XIII Региональный конкурс молодых исследователей «Ступень в науку»
Секция: Литературное творчество
Тема: «Кукла в художественном рассказе»
Автор работы:
Мансурова Амина Рахимовна
Место выполнения работы:
МБОУ СОМШ №44, 8 класс,
г. Владикавказ
Научный руководитель:
Габараева Лиана Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Владикавказ, 2015-2016
Содержание:
I.Введение…………………………………………………………………………………………..3
II.Основная часть.
1.История куклы
а) Миф о появлении куклы…………………………………………………………………….5
б) Легенда о появлении куклы в Китае……………………………………………………….5
2. Виды кукол
а) Обережные куклы……………………………………………………………………………6
б) Игровые куклы……………………………………………………………………………….6
в) Обрядовые куклы…………………………………………………………………………….7
г) Куклы-солдатики……………………………………………………………………………..7
д) Театральные куклы…………………………………………………………………………...8
4. Кукла в литературе
а) Куклы в русской художественной литературе………………………………………..…9
б) Куклы в мировой художественной литературе………………………………………...12
в) Роль куклы в художественной литературе……………………………………………...13
III.Заключение……………………………………………………………………………………14
IV.Список использованной литературы………………………………………………….…….15
V.Приложение
I. Введение.
а) Цели, задачи, предмет исследования, гипотеза, методы исследования.
Цель:
1.Обратить внимание моих сверстников на обыденные вещи, находящиеся рядом с нами.
2.Познакомиться с историей куклы.
3.Показать, что куклы появились в нашей жизни очень давно.
4.Познакомиться с разными видами кукол.
5.Определить значимость куклы в художественной литературе.
6.Познакомиться с всемирно знаменитыми произведениями с участием кукол.
Задачи:
1.Конкретизировать понятие «кукла»
2. Выявить типологию куклы.
3. Продемонстрировать методы использования куклы в русской и мировой художественной литературе.
Предмет исследования:
Произведения с упоминанием о кукле.
Гипотеза:
Если глубже познакомиться с историей возникновения кукол, их видами и использованием в художественном рассказе, то каждый из нас сохранит чистоту души, доброту и отзывчивость.
Методы исследования:
1.Поиск и чтение художественной литературы.
2.Размышление и анализ.
3.Поиск дополнительной информации в интернете.
4. Изучение истории появления кукол.
Из всех существующих в мире сказок
тайна куклы - самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека!
М. Е. Салтыков-Щедрин
Кукла - самая древняя игрушка человека. Она постоянно находится рядом, является самым лучшим другом ребенка в его играх. Она является его наставником и молчаливым учителем. Чему же можно научиться у куклы? Первым долгом - человеческим взаимоотношениям. С помощью куклы ребенок усваивает разные житейские ситуации, начинает учиться разбираться в них. Кукла является подобием человека, которое можно выполнить из различных материалов.
Мы все вышли из детства. Наша первая игрушка-это кукла. Появились куклы очень давно, и с тех пор тряпичная кукла была любимой игрушкой на Руси. Кукла появлялась у ребенка с рождения и всегда находилась рядом. Играя в кукол, дети учились вести хозяйство и общаться. Часто кукла была не только игрушкой, но становилась и символом семейного счастья. Издавна люди считали, что куклы обладают волшебными свойствами: они могли принять на себя болезни и несчастья, могли защитить хозяина от злых сил, помочь хорошему урожаю.
В компьютерный век кукла напоминает ребенку, что кроме виртуальной жизни есть и человеческая жизнь. И в этой жизни девочка должна учиться быть матерью, учительницей, воспитательницей, мастерицей, в этом ей помогает, конечно же, кукла, а не компьютер.
Кукла воспитывает ребенка, приобщает его к миру, поэтому она и занимает важное место в жизни человека. А все важное человек пытается отобразить в литературе, поэтому я заинтересовалась, как часто кукла упоминается в художественной литературе.
Что же все-таки означает слово «кукла»? В книге С. И. Ожегова «Словарь русского языка» даётся понятие, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. А в книге В.И. Даля «Толковый словарь живого великорусского языка» объясняется, что кукла – сделанное из тряпья, кожи, бумаги, дерева подобие человека. Некоторые же считают, что корни русское слово «кукла» берет от греческого слова «киклос» («круг»), которое обозначает определённый сверток.
II. Основная часть.
1.История куклы
История кукол развивается так же долго, как и история человечества. Самые первые куклы были найдены во время раскопок на территории Древнего Египта. Невозможно представить, но египетская цивилизация создавала кукол еще 4,5 лет назад. Но еще удивительнее то, что древние куклы практически ничем не отличались от современных: ноги и руки египетских кукол двигались, были у них и волосы их украшали стеклянными бусинами. Но, конечно же, в таких кукол могли себе позволить играть лишь дети богатых вельмож и фараонов.
В Древней Греции и Древнем Риме куклы были очень популярны среди детей. Вот, например, греческие мальчишки любили поиграть в глиняного троянского коня, внутри которого порой прятались игрушки – солдатики. Такие игрушки делались из глины, иногда из воска. Уже тогда кукол делали очень привлекательными, в Древней Греции они делались на заказ для состоятельных людей. Подобно человеку, куклам шили богато обустроенные домики, роскошные платья. Но был и у таких замечательных куколок недостаток: они были на удивление хрупки, именно поэтому эти куклы больше использовались для украшения богатых домов.
До свадьбы невесты должны были посвящать своих кукол какой-либо влиятельной богине: Гере, Афродите или Артемиде. Подобно этому существовал обряд и в Древнем Риме. Перед свадьбой невеста приносила в дар Венере свою самую любимую куклу. Сейчас дети используют кукол в большей мере для игр, но раньше они были теснейшим образом связаны с религией. Кукол использовали наряду с иконами, и старались их делать похожими на людей: ростом с человека, они могли двигать руками, поворачивать голову и даже ходить.
а) Миф о появлении куклы в Древней Греции
По древнему мифу, Зевс, приказал Гефесту создать «самое божественное оружие» совершенной красоты - куклу, чтоб наказать Прометея. В результате из огня и воды появилась Пандора — «всем одаренная». Воистину, она была всем одарена; сама Афродита подарила ей ослепительную красоту. Пандоре достались и другие подарки от богов: Гермес даровал прекраснейшей Пандоре хитрость и коварство, а мудрейшая из Богинь Афина — прекрасное платье. Живая кукла Пандора очаровала брата Прометея — Эпиметея. Вскоре они поженились. На свадьбу Зевс преподнес Эпиметею и Пандоре запечатанный сосуд, предупредив не открывать его.
К сожалению, любопытная, как и все женщины, Пандора вопреки запрету открыла сосуд, и в это мгновение оттуда вырвались все беды и болезни. До сих пор человечество страдает от них, но прошли тысячелетия и об этом проступке Пандоры позабыли. Все лишь помнят, что она была красивейшей из женщин.
б) Легенда о появлении куклы в Китае
Согласно легенде, когда-то в Китае шла гражданская война, и жители одного города под натиском врага, потеряв всякую надежду на победу, решили сдаться. Но старейшина города посоветовал императору, сделать кукол, которые бы походили на красивейших девушек, и поставил их на крепостной стене. Император выполнил все указания. Проснувшись, жители этого города начали ликовать - войска отступили. Старейшина рассказал, он узнал, что у нападающего императора очень ревнивая жена. Увидев красивых девушек на крепостной стене, она приказала мужу отвести войска от этого города. Так и появились по легенде куклы в Китае.
2.Виды кукол.
Куклы стали частью нашего мира, нас, они давно перестали быть просто игрушками. На сегодняшний день куклы используются в театрах, литературе, в армии и, конечно же, в домах у каждого из нас. Я хочу подробнее рассказать о разновидностях кукол. По назначению они делятся на:
а) Обережные куклы
б) Игровые куклы
в) Обрядовые куклы
г) Куклы-солдатики
д)Театральные куклы.
а) Обережные куклы.
Некоторые исследователи и историки считают, что первые куклы больше относились к обережному и обрядовому типу, являясь частью магических заклинаний обрядов. Изготавливая кукол люди, старались не использовать колюще-режущие предметы. Народ по большей части верил в магическую силу кукол: защита человека от болезней, злых сил, недугов, помощь в хозяйстве, повседневной жизни. Оберег – это амулет, спасающий человека от разного вида опасностей, предмет, на который наговорено заклинание, носящийся на теле в качестве талисмана.
«Кукла Берегиня»
Берегиня - это знак женского начала. Если углубиться в историю появления куклы «Берегини» мы окажемся в языческих временах Древней Руси, судя народные поверьям, если правильно сделать эту куколку, то она обладает могущественной магической силой. Нельзя вышивать «Берегиню» иглой или другими острыми предметами, так же не следует рисовать ей лицо. Если же куколка для маленького ребёнка, то лоскуты нельзя резать ножницами, их нужно рвать руками. Эта куколка особенна своим изготовлением, ведь ткань из которой она состоит не сшивается, а соединяется между собой.
«Кукла Желанница»
Кукла Желанница – раньше была у любой девушки в деревне. Ее нельзя было никому показывать. Пришивая к куколке очередную бусинку на платьице, девушки иногда загадывали желания, поднося куколку к зеркалу и приговаривая: «Погляди, какая ты теперь красавица. А за подарочек мой, исполни желанье.» А потом обратно уберешь в укромное место до поры свою «Желанницу». Некоторые не верят, но все желания исполнялись.
б) Игровые куклы
Современные же куклы больше относятся к разделу игровых.
Игровые куклы делали для развлечения маленьких детей. Они бывают сшивные и свёрнутые. Свёрнутые куколки совсем простые в изготовлении, они даже не требуют сшивания. Толстый слой разноцветной, цветастой ткани наматывался на деревянную палочку, а после обвязывали веревкой. К этой палочке призывалась голова, а потом на куколку одевали платьице.
Существуют такие игровые куклы, как «Кукла Полено», «Зайчик на пальчик».
в) Обрядовые куклы
Как известно раньше на Руси проводилось множество обрядов. В народе очень почитали обрядовых кукол, их ставили в красных углах каждой избы. Они имели ритуальный характер.
Кукла «Масленица»
Для изготовления обрядовой куклы «Масленицы» использовали солому или лык, а также обязательной частью являлся тонкий ствол березы. Солома и березовый ствол олицетворяли силу растительности, а так же великий русский дух. Именно поэтому в качестве рисунка на одежду наносились рисунки растительности. Кукла «Масленица» в Тульской губернии была в полный рост, а также делалась из соломы. Готовую куклу украшали цветами или яркими ленточками. В руки «Масленице» ставили тарелки с блинами, на неё вешали тесёмки, завязывая их, люди загадывали желания. После эту куклу поджигали, притом тесёмки должны были обязательно сгореть, иначе желание бы не сбылось. Эту куклу чаще всего делали дети вместе с родителями, с малых лет приучаясь быть благодарными за заботу.
«Куклы Неразлучники»
Эти куклы должна быть неразделимой, как и муж с женой в браке. Чаще всего её дарили молодоженам на свадьбу. Одна из русских традиций на свадьбе - подвешивание двух кукол «Неразлучники» на сани, чтобы куклы отвлекали недобрые взгляды на себя. Куклы «Неразлучники» дарились как напоминание о неразрывности, ведь куклы были связанны за руки, подобно соединению узами брака. Кукол изготавливали подружки невесты из белой, черной и красных лоскутков ткани, используя обрывки цветных нитей.
«Кукла Кубышка-травница»
Согласно преданию, куклу наполняют душистой лекарственной травой. Потом её необходимо потрясти, помять в руках, чтобы все травяные ароматы разнеслись по комнате и отогнали злых духов. Наши предки меняли траву в куколке каждые 2 года, они считали, что магические действия трав истекают.
«Кубышка – Травница» не пускает недуг в дом, и не даёт болезни проникнуть в дом. Часто её вешали над колыбелью ребенка. Дети иногда играли в эту куколку. Еще её ставили около кровати для выздоровления больного.
г) Куклы-солдатики
Однажды Аристотель подарил своему ученику великому Александру Македонскому несколько кукол-солдатиков в закрытом ящике. Отдавая ящик, Аристотель запретил своему воспитаннику с ним расставаться, а так же велел никому его не отдавать. Открывая и закрывая ящик, его обладатель должен был произносить магические слова, только тогда, по словам Аристотеля, он поможет одолеть любую вражескую армию. Эти фигурки изображали солдат с опушенной вниз головой, направляющими себе в грудь мечи. Аристотель был уверен, что эти солдатики помогут Александру одержать победу. До сих пор не известно в чём тайна этих восковых солдатиков, но за всю жизнь Александр Македонский не проиграл ни одной битвы.
Часто такие восковые солдатики использовались полководцам, в целях подготовки к предстоящим сражениям. Например, Фридрих II с помощью оловянного войска научил своих полководцев тактике и стратегии ведения войны. Подготавливал своих полководцев и русский император Петр III.
д) Театральные куклы
Еще один вид кукол - это театральные куклы.
Театральные куклы подразделяются на:
Перчаточная кукла
Пальчиковые куклы
Тростевые куклы
Куклы-марионетки
Куклы-автоматы
Куклы-великаны
Есть легенда о появлении театральных кукол. Однажды у одного короля умерла жена. Король долго не находил утешения. Тогда один мудрец решил помочь королю и сказал, король сможет видеться со своей женой каждый день, но с условием, что он не должен заглядывать за ширму. С тех пор король каждый день приходил и беседовал со своей любимой женой. Но однажды он нарушил запрет, заглянув за ширму. Вместо своей супруги он увидел обычный силуэт из бумаги. Невозможно представить негодование и злобу короля, в порыве злости он велел повесить мудреца. Но узнав, что мудрец сумел сделать точную копию его жены с помощью фигурки, и расспросил всех, кто её знал, о манере разговора королевы, о её предпочтительных темах, король остыл и отменил казнь. После этого случая король приказал организовать в каждом городе театры теней.
3.Кукла в литературе
а) Кукла в русской художественной литературе.
Кукла часто встречается в русской литературе. Вот, например, в рассказе одного из известнейших русских писателей и мыслителей Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» я встретилась с куклой из глины. Её сделал русский офицер Жилин для татарской девочки Дины. Кукла была с носом, руками, ногами, в татарской рубахе. А Дина убрала её лоскутками и качала, как ребёнка. Дина полюбила куклу, а потом и подружилась с мастером, помогла ему бежать из плена.
«Кто тебе без меня кукол делать будет?»,- говорил Жилин, прощаясь с Диной.
Так же в книге советского писателя А.Н.Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино" очень часто встречаются моменты с куклами. Если вспомнить даже Буратино не полностью является настоящим мальчиком. В конце книги участие куклы тоже проявляется - они пришли именно в кукольный театр.
Встречаем куклу и в произведении В.Г.Короленко «Дети подземелья»:
«Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне.
У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.
Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами». Так кукла скрасила последние дни жизни маленькой девочки Маруси.
Большое впечатление произвело на меня произведение Н.Н.Носова «Кукла»:
«Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах.
Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.
Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.» Я была поражена поведением Акимыча, который решил похоронить эту куклу.
Печальное стихотворение о кукле написал и К.К.Случевский:
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!
А так же К.М.Симонов:
Мы сняли куклу со штабной машины.
Спасая жизнь, ссылаясь на войну,
Три офицера - храбрые мужчины -
Ее в машине бросили одну.
Привязанная ниточкой за шею,
Она, бежать, отчаявшись давно,
Смотрела на разбитые траншеи,
Дрожа в своем холодном кимоно.
Земли и бревен взорванные глыбы;
Кто не был мертв, тот был у нас в плену.
В тот день они и женщину могли бы,
Как эту куклу, бросить здесь одну...
Когда я вспоминаю пораженье,
Всю горечь их отчаянья и страх,
Я вижу не воронки в три сажени,
Не трупы на дымящихся кострах,-
Я вижу глаз ее косые щелки,
Пучок волос, затянутый узлом,
Я вижу куклу, на крученом шелке
Висящую за выбитым стеклом.
Кукла упоминается и в веселой считалочке С.Я.Маршака:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой
Седьмая,
А в седьмой
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
- Сколько вас? - у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь!
Ю.К.Олеша в произведении «Три Толстяка» тоже говорит о куклах:
-Он подносил кудрявую головку куклы близко к своим глазам.
«Какая удивительная кукла! Какой умный мастер её создал! Она не похожа на обыкновенную куклу. У куклы обычно голубые вытаращенные глаза, не человеческие и бессмысленные, вздёрнутый носик, губки бантиком, глупые белокурые кудряшки, точь-в-точь как у барашка. Кукла кажется счастливой по виду, но в действительности она глупа.. . А в этой кукле нет ничего кукольного. Клянусь, она может показаться девочкой, превращённой в куклу! »
За что я люблю русские сказки, так это за то, что только в них кукла может выступать в качестве доброго помощника главного персонажа, который при должном отношении всячески помогает, советует.
Обычно у девочки-героини бывает помощница-кукла, полученная от покойной матери. Возможно, так славяне отображали своё отношение к куклам – игрушкам: это воплощение невероятной сверхсилы, способной помогать в безвыходную минуту. Классический пример даётся в сказке «Василиса Премудрая».
«Когда мать скончалась, девочке было лет восемь. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
– Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением, оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью. Затем мать поцеловала дочку и померла.»
Наделяя куклу такими качествами, герои верили в их силу, обращались с ними по-человечески, осторожно, с любовью.
В книге Н.Юриной «Куклы» в занимательной форме рассказывается об истории и разновидностях кукол у разных народов мира. Часто куклы используются как инструмент для исследования быта, одежды, интерьера, стиля той или иной культурной среды или эпохи.
Мне очень понравилось стихотворение Людмилы Покровской:
Кукла - это очень важная игрушка,
Тот, кто создал куклу - мудрый человек.
Кукла всем девчонкам первая подружка
Со времён создания, не один уж век.
Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг.
Кукла - это с милой мамочкой единство.
Это та игрушка, что ласкает взгляд.
Кукла - это первый опыт материнства.
Кукла учит жизни будущих девчат.
А для взрослых кукла - это увлеченье,
Это то, что просто требует душа.
А нужны ей чувства: радость, восхищенье...,
В этом смысле кукла очень хороша.
Много разных кукол есть на белом свете.
Кукла человеку самый лучший друг.
Пусть играют в куклы взрослые и дети,
Чтобы стал добрее этот мир вокруг.
б) Кукла в мировой литературе.
В произведениях мировой художественной литературы есть множество примеров, когда рядом с героем появляется кукла - игрушка.
Очень часто в произведениях игрушки оживают. Об оживающих игрушках написаны сказки и рассказы. Среди писателей сразу вспоминается Ганс Христиан Андерсен. В своих произведениях он пытался показать, насколько удивителен мир кукол. Об этом рассказ «Оловянный солдатик», где рассказывается о том, как маленькому мальчику подарили 25 оловянных солдатиков в коробке, один из них оказался без ноги, ему пригляделась именно кукла - балерина на одной ноге. Его ждало много испытаний и несчастий, но в итоге он умер вместе со своей любимой, с утра хозяева нашли лишь гору пепла и кусок олова в виде сердца.
Есть произведение Ганса Христиана Андерсена «Пастушка и трубочист», в котором так же говорится о любви фарфоровых кукол:
«На столе стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на головке красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох. Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, чёрный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам по себе такой же чистенький и миленький, как всякая фарфоровая статуэтка; он ведь только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать из него принца, всё равно.
Он премило держал в руках свою лестницу: личико у него было белое, а щёки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой — так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки».
Мне запомнилась книга знаменитого во всем мире английского писателя Дик-Кинг Смита «Леди Дейзи» о дружбе мальчика Неда с куклой.
Всказка Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», Щелкунчик – всего лишь кукла для раскалывания орехов- оживает, и его ждут невероятные приключения.
Оживают куклы и в сказке Ла́ймена Фрэнка Ба́ума «Удивительный Волшебник из Страны Оз»:
«— Что ты собираешься подарить Озме на день рождения? — Я написала в ее честь песню, — отвечала девочка-кукла, которая хоть и была набита ватой, но имела неплохие мозги.»
в) Роль куклы в художественной литературе.
В ходе анализа некоторых произведений мной были установлены следующие функции игрушки как художественной детали:
выступает в роли «чудесного помощника»;
дополняет психологический портрет хозяина;
оказывает влияние на персонажа и отражает его внутренний мир;
характеризует условия жизни персонажа;
спасает от одиночества и обыденности;
способствует взрослению, становлению личности;
становится искусственно созданной преградой между реальностью и персонажем;
учит бережно и гуманно относиться к окружающему миру, к людям, к природе, животным;
проверяет характер героев.
III. Заключение.
Кукла является основной игрушкой детей и даже в компьютерный век её заменить не сможет ничего. Ведь она учит детей человечности. Кукла растёт вместе со своим владельцем, является планкой для маленьких детей. Если подумать, даже сложно представить детство без кукол. Она является подругой с рождения ребенка (иногда передаётся по наследству).
И действительно, теперь я могу быть точно уверенна, что кукла находит себе место и в истории, и в театре и особенно в литературе.
Можно долго рассказывать, что такое кукла, а можно выразить свою мысль двумя словами - «Кукла - человеческая ценность, а человеческие ценности это просто то, что делает нас людьми».
IV. Список используемой литературы.
1.Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия
1.Е.В.Артамонова «Куклы».
2.В.С.Горичева «Куклы».
3. Э. Т. А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король». 4. Л.Ф.Баум «Удивительный волшебник из Страны Оз».
2.Ссылки на статьи из энциклопедии и словаря
1. С. И.Ожегов «Словарь русского языка». 2.В.И.Даля «Толковый словарь живого великорусского языка».
3.Ссылки на материалы Интернет-ресурсов
1. http://www.gnozis.info/?q=book/export/html/4124 2. http://tvorcheskieidei.ucoz.ru/load/referaty/rol_kukol_v_khudozhestvennykh_proizvedenijakh/4-1-0-72 3. http://agallery.ru/istorija_kukly.html 4. http://rud.exdat.com/docs/index-721214.html
VI. Приложение.
Приложение №1 Введение
Приложение №2 Основная часть
1.История куклы.
2.Виды кукол.
3.Кукла в русской литературе.
4.Кукла в мировой литературе.
Приложение №3 Заключение