СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская работа по русскому языку "Можно ли избавиться от жаргонизмов?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская работа по русскому языку "Можно ли избавиться от жаргонизмов?" (текс работы+презентация)

Просмотр содержимого документа
«ПОЛНЫЙ ТЕКСТ РАБОТЫ»

Просмотр содержимого презентации
«ЖАРГОНИЗМЫ»

Проектно-исследовательская работа Можно ли избавиться от жаргонизмов? Исполнитель : Снегирёв Дмитрий, ученик 11 класса МБОУ СОШ №1 Руководитель: Шевцова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы первой кв. категории

Проектно-исследовательская работа

Можно ли избавиться от жаргонизмов?

Исполнитель :

Снегирёв Дмитрий,

ученик 11 класса МБОУ СОШ №1

Руководитель:

Шевцова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы первой кв. категории

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ Жаргонизмы в речи школьников – это необходимое средство общения или болезнь, требующая лечения? АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Засорение современного русского разговорного языка вызывает обеспокоенность.  Можно ли вылечить от жаргонных слов наш язык?

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Жаргонизмы в речи школьников – это необходимое средство общения или болезнь, требующая лечения?

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Засорение современного русского разговорного языка вызывает обеспокоенность.

Можно ли вылечить от жаргонных слов наш язык?

Цели проекта   Выявить причины употребления в речи учащихся нашей школы жаргонных слов.   Определить, какие жаргонные слова употребляют учащиеся 8-х классов.  Проанализировать литературу по данной теме.   Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учащихся классов нашей школы.   Проанализировать результаты опроса и сделать выводы.  Показать пути избавления речи от жаргонных слов.

Цели проекта

  • Выявить причины употребления в речи учащихся нашей школы жаргонных слов.

  • Определить, какие жаргонные слова употребляют учащиеся 8-х классов.

  • Проанализировать литературу по данной теме.

  • Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учащихся классов нашей школы.

  • Проанализировать результаты опроса и сделать выводы.

  • Показать пути избавления речи от жаргонных слов.

  • Сделать выводы по теме исследования.
Гипотеза Чрезмерное и бездумное употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет речь школьников.  Причина употребления жаргонизмов – привлечение внимания к себе окружающих и речевая скудость.

Гипотеза

Чрезмерное и бездумное употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет речь школьников.

Причина употребления жаргонизмов – привлечение внимания к себе окружающих и речевая скудость.

Объектом моего исследования стала разговорная речь школьников и использование ими жаргонных слов в разговорной речи.

Жаргон – это французское слово. Жаргон представляет собой специализированную разновидность языка, используемую отдельной, относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста.

В современном языке жаргон получил широкое распространение, особенно в языке молодёжи (молодёжный сленг).

Речь современной молодёжи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек.

Речь - это специфическая форма отражения действительности. (Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок.) Общая речевая картина, речевая характеристика отдельных социальных и возрастных групп позволяют судить об уровне культуры общества.

НЕМНОГО ИСТОРИИ С начала XX века отмечены три бурные волны в развитии молодежного сленга в России. Датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война породили армию беспризорников и воров. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством

НЕМНОГО ИСТОРИИ

С начала XX века отмечены три бурные волны в развитии молодежного сленга в России.

  • Датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война породили армию беспризорников и воров. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством "блатных" словечек.

(Например: «шиться» – дружить, общаться; «прихрял» – пришёл)

2. Приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли

2. Приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли "стиляги". Подражание западной моде, манерам, образу жизни породили в молодежной среде жаргонные и сленговые словечки.

(Например: «чубак», «хилять», англицизмы: мен, шузы)

3. Появилась в 70-80-е годы и связана не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни породила разные неформальные молодежные движения, и

3. Появилась в 70-80-е годы и связана не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни породила разные неформальные молодежные движения, и "хиппующие" молодые люди создали свой "системный" сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

Молодёжь общалась на предельно простом языке.

«Лихие 90-е» вновь вернули в обиход блатной язык.

(Например: «ништяк», «ксива», «лафа»)

И сегодня, в XXI веке, мы можем наблюдать новую волну изменения и развития словарного состава языка. Открытая пропаганда в СМИ насилия, компьютеризация общества и развитие инновационных технологий, явное деление общества по социальному статусу привели к новому стилю общения, взаимодействия, в том числе и речевого. Язык обновился настолько быстро, что люди старшего поколения перестали понимать своих внуков.

И сегодня, в XXI веке, мы можем наблюдать новую волну изменения и развития словарного состава языка. Открытая пропаганда в СМИ насилия, компьютеризация общества и развитие инновационных технологий, явное деление общества по социальному статусу привели к новому стилю общения, взаимодействия, в том числе и речевого.

Язык обновился настолько быстро, что люди старшего поколения перестали понимать своих внуков.

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ РЕЧЬ: НОРМА ИЛИ АНТИНОРМА? Молодёжный жаргон  – особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в его стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность разговорного литературного языка. Молодежный жаргон основан на «игре со словом», на особом отношении к жизни, отвергающим всё, что правильно, скучно, стабильно. Молодёжный жаргон подобен его носителям – он резкий, громкий, дерзкий. Он – результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой». Другая черта молодежного сленга – ограниченность тематики и его выраженный примитивизм.

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ РЕЧЬ: НОРМА ИЛИ АНТИНОРМА?

Молодёжный жаргон – особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в его стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность разговорного литературного языка. Молодежный жаргон основан на «игре со словом», на особом отношении к жизни, отвергающим всё, что правильно, скучно, стабильно.

Молодёжный жаргон подобен его носителям – он резкий, громкий, дерзкий. Он – результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой».

Другая черта молодежного сленга – ограниченность тематики и его выраженный примитивизм.

Компьютерный сленг (жаргон) - разновидность сленга, используемого как профессиональными, так и другими пользователями компьютеров. (Например: «комп», «клава», «мыша», «мать»). Жаргонизация речи - неотъемлемая часть общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами. Скорее всего, это проявление «языковой болезни». По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка. Таким образом, современная молодёжная речь – это антинорма, отражающая неустойчивое состояние этой части общества.

Компьютерный сленг (жаргон) - разновидность сленга, используемого как профессиональными, так и другими пользователями компьютеров.

(Например: «комп», «клава», «мыша», «мать»).

Жаргонизация речи - неотъемлемая часть общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами.

Скорее всего, это проявление «языковой болезни». По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка.

Таким образом, современная молодёжная речь – это антинорма, отражающая неустойчивое состояние этой части общества.

НЕ ПОРА ЛИ ЗАДУМАТЬСЯ О ЧИСТОТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА? Исследователи-лингвисты Л.И. Скворцов, М.А. Грачёв, Е.Г.Борисова выражают озабоченность тем, что происходит с нашим «великим, могучим» языком. Сегодня забыли, что есть красивые добрые слова в русском языке: здравствуйте - здравия желаю, спасибо - спаси, Боже, благословляю – благо славлю, благодарю - благо дарю, добровольно - по воле доброй. На сегодняшний день жаргонная лексика в современной школе является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением. Но с этим невозможно мириться. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится.

НЕ ПОРА ЛИ ЗАДУМАТЬСЯ О ЧИСТОТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА?

Исследователи-лингвисты Л.И. Скворцов, М.А. Грачёв, Е.Г.Борисова выражают озабоченность тем, что происходит с нашим «великим, могучим» языком.

Сегодня забыли, что есть красивые добрые слова в русском языке:

здравствуйте - здравия желаю, спасибо - спаси, Боже, благословляю – благо славлю, благодарю - благо дарю, добровольно - по воле доброй.

На сегодняшний день жаргонная лексика в современной школе является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением. Но с этим невозможно мириться.

Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится.

ЖАРГОН ШКОЛЬНИКОВ Мое исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи учащихся 8-х классов нашей школы. Необходимо было выяснить, какие сленговые слова и обороты речи употребляют современные школьники, с какой целью они это делают и какую реакцию вызывает подобная речь у взрослых. Для этого я провел анкетирование, в котором принимало участие 75 учащихся 8-х классов. Оказалось, все опрошенные ученики используют в своей речи сленговые, жаргонные слова и выражения. Большую часть учеников устраивает их собственная речь и речь окружающих сверстников. Это свидетельствует о мельчании нравственности, духовности, о переосмыслении и потере культурных ценностей.

ЖАРГОН ШКОЛЬНИКОВ

Мое исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи учащихся 8-х классов нашей школы. Необходимо было выяснить, какие сленговые слова и обороты речи употребляют современные школьники, с какой целью они это делают и какую реакцию вызывает подобная речь у взрослых. Для этого я провел анкетирование, в котором принимало участие 75 учащихся 8-х классов.

Оказалось, все опрошенные ученики используют в своей речи сленговые, жаргонные слова и выражения. Большую часть учеников устраивает их собственная речь и речь окружающих сверстников.

Это свидетельствует о мельчании нравственности, духовности, о переосмыслении и потере культурных ценностей.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС И АНКЕТИРОВАНИЕ Мне необходимо было выяснить, какие сленговые слова и обороты речи употребляют учащиеся нашей школы, с какой целью они это делают и какую реакцию вызывает подобная речь у взрослых. Для этого мной было опрошено 75 учащихся 8-х классов нашей школы. Задав несколько вопросов учащимся, я установил, что практически все опрошенные считают жаргонизмы необходимыми словами в своей речи и не задумывались о том, чтобы от них избавиться. Вот как это выглядит в процентном соотношении:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС И АНКЕТИРОВАНИЕ

Мне необходимо было выяснить, какие сленговые слова и обороты речи употребляют учащиеся нашей школы, с какой целью они это делают и какую реакцию вызывает подобная речь у взрослых. Для этого мной было опрошено 75 учащихся 8-х классов нашей школы.

Задав несколько вопросов учащимся, я установил, что практически все опрошенные считают жаргонизмы необходимыми словами в своей речи и не задумывались о том, чтобы от них избавиться.

Вот как это выглядит в процентном соотношении:

ОПРОС

ОПРОС

Для чего вы в речи используете жаргонизмы?

Для чего вы в речи используете жаргонизмы?

АНКЕТИРОВАНИЕ

АНКЕТИРОВАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ЖАРГОННЫХ СЛОВ УЧАЩИХСЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ЖАРГОННЫХ СЛОВ УЧАЩИХСЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ

  • Наименования людей по профессиям – училка, мент, водила.
  • Наименования людей по родству – предки, родаки, братуха.
  • Бытовая техника – комп, телек, клава, сотик.
  • Качество характера – шестёрка, ботаник, лошара, тормоз.
  • Состояние, оценка – клёво, ништяк, прикольно, класс.
  • Пища и процесс её поглощения – хавчик, хавать.
  • Деньги – бабки, бабло.
СЛОВАРЬ ЖАРГОННЫХ СЛОВ НАШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СЛОВАРЬ ЖАРГОННЫХ СЛОВ НАШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Существительные : лох, чувак, чел, прикид, прикол, даун, тема, базар, фигня, понты, тело, дискач, копец, халява.
  • Глаголы : отвали, отвянь,гонишь, забей, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись.
  • Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, фиолетово.
  • Устойчивые словосочетания и предложения : базара нет, канай отсюда, ё-моё, ни фига себе.
Немножко юмора

Немножко юмора

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЖАРГОННЫХ СЛОВ? Необходимо продумывать свою речь заранее, чтобы избежать жаргонных слов. Продуманный диалог обеспечит Вас не только отречением от жаргонов, но и поможет сделать разговор более интересным. Перед тем, как употребить в речи ещё одно жаргонное слово, нужно сделать длинную паузу, а затем продолжить диалог. Вскоре Вы перестанете автоматически выдавать пагубно влияющие на Вас слова. После употребления жаргона заставьте себя отказаться от какой-либо вещи. Будь то доступ в Интернет на несколько дней или другое важное для Вас занятие. После употребления жаргонного слово нужно заставить себя отказаться от какой-либо вещи. Будь то доступ в Интернет на несколько дней или другое важное для Вас занятие. Необходимо попасть в «Высшее общество». Поверьте, Вы сами разучитесь жаргонить, только услышав развитый лексикон этих персон. Нужно взглянуть на своё поведение со стороны. Разве Вам так нравится, быть рабом своего языка?!

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЖАРГОННЫХ СЛОВ?

  • Необходимо продумывать свою речь заранее, чтобы избежать жаргонных слов. Продуманный диалог обеспечит Вас не только отречением от жаргонов, но и поможет сделать разговор более интересным.
  • Перед тем, как употребить в речи ещё одно жаргонное слово, нужно сделать длинную паузу, а затем продолжить диалог. Вскоре Вы перестанете автоматически выдавать пагубно влияющие на Вас слова.
  • После употребления жаргона заставьте себя отказаться от какой-либо вещи. Будь то доступ в Интернет на несколько дней или другое важное для Вас занятие.
  • После употребления жаргонного слово нужно заставить себя отказаться от какой-либо вещи. Будь то доступ в Интернет на несколько дней или другое важное для Вас занятие.
  • Необходимо попасть в «Высшее общество». Поверьте, Вы сами разучитесь жаргонить, только услышав развитый

лексикон этих персон.

  • Нужно взглянуть на своё поведение со стороны.

Разве Вам так нравится, быть рабом своего языка?!

ВЫВОДЫ

ВЫВОДЫ

  • Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
  • С помощью жаргонной лексики невозможно говорить о высоком, вечном, потому что большинство жаргонных слов и выражений имеют грубоватую, пренебрежительную, ироничную окраску.
  • Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — это распространённое явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. В основе любых жаргонных, циничных выражений лежит слабость.
  • Чрезмерное и бездумное употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет нашу разговорную речь.
  • Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.
  • Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды. Экология слова - есть сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты. И только литература, особенно русская, обладает высочайшим нравственным потенциалом, имеет не только познавательное, но и воспитательное значение.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!