Проектная технология как ресурс для обеспечения преемственности между уровнями и этапами обучения
Тохтобина Светлана Яковлевна,
преподаватель русского языка и
литературы Абаканского СУВУ
Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения значительное внимание уделяют необходимости формирования у выпускника школы готового к исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность признается сегодня одним из важных направлений совершенствования образовательного процесса в современной школе, которая способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Проектная технология представляет собой «деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающую выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов».
В основе ФГОС лежит принцип: единство преемственности и развития. Преемственность рассматривает в трех аспектах:
- развитие многих идей, реализованных или декларируемых в предшествующих проектах стандартов
- обеспечение преемственности всех ступеней образования
- преемственность всей системы основных образовательных программ, дошкольного, начального, общего, среднего образования.
Преемственность- это объективная связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования – обеспечение этой необходимой связи, согласованность, взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов системы, а именно: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребёнка. Преемственность представляет собой реализацию системного подхода в построении образовательного процесса, который позволяет обеспечить поступательный переход ребенка с одной ступени образования на другую. Образовательные результаты предыдущей ступени образования являются базой для достижения результатов на последующей ступени.
Следовательно, обеспечение преемственности показало, что на уровне обучения дошкольников и младших школьников должно иметь такую организацию учебного процесса, при которой осуществляется опора нового учебного материала на ранее изученный. При этом новый учебный материал, поступая в сложившуюся систему знаний, лучше осмысливается и закрепляется, а старые знания, испытывая влияние нового материала, в свою очередь, углубляются и совершенствуются, становятся более гибкими. С этих позиций, в качестве главного условия реализации преемственности в обучении дошкольников и младших школьников выступает соотнесение внутри и межпредметных связей и целесообразной логики подачи учебного материала. При этом полноценная реализация преемственности в обучении обеспечивается логической взаимосвязью вводимых понятий, рациональной логикой построения содержания учебного материала.
Эффективность проектной технологии в качестве условия обеспечения преемственности в обучении дошкольников и младших школьников, предусматривающая развитие ребенка от дошкольного обучения до профессионального выхода его в жизнь.
Анализ психолого-педагогической и другой литературы позволяет выявить различные классификации проектов, среди которых: по доминирующему методу или виду деятельности подразделяемые на исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные и т.д.;
по продолжительности: краткосрочные (небольшие разработанные на нескольких занятиях по программе одного предмета или междисциплинарные); средней продолжительности (один-два месяца); долгосрочные (до одного года).
Поскольку проектная технология как способ организации педагогического процесса, основана на взаимодействии педагога и воспитанника, участника с окружающей средой, то поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели включает следующие этапы: целеполагание, предполагающее помощь педагога ребенку в выборе наиболее актуальных и посильных для него задач на определенный отрезок времени; разработку проекта (плана деятельности для достижения цели), с позиций к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели;выполнение проекта (практическая часть); подведение итогов, направленное на определение задач для новых проектов.
В практике дошкольного образования, по моему мнению, используются следующие типы проектов:
- исследователъско-творческие, направленное на включение дошкольников в экспериментирование, с последующим оформлением результатов в виде газет, драматизации, детского дизайна и т.д.;
- ролево-игровые с элементами игр, когда дошкольники входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
- информационно-практико-ориентированные, направленные на включение дошкольников в процесс собирания информации и реализации идеи, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- социальные, направленные на включение дошкольников в оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя» и т.д.
Следует отметить, что в дошкольном обучении возможно использование смешанных типов проектов, которые по предметно-содержательной области являются межпредметными, монопроектами. При этом учитывая и возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, где воспитатель ненавязчиво направляет работу дошкольников, организуя работу по отдельным этапам между группами участников, индивидуально и т.д. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника выступает игра, то начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и социальные проекты, среди которых «Любимые игрушки», «Азбука здоровья», «Мои друзья», «У нас в саду», «Любим сказки» и т.д.); межгрупповые («Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года» и т.д.); групповые («Сказки о любви», «Познай себя»); индивидуальные («Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»).
То есть проект - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Для примера привожу циклограмму работы над проектом, который базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С. Полат:
Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.
Стендовая информация о проектной работе.
Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и проч.).
Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
Формирование проектных групп.
Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.
Поисковый этап.
Промежуточные отчеты учащихся.
Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
Обобщающий этап: оформление результатов.
Предзащита проектов.
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
Подготовка к публичной защите проектов.
Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие.
Заключительный этап: публичная защита проектов.
Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.
Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности: атлас, атрибуты несуществующего государства, видеофильм, видеоклип, выставка, газета действующая фирма, журнал, игра, карта, коллекция, костюм, макет, музыкальное произведение, оформление кабинета, праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, справочник, сценарий, учебное пособие, экскурсия и т.д.
Литература:
Казанцева, Л. А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования: Монография. — Казань, Изд-во Казанского университета, 1999. — 135 с.
Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы // Учитель года Москвы. — Письмо. — 2004. — № 2. — с. 13–14
Новоселов, С. А., Зверева, Т. В. Феномен проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе // Педагогическое образование — 2009, № 3. — с. 38–42.
Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.
http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii1/a1214.php