СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская работа "Зимний сад"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Зимний сад" уточняет задачи для достижения цели проекта, определяет необходимые ресурсы (человеческие, материальные, информационные),срок исполнения, бюджет, ожидаемый результат проекта.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа "Зимний сад"»











Проект

Школьный зимний сад.









































Проект

Школьный зимний сад.



Руководители проекта: Самохин В.А., Гришанина М.М.

Партнёры:

  • Воспитанники школы-интерната.

  • Педагоги

Особенности проекта:

Большую часть года воспитанники проводят в помещении школы, поэтому необходимо украсить его вечнозелёными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Комнатные растения создают не только более уютную обстановку в школе, но и оказывают благотворное, а подчас и целительное воздействие на самочувствие учеников.

Таким образом, актуальность проекта заключается в том, что декоративные растения способствуют художественно-эстетической организации интерьера; выполняют санитарно-гигиенические и медико-биологические функции оздоровления среды (очищение и увлажнение воздуха, обогащение его кислородом, снижение содержания патогенной микрофлоры, погашение шума и т.д.); оказывает положительное психофизиологическое действие на человека, способствую отдыху от физических и нервных нагрузок.

Цель проекта: озеленение школьного интерьера с использованием комнатных растений и создание зимнего сада в школе, способствующих повышению экологической культуры школьников и оказывающего положительное психофизиологическое действие на учащихся и учителей.

Задачи проекта:

  • Изучить условия для осуществления проекта.

  • Изучить литературу по вопросу озеленения школьного интерьера.

  • Изучить состояние школьного интерьера.

  • Проанализировать уровень озеленения школьных коридоров.

  • Выявить влияние растений на организм человека.

  • Разработать план озеленения школьного интерьера.

  • Разработать дизайн зимнего сада.

  • Подобрать композиции растений для коридоров школы и зимнего сада.

Методы работы над проектом.

  • Изучение литературы.

  • Поиск материала в Интернете.

  • Сравнение, анализ.

  • Экскурсия в теплицу.

Деятельность по проекту:

  • Разработать эскиз оформления школьного коридора 2 этажа школы- зимнего сада.

  • Выбрать вазоны, кашпо, подставки под цветы.

  • Изучить литературу об обустройстве зимнего сада.

  • Подобрать литературу по уходу за комнатными растениями, цветами.

  • Увлечь за собой группу единомышленников, воспитанников нашей школы.

Время реализации проекта:

2017-2018 учебный год.

Условия для осуществления проекта:

В школе имеется центральное отопление, температурный режим в коридорах школы стабилен, лишь в зимнее время года, когда температура воздуха на улице достигает -30 градусов, температура воздуха в коридорах школы колеблется незначительно от 20 до 18 градусов. Стабильная температура воздуха в коридорах и рекреациях школы в среднем составляет 20 - 22 градусов, поэтому растения нуждаются в частом поливе и опрыскивании.

Таким образом, в школьных коридорах и фойе имеются все условия для озеленения интерьера, необходимо грамотно подойти к выбору комнатных растений и их группировке и эстетическому размещению.

Изучение литературы по вопросу озеленения школьного интерьера:

После изучения множества литературы по вопросу роли растений в дизайне школьного интерьера был проведён анализ помещений с точки зрения эстетического оформления. Оказалось, что в школе мало эффективных растений и размещены они не красиво. Поэтому необходимо увеличить число экземпляров комнатных растений, приобрести экзотические растения.

В коридорах воздушная среда далека от идеальной. Помимо обычной пыли, воздух помещений часто имеет повышенное содержание химических соединений, выделяемых стройматериалами. Использование даже самых современных технических средств очистки воздуха не всегда обеспечивают здоровую воздушную среду. Значительного улучшения состояния воздуха закрытых помещений можно добиться, озеленяя их определенными растениями. Под воздействием летучих выделений некоторых видов растений общее число микроорганизмов в помещение снижается на 70 – 80 %, что зачастую эффективнее технических средств очистки воздуха. В озеленение коридоров школы предпочтение отдаётся хлорофитуму, фиалкам, пеларгонии зональной, бегонии Клеопатра, лимон, герань Сильнопахнущая, гибискус «роза Китайская» и т.д.

Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона. С помощью цветов можно добиться и повышения влажности воздуха. Цветы, которым нужно много влаги, обычно возвращают её через листья, например, фиалка и сенполия гибридная.



Состояние школьного интерьера

Для более эффективной и интенсивной очистки воздуха в озеленении фойе, наряду с хлорофитумом, который растёт как почвопокровное растение в больших горшках, использованы такие растения как гибискус. Это довольно крупный куст, который в благоприятных условиях может достигать трёхметровой высоты. Его энергетика благотворно воздействует на печень и кровь человека. Китайская роза благоприятно воздействует на нервную систему и психику, повышает устойчивость к стрессам, наполняет помещение бодростью, энергией, стимулирует волю к труду, влияет на сердце. Считаем, что гибискус в интерьере нашей школы расположен правильно.

Фикус Бенджамина самое распространенное и очень популярное комнатное растение. Оно улучшает эмоциональную атмосферу, делает людей более доброжелательными друг к другу

Диффенбахия – это не только высокодекоративное растение, но и чрезвычайно полезное. Она очищает воздух от токсинов: формальдегида, ксилена, трихлорэтилена, бензола. Но следует помнить, что её сок, как и некоторых других растений, при попадании на кожу или слизистые оболочки может дать самую неожиданную реакцию (вызывает дерматит) предположительно из-за наличия игольчато-острых кристалликов оксалата кальция и ферментов.

Драцена деремкая снимает стрессы и гасит неоправданную спешку, поднимает энергетику человека, способствуя повышению оптимизма. Так же, она очищает атмосферу в классе от невидимой «пыли», которая образуется вокруг суетящегося, возбужденного человека.

Фикус каучуконосый - одно из самых распространенных и неприхотливых декоративно - лиственных растений. По своей энергетике фикус является уникальным. Его можно сравнить с «пылесосом», который поглощает в себя всю отрицательную энергию, все переживания, весь негатив. Считается, что фикус приносит счастье в дом тем, кто в нём живёт.

На втором этаже разместится аспидистра высокая и будут расти хлорофитумы в подвесных кашпо.

Зимний сад

На втором этаже школы место, которое как нельзя лучше подходит для создания Зимнего сада, где будут размещены растения, способствующие сохранению здоровья обучающихся нашей школы, т.е. успокаивающие нервную систему, повышающие тонус организма, а также убивающие микробы в воздухе помещения. Реализация нашего проекта в школе-интернате будет способствовать, повышению экологической культуры школьников, ответственного отношения к природе и пониманию её законов.

В Зимнем саду необходимо собрать такие растения, которые помогли бы учащимся сохранить свое здоровье. Ведь каждый из нас испытывал на себе влияние растений.

Считаем, что растения необходимо разделить на 2 группы:

1 группа – растения, которые обладали бы яркими декоративными признаками (крупные, интересно окрашенные листья, цветущие) т.к. вид этих растений поднимает настроение, снимает стресс, что имеет большое значение для здоровья.

2 группа – растения, выделяющие фитонциды.

Фитонциды содержат диффенбахия, жасмин, мята, кипарис, лаванда, розмарин, лавр благородный, столетник алоэ древовидное, каланхоэ перистое, хлорофитум, герань (пеларгония). Фитонцидными свойствами обладают и такие комнатные растения, как фикусы, плющи, драцены, аглаонемы. И, наконец, еще одна группа полезных, фитонцидных растений – кактусы и другие суккуленты

Фитонциды – это летучие целебные вещества, выделяемые растениями, убивающие токсины и болезнетворные микробы, которыми обычно полон воздух, поэтому в лесу так легко дышится. Одна из важнейших особенностей фитонцидов – специфичность их действия. Даже в микроскопических дозах они могут задерживать рост и размножение одних микроорганизмов, стимулировать рост других и играть существенную роль в регулировании состава микрофлоры воздуха, почвы и воды.

Размещение растений. При размещении коллекции в Зимнем саду мы будем решать две задачи – создать наиболее благоприятные условия для растений и оформить интерьер, благотворно действующий на психологическое здоровье школьников. Мы разместим растения тропиков и субтропиков, а также засухоустойчивые растения, выделяющие эфирные масла, полезные для школьников.

Ассортимент тропических растений зимнего сада составят: аглаонемы, алоказия, антуриумы, бальзамин, бегония, гибискусы, глоксиния, диффенбахии, драцена, кордилина, жасмин сомбак, зигокактус, калатея, колеус, лианы, монстера, пальмы, папоротники, сингониум, фикусы, хойя, хлорофитум, маранта, фиалки, фуксии и другие декоративно-лиственные и цветущие комнатные растения.

Ассортимент субтропических растений составят: аспидистра, гибискус, камелия, камнеломка, кротон, лавр, лимон, мирт, папоротники, плющ (хедера), самшит, фатсия, фуксия, хлорофитум, циссус, роициссус, шефлера и др.

Эффектно выглядит сочетание вечнозелёных тропических и субтропических растений таких, как фикус, кротон, лимон, лавр, пальма, папоротник, аспарагус, агава, колеус.

В нашем зимнем саду будут расти и ампельные растения, которые образуют каскад побегов, спадающих из цветочного горшка, у некоторых ампельных эти побеги достигают 1м и более. Как правило, их подвешивают на стены, окна и т.д. К ампельным растениям относятся традесканция, аспарагус, хлорофитум, плющь и некоторые папоротники и многие другие.

С плющами, циссусами и роециссусами поспорят такие эффектно цветущие лианы, как жасмин самбак, многие виды пассифлоры. Безусловной царицей субтропического сада является азалия.

Зимний сад – это искуственный ландшафт, поэтому его создание требует не только знания биологии растений, но и основ ландшафтного дизайна. Конечно, главный декоративный элемент зимнего сада – растения. Но для подчеркивания их красоты, создания рельефа, используются также и другие материалы – природный и искусственный камень, декоративная галька, сухие стволы деревьев, коряги. Это не просто декоративные элементы, а поддержка и опора для экзотических растений. Естественнее выглядит среди камней и коряг и такие растения, как эпифитные орхидеи, папоротники, многие ампельные растения нуждаются в деревянных опорах.

Очень важны всевозможные аксессуары, фонтанчики, светильники для освещения и аквариум с рыбками.

Основными характеристиками зимнего сада должны являться безопасность конструкции, защищенность внутреннего пространства от охлаждения и от перегрева, жесткость и прочность каркаса, оптимальное светопропускание.

Предлагаем для цветника использовать крупные и мелкие камни различных форм, сыпучие материалы для засыпки поверхностей (щебень, гальку, кирпичную крошку, керамзит, песок), кустарники, травянистые растения всех групп, а также некоторые малые архитектурные формы (перголы, шпалеры, скамейки и др). Количество материалов и их соотношение определяются индивидуально для каждой композиции.

Каменная кладка, мы считаем, самое удачное решение для стен рокария, окружающих зимний сад. При поливке такие стены, задерживающие испарение, намокают, влага лучше сдерживается и более равномерно распределяется.

Необходимо сделать искусственное освещение, которое позволит создавать интересные визуальные эффекты и компенсировать недостающее естественное освещение. Хорошо зарекомендовавшая себя для зимних садов комбинация люминисцентных ламп и 10% света ламп накаливания должна сочетаться с естественным освещением.

Эффект естественного освещения можно также увеличить путем применения зеркал, которые могут украсить сад и обеспечить более равномерное распределение света.

Проект Зимнего сада будет создан с учетом технических возможностей школьного помещения, теплового и светового режимов, а также имеющихся растений, их лечебных свойств и совместимости, поэтому является практически выполнимым.

Реализация проекта послужит созданию опытной площадки для кружков экологической направленности.

Композиции из фитонцидных растений помогут нам меньше болеть, сохранят и укрепят здоровье, избавят от стрессовых состояний и увеличат работоспособность. Для того чтобы фитокомпозиция оказывала общее оздоровительное воздействие и очищала воздух от патогенных микробов, нужно

использовать оригинальное сочетание алоэ древовидного или каланхоэ перистого с различными формами хлорофитума.

Самое главное, в составлении из растений нужно учитывать наличие разных форм, окраски листьев и высоту растений.

Показатели декоративности:

 Общая высота растений(см)

 Длина листа (см)

Форма листовой пластинки

 Степень рассеченности листвой пластинки

 Поверхность и окраска листа

Форма и окраска листьев имеют эмоционально-ассоциативное воздействие на человека при визуальном восприятии. Холодные темные тона (темно-зеленый, зелено-синий) подавляют раздражение, но в то же время действуют изолирующее, даже несколько мрачно:

 красные тона- повелевающие, требующие и подавляющие;

 темно-красные цвета смягчают эффект возбудимости:

 зеленый и оливковый-покой;

На основании этих ассоциаций листва ажурная светло-зеленая и пестрая получают больший балл декоративности, чем густая и плотная темно-зеленая и коричнево-красная.

Составляя композицию, необходимо определить её наибольшую высоту и количество растений. Конкретные виды растений подбирают по клеткам сначала самые высокие, затем дополняют их видам из ниже расположенных горизонтальных рядов до нужного количества. Начинать подбор растений можно из любого горизонтального ряда, это определяется необходимой наибольшей высотой композиции, но при дальнейшем подборе растений не рекомендуется перескакивать через ряды, иначе в композиции создается дисгармония растений по высоте, воспринимающаяся визуально как пустое пространство между растениями.

Следует также избегать подбора растений из одного горизонтального ряда. В этом случае фитокомпозиция будет разнообразной по формам и окраске листьев, но метрической – одинаковой по высоте элементов, визуально она будет восприниматься как статичная форма – неподвижная, замкнутая. С эстетической точки зрения статичные фитокомпозиции менее художественны, чем динамичные. Применение их в интерьерах ограничено, в основном в форме статичных композиций создаются декоративные газоны и бордюры. Например: темная зелень аспидистры уравновешивается пестрой и красной окраской листьев бегонии и ирезине. В данной композиции соблюдены необходимые пропорции растений по высоте, различные по размерам и форме листья также создают гармоничное сочетание.



СМЕТА



п.п.

Материалы

Ед

Стоимость


1

Земля для растений

20

7000


2

Семена комнатных декоративно - цветущих растений

5

750


3

Жидкие удобрения

4

1000


4

Комнатные цветы

10

30000


5

Перголы и шпалеры

4

3600


6

Лейка для полива цветов

2

1000


7

Искусственный облицовочный камень

6 кв. м

6400


8

Кирпич,кафель,песок

200 шт

3000








9

Крупные и мелкие камни различных форм
(щебень, галька)

6 м3

1300


ИТОГО

54050






п.п.

Мероприятия

Затраты

Срок выполнения

Ответственный

1.

Уход за комнатными растениями, полив, рыхление, подкормка, опрыскивание.


В течение года

"Зеленый патруль"

2.

Черенкование и размножение комнатных растений.


Февраль

Учителя труд.обучения

3.

Пересадка и перевалка растений. Посадка укорененных черенков.


Март-апрель


4.

Установка бордюров для зимнего сада и у южного окна коридоров школы.


октябрь

Самохин В.А.

5.

Приобретение крупных и мелких камней различных форм (щебень, галька)


Август

Завхоз

6.

Оформление дизайна коридора 2 этажа - зимнего сада.


Октябрь-декабрь

Самохин В.А.

Гришанина М.М.

Воспитанники-участники проекта