МБОУ «Красноподгорная средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Проектно - исследовательская работа на тему:
«Дворовые игры наших родителей»
Выполнил: ученик 1 класса
Еськин Александр
Руководитель: учитель начальных классов
Савина Валентина Васильевна
2017 г.
д. Красная Подгора
Содержание
I. Введение стр.3
II. Основная часть стр. 4-5
2.1 Теоретическая часть стр. 4
2.2 Практическая часть стр. 5
III. Заключение стр. 5
IV. Список литературы стр. 6
V. Приложение стр.7
Введение
В последнее время я все чаще и чаще от родителей, да и от своей учительницы слышу такие слова, что мы много времени проводим у телевизора или за компьютером. Также они говорят, что у них в детстве ни компьютера, ни игровых приставок, ни планшета, ни смартфона не было, а любимой передачей была программа «В гостях у сказки», которая шла только в субботу. Все остальное свободное время они играли с друзьями на улице. И мне стало интересно, в какие же игры играли наши мамы и папы?
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время в нашем районе, да и в Республике Мордовия очень активно развивается спорт. А подвижная игра помогает стать ловкими, быстрыми, а самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально.
Целью моей исследовательской работы является изучение и описание правил дворовых игр родителей с целью их возрождения. Исходя из цели, я поставил перед собой следующие задачи: 1. Изучить литературу по данной теме.
2. Провести анкетирование родителей и выявить, в какие игры играли мамы и папы на улице.
3. Создать буклет «Дворовые игры наших родителей».
Объектом исследования являются игры наших родителей.
Предмет исследования – содержание игр, в которые играли наши мамы и папы. Методы исследования: 1. Знакомство со специальной литературой, информацией в интернете по данной теме; 2. Социологический опрос (интервьюирование и анкетирование); 3. Эксперимент (разучивание игр среди сверстников). Практическая значимость работы заключается в том, что данный проект может быть использован для организации отдыха современных детей как в школе, так и во дворе дома . Новизна работы заключается в том, в настоящее время в такие игры почти никто не играет и для моих одноклассников они будут новыми и интересными.
II. Основная часть.
2.1 Теоретическая часть.
Наиболее подробно понятие «игра», « играть» разъясняет В.И.Даль в «Толковом словаре великорусского языка: «Игра -это то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие» В течение долгого времени с играми знакомились в устной форме. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!
Наших родителей специально игре никто не учил. Как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много. Игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Мне очень жаль, но некоторые игры были со временем забыты.
Анкетирование родителей
Для того чтобы узнать в какие игры играли наши родители, мной была разработана анкета. Туда мы включили следующие вопросы. (Приложение 1)
Анкеты раздали по классам. Так как в нашей школе учатся дети из пяти населенных пунктов, то в анкетировании приняли участие родители села Новый Усад, Русского Маськина, деревни Желтоногово и Красной Подгоры. Я с мамой собирал сведения в Чукалах. В анкетировании приняли участие 40 родителей.
2.2.Практическая часть
Анкеты заполняли родители, чье детство проходило в 90 годы, то есть 20-25 лет назад. Было интересно слушать о том, как и где они играли, с кем играли. Также мной было замечено, что мамы и папы из разных населенных пунктов играли в одни и те же игры. Итак, по результатам анкетирования популярными играми наших родителей являются: зимой- «Снежки», «Прятки» , «Царь горы», «Кондолы» «Пятнашки». Летом- «Классики» «Лапта», «Вышибалы», «Прятки», «12 палочек».
Эксперимент. Я взял описание этих игр и решил провести эксперимент, понравятся ли данные игры моим одноклассникам? Вывод: одноклассники заинтересовались играми и охотно в них играли. В результате, я составил буклет с играми.
Также я задумался, какое влияние игра оказывает на здоровье ребенка? Ответ на этот вопрос я получил из беседы с фельдшером Курчевой Валентиной Степановной. В 90 годы детей, болевших простудными заболеваниями, было намного меньше, чем сейчас. Значит, игра закаливает организм, делает его крепким и сильным.
III. Заключение
Итак, чтобы возродить подвижные игры наших родителей, я хочу внести предложения:
1. Распространить буклет среди учеников своей школы.
2. Опубликовать игры наших родителей в газете «Красная Слобода
В заключение, я хочу обратиться к ребятам: « Играйте в подвижные игры, и вы станете сильными и здоровыми» ! А мы летом с друзьями обязательно разучим игры: «Классики», «Лапта», «12 палочек» и многие другие.
Литература:
1.Былеев, Коротков, Яковлев «Подвижные игры», Физкультура и спорт, 1977 г
2.А.В. Кенеман, Т.И. Осокина Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.: илл.
3.М.Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986.
4.Интернет - ресурсы:
http://www.detskietovary.ru/article/51
http://www.formychild.ru/cgi-bin/toys.cgi?stp=art_card&id=139
Приложение 1
Анкета для родителей
1.В каких годах проходило Ваше детство? | |
2.В какие игры Вы играли? (перечислите названия игр по сезонам). | |
3.С кем Вы играли? Сколько обычно человек играло вместе с Вами? | |
4.Опишите 1-2 игры для улицы: содержание (как играть), условия (правила), оборудование к игре (какие предметы использовали для игры).
Приложение 2
Игры зимой
«Царь горы»
В эту игру играли зимой. Для игры нужна была небольшая горка. Выбирали «Царя горы», а остальные были «хомяки». «Царь горы» забирался на горку. «Хомякам» нужно было захватить горку, а «Царь горы» должен быть защищать свою территорию. Тот «хомяк», которому удастся захватить территорию, становился «Царем горы». Игра повторялась снова.
«Фанты»
Для игры в эту игру собиралось не менее 10 человек. У каждого был свой фант (обычно фантик от конфеты). Выбирался водящий. Игроки становились в круг, а водящего ставили в центр круга. Фанты отдавали одному игроку, который стоял за спиной водящего. Тот брал фант и задавал вопрос водящему: «Что этому фанту сделать?». Водящий говорил задание для фанта. Задания, обычно, были творческие: рассказать стих, спеть песню, прокукарекать, рассказать анекдот, пробежать какое-то расстояние и др.
«Цепи кованы» или «Кондолы»
Количество игроков: от 8 человек. Все играющие делятся на две команды. Каждая команда становится в шеренгу, игроки берутся за руки. Шеренги располагаются друг напротив друга (на расстоянии примерно 10 метров).
Первая команда команда громко кричит:«Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!»
Вторая команда, стоящая напротив спрашивает:«Кто из нас?»
Игроки первой команды называют имя любого игроки из второй команды. Игрок, чье имя названо, разбегается и пытается прорвать цепь команды-противников. Здесь очень важно рассчитать «слабое звено».Если удается разорвать цепь, то игрок, сделавший это, возвращается в свою команду, и берет с собой одного человека из команды противника - того, кто оказался «слабым звеном». Так цепь первой команды становится на одного человека длиннее.
Если же игроку не удалось разорвать цепь, он сам становится в команду противников. Цель игры – перетащить всех игроков из команды противника в свою цепь.
Игры для лета
«12 палочек»
Для игры понадобятся 12 палочек. Палочки укладывают на «катапульту» - небольшую доску, положенную серединой на бревнышко. Палочки укладывали на один край «катапульты».
Игра начиналась с выбора водящего. Для этого использовали считалку. Водящий закрывает глаза, считает до 5. В это время кто-то один наступает ногой на другой край «катапульты», чтобы палочки разлетелись в разные стороны. Пока водящий ищет и собирает 12 палочек, остальные игроки прячутся. Затем водящий начинает искать спрятавшихся игроков. Если он кого-то увидел, то кричит его имя и бежит к палочкам, чтобы их коснуться – «застукать» этого игрока. Если он успевает это сделать, то тот, кого назвали, становиться водящим в следующей игре. Если игроки во время игры успевают незаметно добежать до «катапульты», то снова наступают ногой, чтобы палочки разлетелись. Водящий заново собирает палочки и ищет спрятавшихся игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «застуканы» все игроки.
«Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.
«Колечко-колечко»
Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего — незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.
Зевака (Штандер)
Чертится круг, на линию которого встают участники. Водящий с мячом – посередине. Он кидает мяч вверх, одновременно выкрикивая имя одного из игроков. Все, кроме названного, разбегаются в стороны, а тот, чьё имя выкрикнул водящий, старается поймать мяч. Если мяч будет пойман до того, как коснётся земли, игрок подкидывает его вверх и, как прежний водящий, выкрикивает чьё-то имя. Если мяч поднят с земли, игрок кричит «Стоп!». Все останавливаются, и водящий, стоя на месте, откуда подобрал мяч, кидает им в любого из игроков. Игрок, в которого мяч попал, становится новым ведущим. В противном случае, ведущим остаётся прежним. Игра начинается заново, на круге. Игроки, в которых летит мяч, могут уклоняться от него, не сходя с места. А если игроку удаётся поймать мяч, он может кинуть его в любого другого.
10