Проектно-исследовательская работа
Можно ли избавиться от жаргонизмов?
Исполнитель :
Снегирёв Дмитрий,
ученик 11 класса МБОУ СОШ №1
Руководитель:
Шевцова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы первой кв. категории
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
Жаргонизмы в речи школьников – это необходимое средство общения или болезнь, требующая лечения?
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Засорение современного русского разговорного языка вызывает обеспокоенность.
Можно ли вылечить от жаргонных слов наш язык?
Цели проекта
- Выявить причины употребления в речи учащихся нашей школы жаргонных слов.
- Определить, какие жаргонные слова употребляют учащиеся 8-х классов.
- Проанализировать литературу по данной теме.
- Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учащихся классов нашей школы.
- Проанализировать результаты опроса и сделать выводы.
- Показать пути избавления речи от жаргонных слов.
- Сделать выводы по теме исследования.
Гипотеза
Чрезмерное и бездумное употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет речь школьников.
Причина употребления жаргонизмов – привлечение внимания к себе окружающих и речевая скудость.
Объектом моего исследования стала разговорная речь школьников и использование ими жаргонных слов в разговорной речи.
Жаргон – это французское слово. Жаргон представляет собой специализированную разновидность языка, используемую отдельной, относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста.
В современном языке жаргон получил широкое распространение, особенно в языке молодёжи (молодёжный сленг).
Речь современной молодёжи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек.
Речь - это специфическая форма отражения действительности. (Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок.) Общая речевая картина, речевая характеристика отдельных социальных и возрастных групп позволяют судить об уровне культуры общества.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
С начала XX века отмечены три бурные волны в развитии молодежного сленга в России.
- Датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война породили армию беспризорников и воров. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством "блатных" словечек.
(Например: «шиться» – дружить, общаться; «прихрял» – пришёл)
2. Приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли "стиляги". Подражание западной моде, манерам, образу жизни породили в молодежной среде жаргонные и сленговые словечки.
(Например: «чубак», «хилять», англицизмы: мен, шузы)
3. Появилась в 70-80-е годы и связана не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни породила разные неформальные молодежные движения, и "хиппующие" молодые люди создали свой "системный" сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
Молодёжь общалась на предельно простом языке.
«Лихие 90-е» вновь вернули в обиход блатной язык.
(Например: «ништяк», «ксива», «лафа»)
И сегодня, в XXI веке, мы можем наблюдать новую волну изменения и развития словарного состава языка. Открытая пропаганда в СМИ насилия, компьютеризация общества и развитие инновационных технологий, явное деление общества по социальному статусу привели к новому стилю общения, взаимодействия, в том числе и речевого.
Язык обновился настолько быстро, что люди старшего поколения перестали понимать своих внуков.
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ РЕЧЬ: НОРМА ИЛИ АНТИНОРМА?
Молодёжный жаргон – особая форма языка. С определенного возраста многие из нас окунаются в его стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность разговорного литературного языка. Молодежный жаргон основан на «игре со словом», на особом отношении к жизни, отвергающим всё, что правильно, скучно, стабильно.
Молодёжный жаргон подобен его носителям – он резкий, громкий, дерзкий. Он – результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой».
Другая черта молодежного сленга – ограниченность тематики и его выраженный примитивизм.
Компьютерный сленг (жаргон) - разновидность сленга, используемого как профессиональными, так и другими пользователями компьютеров.
(Например: «комп», «клава», «мыша», «мать»).
Жаргонизация речи - неотъемлемая часть общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами.
Скорее всего, это проявление «языковой болезни». По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка.
Таким образом, современная молодёжная речь – это антинорма, отражающая неустойчивое состояние этой части общества.
НЕ ПОРА ЛИ ЗАДУМАТЬСЯ О ЧИСТОТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА?
Исследователи-лингвисты Л.И. Скворцов, М.А. Грачёв, Е.Г.Борисова выражают озабоченность тем, что происходит с нашим «великим, могучим» языком.
Сегодня забыли, что есть красивые добрые слова в русском языке:
здравствуйте - здравия желаю, спасибо - спаси, Боже, благословляю – благо славлю, благодарю - благо дарю, добровольно - по воле доброй.
На сегодняшний день жаргонная лексика в современной школе является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением. Но с этим невозможно мириться.
Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавится.
ЖАРГОН ШКОЛЬНИКОВ
Мое исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи учащихся 8-х классов нашей школы. Необходимо было выяснить, какие сленговые слова и обороты речи употребляют современные школьники, с какой целью они это делают и какую реакцию вызывает подобная речь у взрослых. Для этого я провел анкетирование, в котором принимало участие 75 учащихся 8-х классов.
Оказалось, все опрошенные ученики используют в своей речи сленговые, жаргонные слова и выражения. Большую часть учеников устраивает их собственная речь и речь окружающих сверстников.
Это свидетельствует о мельчании нравственности, духовности, о переосмыслении и потере культурных ценностей.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС И АНКЕТИРОВАНИЕ
Мне необходимо было выяснить, какие сленговые слова и обороты речи употребляют учащиеся нашей школы, с какой целью они это делают и какую реакцию вызывает подобная речь у взрослых. Для этого мной было опрошено 75 учащихся 8-х классов нашей школы.
Задав несколько вопросов учащимся, я установил, что практически все опрошенные считают жаргонизмы необходимыми словами в своей речи и не задумывались о том, чтобы от них избавиться.
Вот как это выглядит в процентном соотношении:
ОПРОС
Для чего вы в речи используете жаргонизмы?
АНКЕТИРОВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ЖАРГОННЫХ СЛОВ УЧАЩИХСЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ
- Наименования людей по профессиям – училка, мент, водила.
- Наименования людей по родству – предки, родаки, братуха.
- Бытовая техника – комп, телек, клава, сотик.
- Качество характера – шестёрка, ботаник, лошара, тормоз.
- Состояние, оценка – клёво, ништяк, прикольно, класс.
- Пища и процесс её поглощения – хавчик, хавать.
- Деньги – бабки, бабло.
СЛОВАРЬ ЖАРГОННЫХ СЛОВ НАШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Существительные : лох, чувак, чел, прикид, прикол, даун, тема, базар, фигня, понты, тело, дискач, копец, халява.
- Глаголы : отвали, отвянь,гонишь, забей, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись.
- Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, фиолетово.
- Устойчивые словосочетания и предложения : базара нет, канай отсюда, ё-моё, ни фига себе.
Немножко юмора
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЖАРГОННЫХ СЛОВ?
- Необходимо продумывать свою речь заранее, чтобы избежать жаргонных слов. Продуманный диалог обеспечит Вас не только отречением от жаргонов, но и поможет сделать разговор более интересным.
- Перед тем, как употребить в речи ещё одно жаргонное слово, нужно сделать длинную паузу, а затем продолжить диалог. Вскоре Вы перестанете автоматически выдавать пагубно влияющие на Вас слова.
- После употребления жаргона заставьте себя отказаться от какой-либо вещи. Будь то доступ в Интернет на несколько дней или другое важное для Вас занятие.
- После употребления жаргонного слово нужно заставить себя отказаться от какой-либо вещи. Будь то доступ в Интернет на несколько дней или другое важное для Вас занятие.
- Необходимо попасть в «Высшее общество». Поверьте, Вы сами разучитесь жаргонить, только услышав развитый
лексикон этих персон.
- Нужно взглянуть на своё поведение со стороны.
Разве Вам так нравится, быть рабом своего языка?!
ВЫВОДЫ
- Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
- С помощью жаргонной лексики невозможно говорить о высоком, вечном, потому что большинство жаргонных слов и выражений имеют грубоватую, пренебрежительную, ироничную окраску.
- Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — это распространённое явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. В основе любых жаргонных, циничных выражений лежит слабость.
- Чрезмерное и бездумное употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет нашу разговорную речь.
- Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.
- Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды. Экология слова - есть сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты. И только литература, особенно русская, обладает высочайшим нравственным потенциалом, имеет не только познавательное, но и воспитательное значение.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!