Муниципальный орган управления образованием Управление образованием
городского округа Красноуфимск Свердловской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 7»
«Проектно - исследовательская деятельность обучающихся на уроках «Технологии».
Королёва Татьяна Александровна, учитель технологии
Сегодня, в связи с реформированием школьной системы образования, особую актуальность приобретает формирование у обучающихся, самостоятельного мышления, сознательного выбора профессии.
Проектно - исследовательская деятельность – это одна из инновационных технологий, которая может решить ряд задач, стоящих перед современной школой:
- стимулировать творческую деятельность обучающихся; осуществлять связь с жизнью; способствовать деятельностному освоению действительности.
- стимулировать творческую деятельность обучающихся;
- осуществлять связь с жизнью;
- способствовать деятельностному освоению действительности.
В основе проектно - исследовательской деятельности лежит:
- креативность; умение ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания.
- креативность;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- самостоятельно конструировать свои знания.
По словам известного русского педагога Н.В. Касаткина «новое растет на трех корнях: голова, сердце, руки» , таким образом, образовательная область «Технология» призвана пробудить мысль, взволновать душу ребенка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех. Созданная собственными руками, вещь делает человека добрее, гуманнее и бережливее. Создатель варваром не станет.
При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать образовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами.
В своей работе я поставила перед собой цель:
- изучать; системно разрабатывать; внедрять метод проектов.
- изучать;
- системно разрабатывать;
- внедрять метод проектов.
Проектная деятельность способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
Первоначально, в процессе учебной работы перед обучающимися, ставится проблема , решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями и уровнем технологической грамотности, а также с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования.
Для повышения мотивации, выполнения проектов, создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах:
- благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;
- творческую атмосферу, поддержку учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;
- постоянное стимулирование изобретательности обучающихся, отсутствие чрезмерной опеки;
Для активизации творческой деятельности обучающихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого изделия. Для этого использую приемы:
- прием одобрения – эмоционально заряжает обучающихся;
- использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении;
- рекомендации лучших работ на олимпиады, выставки, конкурсы;
- прием поощрения (объявление благодарности учащимся и их родителям).
В 2009 – 2010 году благодаря проекту «Музей русской избы как кусочек истории народного быта» появился и наш музей «Русской избы». Это коллективный проект.
Ткацкий стан
Русская печь
Прялки
Благодаря реставрационным работам был создан проект «Тайны детской колыбели» где была выполнена реставрация «люльки» - детской кроватки для младенца.
При выполнении проекта по вышивке учащиеся не только овладевают умениями и навыками традиционной русской вышивки, но и активно участвуют в поиске интересных сведений о значении вышитых изделий (рубахи, пояса, полотенца и др.) в жизни русского человека.
Узоры на Урале
Обсуждение с мамой
«Волшебный мир театра»
Удивительные вещи создаются и для интерьера дома и решаются проблемы изодранных обоев – это проект «Мой нежный и ласковый зверь»
Проект «Мой город – Красноуфимск».
Все проекты, выполненные обучающимися, имеют практическую направленность и многие из них побывали на выставках разного уровня
«Секреты бабушкиного сундука»
Участие в областном фестивале г. Екатеринбург
«Юные интеллектуалы Среднего Урала»
призёры третьей степени.
«Уголок России»
Призеры второй степени Муниципального тура
«Юная модница» и призеры первой степени городского конкурса «Модистка 2012»
«Уральская роспись»
VI Областной фестиваль национальных культур «Мы живем на Урале»
SHOW МИР – Международный интернет - конкурс
IV международный фестиваль «Казачья станица – Москва 2014»
Эффективность метода проектов заключается в следующем:
- метод проектов дает более глубокие и осознанные знания по предмету;
- позитивное отношение к предмету учащихся возрастает;
- учащиеся умеют анализировать, давать самооценку своей деятельности, сформировали навыки и умения в исследовательской работе, желают продолжить работать по проектам.
метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, придающим ему интегративный характер и практическую направленность.
Как педагог, считаю метод проектов перспективным, обладающим большими потенциальными возможностями.
Спасибо за внимание!