Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
Рекомендовано к утверждению на заседании МО учителей русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания руководитель МО _________ Л.А. Бекетова Протокол № ___ от _______ 2015 г. | СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР __________ Т.И. Надеина «___» ________ 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МКОУ «Кировская СОШ» __________ В.Г. Пигорева Приказ № от 31.08. 2015 г. |
Рабочая программа
проектно-исследовательской деятельности
«Искусство устной и письменной речи»
по русскому языку
11 класс
2015 – 2016 учебный год
Разработал учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории: Бекетова Людмила Александровна
I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Искусство устной и письменной речи» для учащихся 11-х классов составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).
Учебного плана МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на текущий учебный год.
Авторской программы элективного курса С.И. Львовой «Искусство устной и письменной речи для 10-11 классов».- М.: Мнемозина, 2009г.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 11-х классов по курсу «Искусство устной и письменной речи».
Курс рассчитан на один год обучения - 34 часа.
Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной письменно форме. В связи с этим старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступлении, доклад); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связанность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные); уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения. И наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Теоретической основной формирования коммуникативных умений является описание собственной каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается чаще обращаться к такой форме обучения, как семинар. Он может быть организован как заслушивание и последующее обсуждение подготовленных старшеклассниками проектов по определённой теме (лингвистической, литературоведческой). Работая над таким выступлением, ученик самостоятельно (но, разумеется, под руководством учителя) и последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания: выбор темы и её анализ; систематизация собранного материала и составление плана; отбор наиболее точных уместных и выразительных средств для точной передачи мысли в письменной речи (проект) и устной речи (выступление, доклад).
Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое и др.), что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном ( книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.
Предполагается активное использование интернет - ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации материала по выбранной учеником теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить учеников с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего в новых информационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст является объектом интернет - чтения, а это означает, что школьник должен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки интернет -публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только получать разнообразную информацию, но и общаться в виртуальном пространстве. Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, интернет -ресурсов.
Таким образом, элективный курс поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть различными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс(чат), обмен файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебники, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразные задания коммуникативного характера и справочный материал.
Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, аргументированный анализ (рецензия) услышанного доклада, поиски уместных цитат из различных источников, подтверждающих или опровергающих определённые положения докладчика, способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности
В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно – коммуникативную деятельность : целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели; развёрнутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др. ); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание¸ монолог, дискуссия, полемика ) следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Темы проектов:
Слово в художественном тексте.
Не все ли равно, как мы говорим?
Ораторами не рождаются. Некоторые приемы ораторского искусства.
Игры со словом. Каламбуры уместные и неуместные.
В творческом поиске. Как работали над словом классики русской литературы.
Тематическое планирование 11 класс
№ п\п | Раздел, подраздел | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма контроля |
1. | Сбор материала для письменного и устного высказывания | 5 | 2 | 3 | Исследовательская работа |
2. | Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании | 7 | 3 | 4 | Исследовательская работа |
3. | Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств | 6 | 4 | 2 | Исследовательская работа |
4. | Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя | 6 | 1 | 5 | Исследовательская работа |
5. | Публичная защита проекта | 10 | 2 | 8 | Проект |
| Итого: | 34 | | | |
Календарно – тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Форма организации урока | Дата | Коррекция |
| Сбор материала для письменного и устного высказывания | 5 | | | |
1. | Выбор темы проекта и обдумывание основной мысли. | 1 | Лекция. | | |
2. | Работа над содержанием речи. Анализ литературы. | 1 | Конспект. | | |
3. | Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах. | 1 | Исследовательская работа | | |
4. | Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы. | 1 | Исследовательская работа | | |
5. | Способы цитирования. | 1 | Лекция | | |
| Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании | 7 | | | |
6. | Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления. | 1 | Лекция. | | |
7. | Основная часть речевого высказывания. Логические формы и приёмы изложения. | 1 | Конспект. | | |
8. | Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов. | 1 | Исследовательская работа. | | |
9. | Заключение и основная мысль текста. Функции заключения, варианты заключений. | 1 | Исследовательская работа. | | |
10 | Смысловые части письменного текста и абзац. | 1 | Лекция | | |
11 | Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте. | 1 | Лекция. | | |
12 | Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли. | 1 | Исследовательская работа. | | |
| Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств | 6 | | | |
13 | Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию. | 1 | Исследовательская работа. | | |
14. | Языковая норма и её признаки. Орфоэпические и интонационные нормы. | 1 | Лекция | | |
15. | Лексические и стилистические нормы. | 1 | Лексика. | | |
16. | Морфологические и синтаксические нормы. | 1 | Лекция | | |
17. | Правописные нормы. Вариативность норм. | 1 | Лекция | | |
18. | Нормативные словари современного русского языка и справочники. | 1 | Исследовательская работа. | | |
| Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя | 6 | | | |
19. | Выразительность речи. | 1 | Семинар-практикум | | |
20. 21. | Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи. | 2 | Семинар-практикум | | |
22. | Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя. | 1 | Урок-игра | | |
23. | Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя. | 1 | Семинар-практикум | | |
24. | Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. | 1 | Лекция | | |
| Публичная защита реферата | 10 | | | |
25. | Психолого-физиологическая подготовка к выступлению. | 1 | Лекция. | | |
26. | Психологическая готовность к трудностям публичного выступления. | 1 | Практикум. | | |
27. | Основные критерии оценки выступления на защите реферата. | 1 | Лекция | | |
28. | Содержательность и соответствие нормам. | 1 | Конспект. | | |
29. | Выразительность речи. | 1 | Исследовательская работа. | | |
30. | Успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата. | 1 | Исследовательская работа. | | |
31. | Защита проекта. | 1 | Зачёт. | | |
32. | Защита проекта. | 1 | Зачёт. | | |
33. | Защита проекта. | 1 | Зачёт. | | |
34. | Итоговое занятие. | 1 | | | |
III.Содержание обучения и требования к подготовке учащихся
Содержание обучения и требования к подготовке учащихся по элективному курсу в полном объёме совпадают с содержанием обучения и требованиями авторской программы С.И.Львовой «Искусство устной и письменной речи» для 10 - 11 классов.
Прогнозируемые результаты
Элективный курс «Искусство устной и письменной речи» поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения (электронная почта, электронная конференция, чат, обмен файлами и др.).
В результате обучения старшеклассники получат возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
IV. Литература
Для учащихся
Баранов А.Н. Я вас слушаю. – М., 1990.
Вагаков Д. Риторика. – М., 2001.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1989.
Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983
Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? – М., 1991.
Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. – М., 1992.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.
Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1988
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1983
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.
Словари
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004
Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. – М., 2003.
Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В.В. Иванова. – М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. – М., 1984.
Для учителя
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.
Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. – М., 1989.
Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1983
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.
Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989.
Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – М., 1992.
Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.
Казарцева О.М. Культура речевого оющения: теория и практика обучения. – М., 1998.
Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной Е.Н. Ширяева. – М., 1998.
Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986.
Ладыженская Т.А. Риторика в школе и в жизни. – М., 2001.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 1991.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.
Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1995
Стернин И.А. Коммуникативные ситуации. – Воронеж, 1993.
Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2004.
Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб., 1996.
21