Учитель истории и обществоведения Шавлюкевич Александр Владимирович
- Закончил МГПИ им. М.Горького в 1982году, исторический факультет.
- Стаж работы по специальности-31 год, 11 месяцев и 17 дней
- Квалификационная категория - высшая учителя и высшая руководителя кружка (туризм)
- Делегат I съезда учителей Республики Беларусь
Проектный метод как средство развития и самореализации личности.
Понятие технологии
- Метод – путь, способ организации познавательной деятельности учеников
- Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам
- «Технология» - греч. «учение о педагогическом искусстве, мастерстве»
- Методика – как?
- Технология - как это сделать оптимально?
Технология современного проектного обучения
- «ПРОЕКТ» - лат. «брошенный вперед»
- Разработка и создание учеником под контролем учителя нового продукта, имеющего практическое значение, с последующим публичным его предъявлением
Сущность проектного обучения
Сущность проектного обучения
- Метод проектов — это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного похода , который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами.
Преимущества проектной технологии
- Цель - развитие творчества ученика
- Мотивация успеха
- Активные методы обучения (беседа, диспут, совместный поиск)
- Самостоятельность в приобретении знаний, освоении способов познания мира
- Групповые и индивидуальные формы организации деятельности
- Учитель – помощник, советчик, консультант, координатор
- Результат – творческая самореализация учащегося
Классификация проектов
По виду деятельности
- Социально значимые
- Исследовательские
- Информационные (обработка статистики)
- Творческие (практико-ориентированные)
- Педагогические
По затратам времени
- Краткосрочные (2-6ч)
- Среднесрочные (12-15ч)
- Долгосрочные (четверть, полугодие, год)
По количеству участников
По предметно содержательной области
- Монопроекты (по одному предмету)
- Межпредметные проекты
Дидактические принципы проектного обучения
- Принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.
- Принцип кооперации. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности;
- Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый школьник, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющиеся у него собственный опыт и знания;
- Принцип учета индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;
Дидактические принципы проектного обучения
- Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнеров в разработке проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности;
- Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат;
- Принцип трудной цели. Этот принцип важно учитывать, поскольку легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.
Этапы реализации проекта
Разработка проекта
Создание (изготовление проекта)
Презентация (защита) проекта
Планирование Исследование
- Важнейшая задача на данном этапе — создание проектных групп, которые будут выполнять части общего проекта, и индивидуальных исполнителей проектов, уточнение исходной информации, обсуждение тем, формулирование задач, определение способов взаимодействия, график работы, прогнозирование конечного результата
- На этом этапе распределяются роли и функции в группах..
- Самостоятельная работа участников по своим индивидуальным или групповым частям проекта и планам. Для поиска информации ребята проводят анкетирование, устные опросы, изучают литературные источники, широко используют возможности Интернета; собирают и систематизируют данные. Учитель осуществляет координацию деятельности групп, организует промежуточные обсуждения полученных данных в группах, проводит индивидуальные и групповые консультации. Могут использоваться консультации других специалистов.
Анализ и обобщение
Представление проекта
- На этом этапе учащиеся готовят индивидуальные, групповые отчеты . Примерная структура отчета такая:
- Титульный лист (название школы, класс, авторы, название проекта, научный руководитель, год). Оглавление. Введение (краткая аннотация с обоснованием актуальности проблемы, по которой выполнялся проект, и изложение основных положений проекта). Основная часть действия, методы, промежуточные результаты. Заключение (выводы то всей работе). Список использованной литературы. Приложения: фотографии, схемы, карты, таблицы, графики и др. Сведения об авторах и роли каждого из них.
- Титульный лист (название школы, класс, авторы, название проекта, научный руководитель, год).
- Оглавление.
- Введение (краткая аннотация с обоснованием актуальности проблемы, по которой выполнялся проект, и изложение основных положений проекта).
- Основная часть действия, методы, промежуточные результаты.
- Заключение (выводы то всей работе).
- Список использованной литературы.
- Приложения: фотографии, схемы, карты, таблицы, графики и др.
- Сведения об авторах и роли каждого из них.
- Авторы проектов представляют свои проекты, о причинах выбора именно этой темы для работы,оценивают результат своей работы, указывают на трудности в работе при создании проекта.
Роль учителя в проектном обучении
- В проектном обучении учитель становится организатором деятельности учащихся и их консультантом. Успешная реализация технологии проектного обучения возможна, если учитель организует соответствующие педагогические условия :
1. Создает проблемную ситуацию , которая позволяет сформулировать актуальную и интересную учащимся тему для изучения и исследования.
2. Представляет школьникам возможность для выбора темы проекта, а также возможность индивидуально или в кооперации с другими планировать работу, реализовывать свой проект.
3. Организует распределение подтем по группам, ролей и функций в группе . Эти роли могут быть следующими: организатор, теоретик, программист, сценарист, “интернетчик”, видеооператор, экспериментатор, оформитель, докладчик и т.п. Наличие ролей не исключает, а наоборот подразумевает сотрудничество ребят в проектной группе, а также с другими группами.
Бриллиант, который ни разу не был продан
Учебный проект учащихся 7 «А» класса
Ванягиной Анастасии,
Кравцовой Виктории,
Николаенко Ильи.
Цели проекта
- Расширить знания учащихся по истории Востока Позднего Средневековья;
- Развивать умения и навыки учащихся собирать и обрабатывать информацию из различных источников;
- Воспитывать чувство уважения к культурно-историческому наследию человечества.
Планируемый результат
- Создание на основе собранной информации ММП;
- Представление ММП на уроке истории в 7 классе
Сроки выполнения проекта
Алмаз Кохинор Индийская притча
Однажды, копаясь на своём участке, крестьянин нашёл камушек. Камушек выглядел очень красивым, и крестьянин подумал, что он мог бы понравиться его детям. Они могли бы играть с ним, ведь он такой красивый, — поэтому он принёс камушек домой.
Дети — везде дети! Они играли с камушком до тех пор, пока он им не надоел, после чего оставили на окне и забыли про него.
Один монах, странствующий саньясин, проходя через горы, искал себе ночлег, и крестьянин пригласил его к себе домой. Саньясин принял пищу, предложенную хозяином, после чего они поболтали, так как саньясин был путешественником и знал множество новостей обо всём на свете. И, как бы между прочим, саньясин сказал:
— Что ты тут делаешь? Я знаю место, где можно найти алмазы прямо на берегу реки. И, приложив немного труда, ты мог бы сказочно разбогатеть. Работая же на своей земле в поте лица, ты всю жизнь будешь трудиться. Зачем тратить жизнь впустую?
На следующее утро саньясин ушёл, но в ум крестьянина он заронил надежду, которая переросла в желание, полностью захватившее бедняка. Не зная, что это за река, он продал свой участок и пустился на поиски. На прощание он сказал жене и детям:
— Вы должны подождать меня, самое большее, лет пять, и я вернусь богатым!
Он усердно трудился, но и через пять лет не нашёл того места, где алмазов было бы так много, что добывать их не составило бы труда. Однако за эти пять лет он твёрдо и чётко усвоил, что такое алмаз.
И вот, когда он вернулся домой и приблизился к своей хижине, то не поверил глазам — редчайший и величайший алмаз, который можно было вообразить, лежал, заброшенный и забытый всеми, на подоконнике его дома.
И тогда он вспомнил, как его нашёл.
Сокровище великих монголов
- Алмаз захватил у семьи местного раджи в индийском городе Агре (приблизительно в 1526 году) сын потомка Тимура и основателя династии Великих Моголов Бабура – Хумаюн, который находился при армии отца лишь в качестве наследника престола. Поэтому иногда говорят, что камень захватил Бабур.
Сначала могольские правители Индии носили алмаз на своем тюрбане, а затем он был вмонтирован в золотой т.н. «Павлиний трон» изготовленный для одного из самых известных могольских императоров - Шах Джахана, строителя нынешнего архитектурного символа Индии - Тадж-Махала.
Спустя почти сто лет бриллиант на некоторое время покидает Индию, захваченный персидским правителем Надир Шахом, который и дал ему его имя. В это время камень уже вытащили из отделки «Павлиньего трона». Тем не менее, в Персию и камень, и трон попали вместе в обозе Надир-Шаха.
Оригинальный «Павлиний трон», ставший одним из легендарных символов персидской монархии и изготавливаемый позднее в копиях, со временем был разобран и продан по частям в результате персидских междоусобиц, а Кохинор (Кох-и-Нур), в отличие от трона, не был потерян. К амень нашел на теле мертвого Надир-Шаха после междоусобной битвы 1747 года Ахмад-Шах (также известен как Ахмад-Шах Абдали) - основатель афганской пуштунской монаршей династии Даурани (в другом принятом в русском языке написании – Дуррани, анг. Durrani). Другие источники говорят, камень был отдан Ахмад-Шаху наследником Надир-Шаха.
После завоевания Индии англичанами н аследник Ранджита Сингха – Далип Сингх, лишившийся своего государства, 29 марта 1849 года передал Кохинор (Кох-и-Нур) английской королеве Виктории.
3 июля 1850 года драгоценности были преподнесены королеве Виктории. Камень, однако, показался королеве очень невзрачным, поэтому она отдала его на переогранку амстердамскому огранщику алмазов Воорзангеру. Ювелир был занят по двенадцать часов в день, и работа продолжалась полтора месяца. В результате алмаз потерял еще восемьдесят каратов, так что теперь он весит 106 каратов.
Камень был вставлен в Малую корону Британской империи. Королева Виктория говорила,что Индия является самым дорогим бриллиантом в короне Британской империи, однако сама Виктория, по словам современников, была настоящим украшением
Кох-и-Нура.
- «Природа почти всегда создает таланты всякого рода. Надо только поощрять их и давать им применение».
Вольтер