Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орешковская средняя общеобразовательная школа»
Рузского городского округа, Московской области
__________________________________________________________________
Проектная работа
«В ДВИЖЕНИИ - ЖИЗНЬ!»
Не важно: научится ребёнок прыгать или метать. Важно, чтобы он понял: что, зачем, как, и БЫЛ ЗДОРОВЫМ!
Автор: учитель физической культуры
Токарева Елена Владимировна
Проблема:
Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны — это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.
В результате малоподвижного образа жизни за последнее время в нашей школе увеличилось количество детей с нарушением осанки, ослабленным здоровьем, поэтому название моего проекта:
«В ДВИЖЕНИИ - ЖИЗНЬ!»
Участники проекта: Ученики 1-9 классов, педагоги, родители.
Цель проекта: Привлечение школьников, родителей, педагогов и работников школы к активному, здоровому образу жизни и участию в спортивных мероприятиях через систему спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы школы.
Задачи проекта:
Сформировать устойчивый интерес и потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Повысить уровень физической подготовленности.
Приобщать обучающихся, родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, участию в спортивных соревнованиях и сдаче норм комплекса ГТО.
Вид проекта: долгосрочный.
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.
Старт проекта: 01.09.2015 год
Введение:
Оздоровительная работа в последнее время приобретает особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только 40% детей можно считать здоровыми.
Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны — это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.
Все выше перечисленные причины приводят к тому, что человек, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на занятиях, различные страхи. У таких людей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость - это немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Здоровье школьников тесно связано с уровнем их двигательной активности, объем и структура которой должна учитывать не только возрастные особенности, функциональное состояние, уровень физической подготовленности индивидуума, но и его диапазон адаптивных возможностей.
Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является строгая реализация здоровье сберегающих технологий в процессе обучения в образовательных учреждениях.
Здоровье, сберегающее сопровождение воспитательного процесса - программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к формированию здорового образа жизни, просвещению их родителей.
Факторы, негативно воздействующие на состояние здоровья учащихся можно ранжировать следующим образом:
Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и образовательных технологий, а также интенсификация учебного процесса;
Недостаток двигательной активности;
Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
Неправильное (нерациональное) питание учащихся;
Авторитарный стиль преподавания;
Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.
Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4—5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья школьников вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Социальные и медицинские мероприятия, не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества, медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью» превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия, направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека.
Как же сохранить своё здоровье и здоровье школьников, добиться высокой работоспособности? Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Здоровье детей — это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.
Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма и сохранения здоровья – занятия физической культурой и спортом.
Описание проекта:
Актуальность данного проекта в том, что она направлена на популяризацию занятий физической культурой и спортом, привлечение
обучающихся к спортивно-оздоровительной деятельности. В то же время занятия физкультурой и спортом увеличивают время, отведенное на двигательную активность, отвлекают учащихся от вредных привычек, воспитывают волю и ответственность, способствуют формированию гражданской позиции, чувства патриотизма, гордости за свое Отечество
1 ЭТАП (подготовительный)
Обязательными направлениями здоровье сберегающей деятельности нашей школы являются:
Рациональная организация учебного процесса;
Рациональная организация двигательной активности школьников;
Организация рационального питания детей;
Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Работа нашей школы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, и увеличение двигательной активности, в единой системе реализуются через здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Занятия – беседы, на которых посредством специально подобранных вопросов дети подходят к осознанию ценности их организма.
Занятия – исследования, где дети изучают себя, свое тело.
Занятия – игры, прослеживают связь физического и психического здоровья.
Разработанная в нашей школе система может служить моделью здоровьесберегающей технологии для всех начальных и старших школ. Эта система включает:
1.Взаимодействие с семьей:
2.Организацию санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий по оздоровлению ослабленных и часто болеющих детей.
3. Разработку и организацию двигательного режима:
2 ЭТАП (основной)
Для привлечения школьников к активному, здоровому образу жизни и участию в спортивных соревнованиях в нашей школе проводятся спортивные мероприятия:
Дни здоровья. Участие принимают все школьники с 1 по 9 класс, педагоги школы, родители. Программа составляется с учётом пожелания детей, совместно с физоргами классов.
День защиты детей - Участие принимают педагоги школы, дети и их родители. Данное мероприятие проводится с различными конкурсами, соревнованиями, песнями и танцами.
Военно-патриотическая игра «ЗАРНИЦА»- мероприятие решает не только проблему двигательной активности и здорового образа жизни, но и способствует патриотическому воспитанию. В данном мероприятии задействована вся школа.
Весёлые старты – Любимые состязания младших школьников.
Представляют особенно благоприятные возможности для комплексного совершенствования и закрепления двигательных навыков и воспитания жизненно важных физических качеств.
День лыжника – участие принимают все школьники, педагоги. Значение данного мероприятия определяется полноценностью в укреплении здоровья как средства закаливания организма.
Соревнования по баскетболу, волейболу, футболу – участвуют все школьники с 3 класса.
Олимпиада по физической культуре для 5-9 классов.
«А ну-ка, парни!» - для мальчиков 1-9 классов.
Фестиваль ГТО. Организация в подготовке к сдаче нормативов ГТО. Соревнования по тестированию норм ГТО с 1 по 9 класс. Сдача норм ГТО учащимися 9 класса, педагогами и родителями в центре тестирования.
Папа, мама и я, спортивная семья.
Участие в соревнованиях муниципального уровня: в осеннем кроссе, соревнованиях по лыжным гонкам, по баскетболу, футболу, легкоатлетическому многоборью, президентских играх, весёлых стартах, фестивале ГТО, Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре.
Планируя свои уроки, обязательно включаю упражнения на коррекцию осанки, плоскостопия и общеукрепляющие на все группы мышц. Провожу обучение самомассажа и правильного дыхания. На этих занятиях дети учатся правильно дышать, любить свое тело, беречь свое здоровье.
Наша работа по формированию основ ЗОЖ строится по правилам:
Сначала любить, потом учить.
Принимать ребенка таким, каков он есть.
Признавать право ребенка на ошибку.
Помогать действовать самостоятельно.
Познавать себя и совершенствоваться.
Приобщая детей к активному здоровому образу жизни, мы вооружаем их полезными умениями и навыками, воспитываем для преодоления трудностей, закладываем основу для нормальной жизни без вредных привычек.
Достигнутые результаты:
В результате реализации проекта «В ДВИЖЕНИИ - ЖИЗНЬ!»
Проведено более 50 массовых мероприятий с участием детей и взрослых. Организован досуг во внеурочное время и в летнем оздоровительном лагере «Солнышко». Принято участие в 20 соревнованиях муниципального этапа, в более 20 мероприятиях СДК.
У школьников их родителей и педагогов появилось желание заниматься физической культурой, закаливать организм
В посёлке увеличилось количество человек, занимающихся самостоятельно различными видами спорта: хоккеем, футболом, бадминтоном, катанием на роликах, велосипеде, лыжах и просто любителей бега. Дети стали чаще играть в различные подвижные игры.
На 21% увеличилось количество детей, занимающихся различными видами спорта, в районных спортивных секциях по плаванию, борьбе, черлидингу, художественной гимнастики и танцам.
70% детей занимаются в спортивных секциях школы. На 12% увеличилось количество участников в спортивно-массовых мероприятиях среди сотрудников школы и родителей.
30% детей занимаются в студии СДК «Алые паруса», «Умелые ручки» и являются активными помощниками в проведении всех клубных массовых мероприятий.
В 2016 году семья Дорониных приняла участие в районном конкурсе «Папа, мама и я, спортивная семья».
Благодаря увеличению двигательной активности, реальным результатом системы работы по укреплению и сохранению
здоровья являются положительные изменения показателей физкультурных групп здоровья. По данным медицинского обследования в сравнении с прошлыми годами наблюдается тенденция улучшения здоровья в специальной и подготовительной группе. Сократилось количество детей с нарушением осанки.
Ежегодно наши дети занимают призовые места в соревнованиях муниципального этапа: в Олимпиаде, «Президентских играх», «Зарнице», «Весёлых стартах», в соревнованиях: по стрельбе, баскетболу, футболу. Ввиду малой наполняемости классов, 100% обучающихся с 4 по 9 класс принимают участие в соревнованиях муниципального этапа.
Участвуя в муниципальном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по ФК, наши дети показывают хорошие результаты. Ученик 8 класса Бурмистров Владислав – победитель 2015 года. В 2016 году победителем стал ученик 9 класса Прелов Руслан.
Школьники с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, с нетерпением ждут, и много готовятся самостоятельно, тем самым увеличивая свой двигательный режим, предваряя проект в жизнь.
Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
7