Проектно-исследовательская деятельность на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
Среди разнообразных направлений педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся.
В современном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность ученика как будущего активного деятеля, ответственного, творческого, инициативного.
Одним из средств решения данной задачи является создание на уроках и внеурочно таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Поэтому для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их деятельность таким образом, чтобы ориентировать на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой информации, активную поисковую и творческую работу.
На занятии кружка «Учимся любить книгу» при чтении саамских сказок и рассматривании иллюстраций ребята обратили внимание на удивительный саамский орнамент. Возник проблемный вопрос: «Что это за знаки изображены на саамских костюмах, имеют ли они определенное значение»? Совместно мы приняли решение исследовать саамский орнамент. Так и возникла наша проектно-исследовательская работа «Особенности саамского орнамента в национальном костюме».
Юные исследователи сформулировали гипотезу, определили цель и
задачи своей работы:
- познакомиться с особенностями жизни, культуры и быта саамского народа;
- выявить цвета, знаки и символы узоров, их значение;
- определить особенности саамского орнамента и костюма
Следующим этапом нашей совместной работы было погружение в тему, которое позволило расширить знания и сформировать яркие образы. Экскурсия в село Ловозеро (это единственный российский центр саамской культуры, расположенный недалеко от нашего города)
Познавательные экскурсии в саамский и Краеведческие музеи в нашем городе, где ребята не только узнали много нового и интересного, но и имели возможность увидеть предметы быта, костюмы, поучаствовать в национальных саамских играх.
На занятиях кружка «Краеведение» ребята изучали теоретический материл и осуществляли поиск информации в библиотеке и в сети интернет.
Полученную информацию учащиеся проанализировали, обобщили и структурировали:
«Понятия» Кто же такие саамы?
«Географическое положение» Территория проживания древних и современных саамов.
«Природа» Удивительна и неповторима Кольская земля! Это Край тысячи озер, северного сияния, заснеженных сопок и карликовых деревьев.
«Каким трудом занимались?»
«Олений народ» Почему саамы называют себя «олений народ».
«Какие были жилища?» Вежа - шалаш из жердей, крытый дерном, мхом и ветвями деревьев , зимой - тупа, бревенчатая избушка., кувакса - шалаш из жердей, крытый оленьими шкурами.
«Национальная одежда» Вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы, служила оберегом. Делали это для того, чтобы злые духи не проникали через открытые места в одежде. На ногах носили каньги - низкую обувь из меха, с ремешками, обкручивавшимися вокруг щиколотки; зимой - яры (меховые сапоги выше колен с загнутыми носами). Пимы- высокие сапоги из оленьих камысов (шкуры с ног) мехом наружу.
«Цвет в орнаменте»
«Символы» Это знаки солнца, воды, огня, земли, сопок, жилища, оленя. Т.е. символы отражали культуру и быт саамов.
Учащиеся сформулировали вывод исследовательской работы:
В результате нашей кропотливой работы мы пришли к выводу, что вся жизнь, культура и быт, мировоззрение саамов заключается в несложных, на первый взгляд, знаках и символах, изображенных в орнаменте.
Учащиеся презентовали свою работу на разном уровне: выступили на школьной научно-практической конференции «Кто мы? Какие мы?», участвовали в проведении урока «Особенности саамского орнамента». На основе материала внеурочной исследовательской деятельности организовали работу по группам, итогом которой стали творческие проекты детей на уроке по направлениям: природа, «олений народ», рукавичка, костюм и современный дизайн саамской одежды.
Участие школьников в проектно-исследовательской деятельности способствовала развитию познавательного интереса и творческой активности, создала предпосылки для развития метапредметных умений и навыков: формулирование познавательных задач, умение работать с различными источниками информации, с текстом: выделять главное, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, умение строить речевое высказывание в устной форме, использовать знаково-символическое моделирование, сотрудничать в группе. Т. е. можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность на уроках изобразительного искусства и внеурочно формирует «УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ».