СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследователская деятельность «Искусство устной и письменной речи» по русскому языку в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса заключается в совершенствовании  и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной письменно форме. В связи  с этим старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступлении, доклад); осуществлять  выбор  и организацию  языковых средств  в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией  общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание,  рассуждение)  и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление  и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,  соблюдать  нормы построения текста (логичность, последовательность, связанность,  соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать  в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные); уместно  использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения. И наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические  и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные  тексты. Теоретической основной   формирования коммуникативных  умений  является описание собственной  каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследователская деятельность «Искусство устной и письменной речи» по русскому языку в 11 классе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области





Рекомендовано к утверждению на заседании МО учителей русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания

руководитель МО

_________ Л.А. Бекетова

Протокол № ___

от _______ 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР


__________ Т.И. Надеина

«___» ________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор

МКОУ «Кировская СОШ» __________ В.Г. Пигорева


Приказ №

от 31.08. 2015 г.








Рабочая программа

проектно-исследовательской деятельности

«Искусство устной и письменной речи»

по русскому языку

11 класс

2015 – 2016 учебный год










Разработал учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории: Бекетова Людмила Александровна











I. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Искусство устной и письменной речи» для учащихся 11-х классов составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

  • Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).

  • Учебного плана МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на текущий учебный год.

  • Авторской программы элективного курса С.И. Львовой «Искусство устной и письменной речи для 10-11 классов».- М.: Мнемозина, 2009г.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 11-х классов по кур­су «Искусство устной и письменной речи».

Курс рассчитан на один год обучения - 34 часа.

Цель курса заключается в совершенствовании и развитии навыков порождения содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной письменно форме. В связи с этим старшеклассники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступлении, доклад); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связанность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Кроме того, ученики должны научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, правописные, этикетные); уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения. И наконец, учащиеся должны осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Теоретической основной формирования коммуникативных умений является описание собственной каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.

Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается чаще обращаться к такой форме обучения, как семинар. Он может быть организован как заслушивание и последующее обсуждение подготовленных старшеклассниками проектов по определённой теме (лингвистической, литературоведческой). Работая над таким выступлением, ученик самостоятельно (но, разумеется, под руководством учителя) и последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания: выбор темы и её анализ; систематизация собранного материала и составление плана; отбор наиболее точных уместных и выразительных средств для точной передачи мысли в письменной речи (проект) и устной речи (выступление, доклад).

Программа нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (ознакомительное, просмотровое, изучающее, реферативное, поисковое и др.), что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном ( книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.
Предполагается активное использование интернет - ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации материала по выбранной учеником теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления. В связи с этим целесообразно познакомить учеников с основными признаками гипертекста, который широко представлен в информационную эпоху прежде всего в новых информационных и коммуникационных технологиях. Именно гипертекст является объектом интернет - чтения, а это означает, что школьник должен овладеть специфическими навыками информационно-смысловой переработки интернет -публикаций, научиться пользоваться разнообразными гипертекстовыми контекстными ссылками, понимать смысл графических выделений, что формирует способность не только получать разнообразную информацию, но и общаться в виртуальном пространстве. Нужно иметь в виду, что успешное овладение чтением как видом речевой деятельности обеспечивает и результативное использование элементарных форм дистанционного обучения с использованием гипертекстовых электронных справочников, электронных учебников, интернет -ресурсов.
Таким образом, элективный курс поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения. Старшеклассник должен по возможности овладеть различными формами такого общения: электронная почта, электронная конференция, виртуальный класс(чат), обмен файлами и др. Кроме того, целесообразно привлекать в работе гипертекстовые электронные учебники, которые содержат задания на самопроверку и интерактивные тексты, разнообразные задания коммуникативного характера и справочный материал.

Прослушивание на занятии доклада одноклассника, осмысление услышанного, фиксация на письме основных положений выступления в виде таблицы, плана, схемы, конспекта, аргументированный анализ (рецензия) услышанного доклада, поиски уместных цитат из различных источников, подтверждающих или опровергающих определённые положения докладчика, способствует комплексному совершенствованию всех видов речевой деятельности

В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно – коммуникативную деятельность : целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели; развёрнутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др. ); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание¸ монолог, дискуссия, полемика ) следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.







Темы проектов:

  1. Слово в художественном тексте.

  2. Не все ли равно, как мы говорим?

  3. Ораторами не рождаются. Некоторые приемы ораторского искусства.

  4. Игры со словом. Каламбуры уместные и неуместные.

  5. В творческом поиске. Как работали над словом классики русской литературы.




Тематическое планирование 11 класс


№ п\п

Раздел, подраздел

Кол-во часов

Теория

Практика

Форма контроля

1.

Сбор материала для письменного и устного высказывания


5

2

3

Исследовательская работа


2.

Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании

7

3

4

Исследовательская работа

3.

Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств


6

4

2

Исследовательская работа

4.

Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

6

1

5

Исследовательская работа


5.

Публичная защита проекта

10

2

8

Проект


Итого:

34







Календарно – тематическое планирование 11 класс



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Форма организации

урока

Дата

Коррекция


Сбор материала для письменного и устного высказывания


5




1.

Выбор темы проекта и обдумывание основной мысли.

1

Лекция.




2.

Работа над содержанием речи. Анализ литературы.

1

Конспект.



3.

Сопоставление собственного взгляда с мнениями, отражёнными в прочитанных текстах.

1

Исследовательская

работа



4.

Прямое и обратное доказательство. Тезисы и аргументы.

1

Исследовательская

работа



5.

Способы цитирования.

1

Лекция




Развитие основной мысли в письменном и устном высказывании

7




6.

Вступление как способ введения основной мысли. Виды и формы вступления.

1

Лекция.



7.

Основная часть речевого высказывания. Логические формы и приёмы изложения.

1

Конспект.



8.

Виды аргументов, правила и способы аргументации, убедительность аргументов.

1

Исследовательская

работа.



9.

Заключение и основная мысль текста. Функции заключения, варианты заключений.

1

Исследовательская

работа.



10

Смысловые части письменного текста и абзац.

1

Лекция



11

Языковые средства, подчёркивающие движение мысли в письменном тексте.

1

Лекция.



12

Специфические средства устной речи и использование их для точной передачи мысли.

1

Исследовательская

работа.




Точность и правильность письменного и устного высказывания, уместность используемых средств


6




13

Точность передачи мысли как важное требование к устному и письменному высказыванию.

1

Исследовательская

работа.



14.

Языковая норма и её признаки. Орфоэпические и интонационные нормы.

1

Лекция




15.

Лексические и стилистические нормы.

1

Лексика.



16.

Морфологические и синтаксические нормы.

1

Лекция




17.

Правописные нормы. Вариативность норм.

1

Лекция




18.

Нормативные словари современного русского языка и справочники.

1

Исследовательская

работа.




Средства эмоционального воздействия на читателя и слушателя

6




19.

Выразительность речи.

1

Семинар-практикум



20.

21.

Стилистические фигуры и особенности их использования в письменной речи.

2

Семинар-практикум



22.

Графическое оформление текста как средство эмоционального воздействия на читателя.

1

Урок-игра



23.

Жест, мимика, тон, темп высказывания как средства эмоционального воздействия на слушателя.

1

Семинар-практикум



24.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.


1

Лекция





Публичная защита реферата

10




25.

Психолого-физиологическая подготовка к выступлению.

1

Лекция.



26.

Психологическая готовность к трудностям публичного выступления.

1

Практикум.



27.

Основные критерии оценки выступления на защите реферата.

1

Лекция




28.

Содержательность и соответствие нормам.

1

Конспект.



29.

Выразительность речи.

1

Исследовательская

работа.



30.

Успешность речевого взаимодействия с участниками обсуждения реферата.

1

Исследовательская

работа.



31.

Защита проекта.

1

Зачёт.



32.

Защита проекта.

1

Зачёт.



33.

Защита проекта.

1

Зачёт.



34.

Итоговое занятие.

1








III.Содержание обучения и требования к подготовке учащихся


Содержание обучения и требования к подготовке учащихся по элективному курсу в полном объёме совпадают с содержанием обучения и требованиями авторской программы С.И.Львовой «Искусство устной и письменной речи» для 10 - 11 классов.



Прогнозируемые результаты


Элективный курс «Искусство устной и письменной речи» поможет поднять общекультурный уровень современного школьника, чтобы он мог продолжить обучение в образовательном учреждении высшей школы, владея новыми информационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое внимание на занятиях должно уделяться формированию коммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивного общения (электронная почта, электронная конференция, чат, обмен файлами и др.).

В результате обучения старшеклассники получат возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.


IV. Литература

Для учащихся

Баранов А.Н. Я вас слушаю. – М., 1990.

Вагаков Д. Риторика. – М., 2001.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1989.

Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983

Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? – М., 1991.

Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.

Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. – М., 1992.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 1988

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1983

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.


Словари

Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004

Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. – М., 2003.

Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В.В. Иванова. – М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В. Панов. – М., 1984.


Для учителя

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

Безменова Н.А. Теория и практика риторики массовой коммуникации. – М., 1989.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1983

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989.

Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – М., 1992.

Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.

Казарцева О.М. Культура речевого оющения: теория и практика обучения. – М., 1998.

Культура русской речи/ Под ред. Л.К. Граудиной Е.Н. Ширяева. – М., 1998.

Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986.

Ладыженская Т.А. Риторика в школе и в жизни. – М., 2001.

Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М., 1991.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.

Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1995

Стернин И.А. Коммуникативные ситуации. – Воронеж, 1993.

Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2004.

Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб., 1996.














21