомендуется рассказывать о событиях, способствующих появлению этих дат. Кроме того, рекомендуется самостоятельно разрабатывать формы и методы профилактической работы, реализуемой в рамках воспитательной деятельности, обеспечивая при этом соблюдения законодательства РФ.
Обеспечение информационного сопровождения профилактических мероприятий с привлечением СМИ является необходимым условием для успешной реализации проекта.
Приложение №1.
Социологический опрос на тему: «Что я знаю о ВИЧ/СПИДе?»
Дата_________ Возраст_________ Пол__________
№п/п | ВОПРОСЫ | Да | Нет |
1 | Любой человек может заразиться ВИЧ-нфекцией | | |
2 | ВИЧ/СПИД можно лечить, но нельзя до конца вылечить | | |
3 | ВИЧ-инфекция может передаваться через воздух (во время разговора, кашля) | | |
4 | Можно самостоятельно определить свой ВИЧ-статус без тестирования | | |
5 | Для ВИЧ-инфецированных требуется отдельное рабочее место/ кабинет для обучения | | |
6 | ВИЧ-инфекция передается при использовании общей иглы, шприца | | |
7 | Можно заразиться ВИЧ, если целоваться с ВИЧ-инфецированным человеком | | |
8 | Через укус комара можно заразиться ВИЧ-инфекцией | | |
9 | ВИЧ передается через незащищенные (т.е. без презерватива) половые отношения | | |
10 | Женщина, инфицированная ВИЧ, может родить здорового ребенка | | |
11 | Вы проходили тестирование на ВИЧ на протяжении последних 12 месяцев | | |
12 | Если близкий вам человек заболеет СПИДом, вы будите поддерживать его/ее, помогать и ухаживать за ним/ней | | |
Приложение №3
Анкетирование родителей (законных представителей)
«Что должен знать о ВИЧ каждый»
1. ВЫ знаете ,как расшифруется СПИД?
да
нет
не знаю
2. ВЫ знаете причины заболевания СПИДа?
да
нет
не знаю
3. Как вы думаете, СПИД передается от матери к ребенку?
да
нет
не знаю
4. Вы уверены,что вы на 100% не больны СПИДом?
да
нет
не знаю
Ваши предложения и советы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2
Анкетирование для учащихся 9-11 классов
на тему «ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О СПИДе?»
Анкетирование проводится анонимно. В анкете есть только вопросы о возрасте и поле, необходимые для анализа данного исследования.
Цель – исследование уровня знаний школьников старших классов на тему «ВИЧ и СПИД» и выявление необходимых мер для повышения уровня информированности подростков на данную тему.
1. ВИЧ-инфекция и СПИД - одно и то же? Да Нет
2. Как Вы думаете, что вызывает СПИД?
1. Бактерия
2. Вирус
3. Грибок
4. Не знаю
3. Человеческий организм вырабатывает антитела к ВИЧ? Да Нет
4. Существует вакцина от ВИЧ? Да Нет
5. В чем суть разрушительного действия ВИЧ на организм?
1) Он разрушает свертывающую систему крови.
2) Вызывает дисбактериоз.
3) Разъедает оболочку нервных стволов.
4) Вызывает разрушение костной ткани.
5) Способствует помутнению хрусталика глаза.
6) Препятствует оплодотворению.
7) Разрушает иммунную систему человека.
6. Люди, инфицированные ВИЧ, могут чувствовать себя хорошо в течение нескольких лет? Да Нет
7. Как человек может узнать, что у него ВИЧ?
1) Если он заботится о своем здоровье, он почувствует это в первые часы.
2) Сдать кровь на анализ на антитела к ВИЧ.
3) Почувствует недомогание,
4) Сдав мазки и бактериологические посевы у врача-венеролога.
8. Через какое время с момента предполагаемого заражения лучше сдавать тест на антитела к ВИЧ?
1) На следующий день.
2) Каждую неделю в течение года.
3) Через 3-6 месяцев.
4) Через 3 года.
9. Период «окна» - это состояние, когда...
1) Организм еще не успел выработать антитела к вирусу и диагностировать заболевание невозможно.
2) У человека еще не появились симптомы заболевания.
3) Человек не может передать инфекцию другим.
10. С какого момента после инфицирования человек может заразить других?
1) После окончания периода «окна».
2) Когда разовьется СПИД.
3) Сразу, с момента своего заражения.
4) На последней стадии СПИД.
11. Вирусы могут долго сохранять дееспособность...
1) Находясь в воде.
2) Находясь в крови, грудном молоке, влагалищных выделениях.
3) Находясь в воздухе.
12. Поскольку ВИЧ неизлечим, лучше и не знать, инфицирован ты, или нет?
Лучше знать. Потому, что ___________________________________________________________
Лучше не знать. Потому, что __________________________________________________________
13. По внешнему виду человека всегда можно определить, инфицирован ли он ВИЧ? Да Нет
14. По каким признакам/симптомам у человека можно диагностировать СПИД?
1) Наличие оппортунистических заболеваний.
2) Выпадение волос, зубов.
3) Снижение концентрации в крови иммунных клеток ниже критического уровня.
4) Сильная потеря веса.
15. Отметьте пути передачи ВИЧ-инфекции.
1) Незащищенный сексуальный контакт.
2) Пользование общей посудой.
3) Переливание крови и использование общих нестерильных шприцев.
4) От матери - к ребенку (беременность, роды, вскармливание).
5) Воздушно-капельный путь.
16. Контакт с какими жидкостями организма наиболее опасен в смысле инфицирования ВИЧ?
1) Слюна
2) Кровь.
3) Моча
4) Выделения из носа.
5) Сперма.
6) Грудное молоко.
7) Слезы.
8) Влагалищный секрет.
17. Алкоголь и наркотики увеличивают риск заражения ВИЧ?
1) Да. Потому, что ___________________________________________________________________
2) Нет. Потому, что ________________________________________________________________
18. Можно заразиться, работая рядом с ВИЧ-инфицированным? Да Нет
19. Презерватив – абсолютная гарантия безопасности? Да Нет
20. При пользовании презервативами нужно применять только лубриканты на водной основе? Да Нет
21. Противозачаточные таблетки защищают от ВИЧ? Да Нет
22. Сколько лет может прожить человек больной СПИДом? _________________
23. Как Вы думаете, нужно ли изолировать больных СПИДом от общества? Да Нет
24. Может ли ВИЧ-положительный иметь здорового ребенка? Да Нет
25. Какие из нижеперечисленных мер Вы считаете целесообразными для профилактики СПИДа?
1) Пропаганда среди школьников и студентов путем проведения занятий.
2) Пропаганда против наркомании
3) Широкое использование средств массовой информации – телевидение, радио и др.
4) Использование индивидуальных, одноразовых шприцов
5) Организация в классах дискуссии по типу равный равному
6) Наглядная агитация в школах
7) Другой вариант (напишите)_____________________________________________
26. Вы обсуждаете с родителями тему «ВИЧ и СПИД» (способы заражения, пути передачи и т. д.)? Да Нет
27. Как Вы думаете, знаний родителей достаточно, чтобы они смогли ответить на ВСЕ интересующие Вас вопросы по данной теме? Да Нет
28. Если Вы подойдете к родителям и произнесете фразу «Я хочу сдать анализы на ВИЧ», какова будет их реакция? (можно выбрать несколько вариантов ответов)
1) Родители будут удивлены или шокированы
2) Родители начнут задавать множество вопросов
3) Родители не обратят внимания на мое пожелание
4) Родители с пониманием отнесутся к желанию
5) Я не скажу родителям такую фразу, т. к. _____________________________
29. Вы знаете о том, где можно сдать анализы на ВИЧ? Да Нет
30. Вы хотели получить больше подробной информации на тему «ВИЧ и СПИД»? Да Нет
31. Вы хотели, чтобы проводились уроки «Равный равному о…» (урок-дискуссия на определенную тему). Да Нет
32. Если Вы ответили «ДА» на предыдущий вопрос, напишите несколько тем для обсуждений, которые Вас особенно интересуют_____________________________________________________________