СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Зависит ли урожай картофеля от разных способов его размножения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа учащихся "Зависит ли урожай картофеля от разных способов его размножения" отвечает на вопрос: можно ли получить хороший урожай картофеля, если размножать его половинкой клубня и глазками. 

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Зависит ли урожай картофеля от разных способов его размножения"»

_________________________________________________________________

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» ГО ЗАТО Сибирский Алтайского края









ЗАВИСИТ ЛИ УРОЖАЙ КАРТОФЕЛЯ ОТ РАЗНЫХ СПОСОБОВ ЕГО РАЗМНОЖЕНИЯ







Работу выполнили:

Герасимов Михаил

Диких Александр

Кулешова Арина

4 «г» класс


Научный руководитель:

Кулябина Лариса Анатольевна,

учитель начальных классов








Барнаул

2016



Введение.

В прошлом учебном году, отмечая 70-летие Победы в Великой отечественной войне, мы на уроках много говорили о войне. О подвигах народа на фронте и в тылу. На одном из уроков мы знакомились с книгой воспоминаний жителей Усть-Коксинского района республики Алтай о трудном военном детстве. Мы узнали, что во время войны женщины выращивали картофель из глазков. А наши прабабушки подтвердили это, вспомнив, что выращивали картофель из очистков и обучали этому эвакуированных из Ленинграда.

Мы знаем, что сегодня наши родители чаще всего картофель размножают целым клубнем и получают хороший урожай. У нас возник вопрос: можно ли получить хороший урожай картофеля, если размножать его половинкой клубня и глазками. Мы решили, что если картофель размножить глазками, то никакого урожая не получится, или он будет очень скудным.

У нас возникла гипотеза: разные способы размножения картофеля влияют на урожай картофеля.

Объект исследования: картофель

Предмет исследования: зависимость урожая картофеля от способов его размножения.

Цель работы: научиться размножать картофель разными способами и вырастить урожай, определить, влияют ли разные способы размножения картофеля на его урожай.

Задачи:

1. Изучить способы размножения картофеля.

2. Самостоятельно вырастить картофель, используя разные способы размножения картофеля.

3. Провести сравнительный анализ выращенного картофеля в ходе практической работы на дачных участках.

Методы исследования: наблюдение и эксперимент, сопоставления и анализа качественных и количественных показателей, поиск в Интернете, чтение литературы, обобщение.

Сроки проведения: май - сентябрь 2016 года

Сведения о картофеле.

История происхождения картофеля.

Картофель - многолетнее клубненосное травянистое растение семейства

пасленовых. Сравнительно недавний продукт в России. Привычное для нас место на русском столе картофель начал занимать только в начале XIX века, постепенно вытесняя ранее применявшуюся в том же качестве репу, которую варили, растирали в пюре с маслом или сметаной, жарили, запекали, добавляли в разные блюда.

«Тартуффоли» или «картуфоли» - так называли итальянцы картофель за сходство его клубней с подземным грибом трюфелем. Затем только переименовали в «картофель». Вторая версия картофельного названия происходит от немецкого «крафт тойфель» - дьявольская сила. Ведь вначале неосведомленные европейцы ошибочно употребляли в пищу горькие и ядовитые картофельные плоды-ягоды.

Европейцы впервые обнаружили картофель в 1536-1537 годах в индейском селении Сорокота (в нынешнем Перу). Это были участники военной экспедиции Гонсало де Кесада. Они назвали найденные клубни трюфелями за их сходство с соответствующими грибами.

Начало разведения картофеля в России обычно связывают с именем Петра I. Существует версия, что Петр I, познакомившись с картофелем в Голландии и оценив его, послал графу Шереметеву мешок картофеля со строгим приказом разводить его в России. С этого мешка картофеля будто бы и началась история русской картошки.

Первое время картофель в России, как, впрочем, повсюду, считался диковинным экзотическим овощем. Его подавали как редкое и лакомое блюдо на дворцовых балах и банкетах, и посыпали тогда картофель не солью, а сахаром. Производство картофеля в России из года в год росло, причем назначение и использование его стало более широким и разнообразным. Вначале картофель использовали только в пищу, потом его стали применять и в качестве корма для домашнего скота, а с ростом крахмалопаточной и винокуренной (спиртовой) промышленности он стал основным сырьем для переработки на крахмал, патоку и спирт.

Чем полезен картофель?

Во-первых, это незаменимый источник крахмала, благодаря содержанию которого картошка является одним из главных поставщиков углеводов, а углеводы – бензин нашего организма. Во-вторых, картошка богата витамином С. Полкило вареного картофеля обеспечит организм аскорбиновой кислотой и калием на 100 % суточной нормы. А еще в молодых клубнях есть белок, жиры, магний, кальций, цинк, железо, витамины группы B, D, Е, U, К, РР, каротин. В наши дни картофель ценится не только как первый овощ, но и как

лекарственное растение. Клубни его - настоящая химическая лаборатория. В

них содержится до 20 % крахмала, издавна применяемого в медицинской

практике как нежное противовоспалительное и обволакивающее средство.

При желудочно-кишечных расстройствах, а также для приготовления неподвижных повязок в виде крахмальных бинтов. Клубни богаты клетчаткой, пектиновыми веществами, витаминами группы В, каротином, липидами, минеральными солями и другими соединениями. В народной медицине картофельная диета рекомендуется как мочегонное средство: свежий картофельный сок используют при цинге, золотухе, гастритах, лечении язвы желудка. Сырой картофель прикладывают к ожогам. В косметической практике его вводят в состав питательных масок. Вдыхание пара, только что сваренного картофеля, помогает при воспалении верхних дыхательных путей.

Большое значение имеет картофель как сырьё для спиртовой и крахмалопаточной промышленности. Крахмал, получаемый из картофеля, широко применяется в текстильной промышленности, для приготовления разнообразных кондитерских изделий, в колбасном производстве и многих других отраслях пищевой промышленности.

Велико значения картофеля и как кормовой культуры, особенно для молочного скота, свиней и птицы. На корм используют не только клубни, но и картофельную ботву.

Биологические особенности картофеля.

Картофель это вегетативно размножаемая культура и только в определенных случаях, чаще всего в селекционной практике выращивается из семян.

Клубень картофеля представляет собой видоизменённый стебель. В молодом возрасте он имеет мелкие чешуйчатые листочки, в пазухах которых закладываются 3 - 4 покоящиеся почки. Из них в дальнейшем образуются глазки. При прорастании глазка в рост трогается только одна главная почка, а остальные прорастают в том случае, если ростки главной почки обломились. Ростки, выросшие из боковых почек, обычно слабее ростков главной почки. Клубни образуются на столонах (подземных стеблевых образованиях), которые сформированы из спящих почек нижней части клубня. Концы столонов по мере развития растения утолщаются и постепенно превращаются в клубни.

Форма клубней округлая, овальная, округло-овальная, удлиненная, с различной глубиной глазков. Эти признаки зависят от сорта. Окраска клубней также различна: белая, желтая, розовая, красная, красно-фиолетовая, сине-фиолетовая.

Куст картофеля состоит большей частью из 4 -8 облиственных стеблей.

Поверхность листа гладкая или морщинистая. С нижней стороны выступает сеть жилок. Цветки картофеля собраны в соцветия, расположенные на общем цветоносе. Картофель – самоопыляющееся растение, но бывают случаи перекрестного опыления.

Размножение картофеля.

Картофель размножают вегетативным способом – целыми или резаными клубнями.

Посадка резаными клубнями применяется при недостатке посадочного материала, а также когда имеются только крупные клубни (массой более 100 г). Клубни надо резать так, чтобы каждая часть имела по 2—3 глазка (почки) и массу не меньше 30—40 г. Посадку проводят после того, как место среза опробковеет.

Картофель можно размножать глазками-попками. В этом случае он лучше сохраняет морфологические признаки и биологические особенности сортов, дает больший урожай, более устойчив к болезням. Из клубня острым перочинным ножом вырезают глазок с небольшим (10 × 10 мм) куском мякоти конусовидной формы и высаживают глазками вверх. Технология посадки и ухода за растениями как и при обычном клубневом размножении. Высаживают по четыре глазка в лунку. От каждого куста можно получить 700-900 г картофеля, маточные клубни после вырезки глазков используют на корм скоту или частично в пищу человека.

Надо заметить, что ученые и практики давно начали разрабатывать экономичные способы размножения картофеля. Числился в их арсенале и способ разведения из ростков. В Институте картофельного хозяйства еще до войны применили данный прием. Когда ростки достигали величины 4—6 см, их отламывали и высаживали. Оставшиеся клубни разрезали на части с 1—2 образовавшимися ростками и высаживали.

Люди старшего поколения помнят, как во время войны широко практиковалась посадка картофеля даже очистками. Ученые рекомендовали тогда бесклубневый способ посадки.

Практическая деятельность по посадке и выращиванию картофеля разными способами.

Мы решили провести эксперимент по посадке картофеля разными способами и опытным путём выяснить сможем ли мы получить хороший урожай. Все виды работ проводились в течение лета на своих дачных участках и в огородах наших бабушек.

В опытные лунки, с одинаковым типом почвы, влажностью и освещенностью, мы посадили картофель (приложение 1):

в 1– клубень с ростками (приложение 2)

во 2 – половина клубня (приложение 3)

в 3 – глазки картофеля (приложение 4)

Для посадки отбирали клубни средних размеров. Перед посадкой проращивали дома. Пророщенные целые клубни, половинку клубня, глазки сажали на глубину 6-10 см. Лунки находились в одинаковых условиях, одновременно поливались, пропалывались, проводилось рыхление, окучивание. В течение вегетационного периода за растениями велись наблюдения – отмечались сроки появления всходов, сроки цветения. Проводилась прополка сорняков, картофель был окучен и убран.

Наблюдая за деляной, сделали вывод: быстрее всходы появились в 1 и 2 лунках, обильно цвела картошка в 1 и 2 лунках, лучше всего развивались растения в этих же лунках (приложение 10), чуть хуже выглядели растения в 3 лунке.

Собранный урожай проанализировали:

1 лунка - крупный картофель, 6 – 8 штук

2 лунка - крупный, средний картофель, 6 – 8 штук

3 лунка – средний картофель, 4 - 6 штук

Таким образом, мы выяснили, что разные виды размножения не влияют существенно на урожай картофеля.

Заключение.

В данной работе мы использовали методы размножения картофеля клубнем, половинкой клубня, глазками.

Перечисленными методами картофель размножать можно. Для получения хорошего урожая картофеля для еды лучше использовать посадочный клубень или половинку клубня с достаточным запасом питательных веществ. Но и способ посадки картофеля глазками дал урожай хорошего картофеля. При этом экономится посадочный материал, а сами клубни можно было весной употреблять в пищу.

Наше предположение о том, что разные способы размножения влияют на урожай картофеля, не подтвердились. Оказывается даже из глазков можно вырастить хороший урожай картофеля.

В своей работе мы достигли цели: научились размножать картофель разными способами, вырастили урожай, выяснили, что разные способы размножения картофеля не влияют существенно на его урожай.