СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектные технологии как один из способов реализации ФГОС ООО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является  проектная технология. 

Просмотр содержимого документа
«Проектные технологии как один из способов реализации ФГОС ООО»

МАОУ СОШ № 74

г.Екатеринбург

Учитель Косухина

Татьяна Ивановна

Статья

«Проектные технологии как один из способов реализации ФГОС ООО».

     Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика

 Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Также изменяются и технологии обучения.

Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является  проектная технология. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний  и повышения  качества обучения.

. Метод проектов - один из главных методов, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы.

В основе реализации проектной деятельности обучающихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно – ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые подходы.

В таком случае возникает важный вопрос: как практически формировать проектную культуру обучающихся при реализации ФГОС?

Учебный проект для ученика – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, паре или индивидуально, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.

В 5 «А» классе обучающиеся работали над выбранной темой проекта с начала учебного года. Вот примерные темы предложенных проектов для обучающихся 5-ого класса (ученик вправе выбрать свою, не из списка, тему проекта).

Русский язык:

Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»…

Вопросы экологии языка в современном мире.

В.И. Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка».

Выдающиеся учёные-лингвисты.

Жизнь и работа «пришельцев» (заимствованных слов) в русском языке.

Имена собственные в пословицах и поговорках.

История падежей. Предлоги и падежи.

Как учили грамоте на Руси.

Лингвистические ошибки вокруг нас.

Лингвистическая география. Сколько языков в мире?

Люди и рукописи.

Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.) в русском языке и связь их со словами языков-первооснов.

Некоторые вопросы культуры речи современного русского языка.

Отражение языческого мировоззрения славян в языке (фразеологии, пословицах, поговорках, ономастике).

Представления древних славян о времени и их отражение в языке и литературе.

Представления древних славян о цвете и их отражение в языке и литературе.

Склонения в древнерусском языке.

Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.

Слова-пустышки.

Что такое хорошая речь?

Литература:

Добро и зло в русской литературе.

Изображение национального характера в народных сказках.

Искусство создания книги.

Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.

Кот в мировой литературе.

Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.

Образ птицы: от мифа к поэзии.

Образ кота в русском фольклоре.

Тема памятника в русской литературе.

Тема семьи в пословицах и поговорках.

Тема добра и зла в литературе.

Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.

Как Интернет влияет на язык?

Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.

Молодежный жаргон в речи современных школьников.

Мусорный язык рекламы.

Особенности языка СМС сообщений..

Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).

СМС как современный эпистолярный жанр.

Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).

Читательское досье моего класса.

Что читает наше поколение?



Обучающиеся чётко усваивают пять слагаемых успеха:

- интересная тема, идея;

- проблема, которая меня волнует;

- оригинальный заголовок;

- убедительная аргументация (исследования);

-правильное оформление



Этапы работы над проектом

 

Этапы

Деятельность учащихся 

Деятельность учителя  

Организационно-

подготовительный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.

 Поисковый

Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью,проведение анкетирования, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы (если это необходимо)

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Итоговый

Оформление проекта, подготовка к защите.

Подготовка выступающих, помощь  в оформлении проекта.

Рефлексия

Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»

Оценивание каждого участника проекта (Оценивается отбор материала и умение учащихся его оформить, публично представить и защитить.

 

Необходимо отметить, что из класса примерно половина работали (парно, индивидуально) над проектами по русскому языку или литературе (остальные – по другим предметам).

Вот темы готовых проектов, которые были представлены классу и оценены обучающимися:

- Как учили грамоте на Руси;

- Палиндром как языковое явление;

- Слова – пустышки;

- Волшебные предметы в русских народных сказках;

- Искусство создания книги;

- Кот в мировой литературе;

-Подробное досье: что читает мой класс

- Пословицы и поговорки. Их значимость в современной жизни;

- Что читает наше поколение;

- О семье в пословицах и поговорках;

- Добро и зло в литературных произведениях.



В декабре 2016 г. по традиции в школе проходила научно – практическая конференция, на которой были представлены проекты пятиклассников:

- Как учили грамоте на Руси;

- Палиндром как языковое явление.

Проект «Палиндром как языковое явление» рекомендован для районной НПК и был представлен на ней.

Все остальные проекты обсуждались в классе, и были весьма интересны. С воодушевлением одноклассники задавали вопросы, оценивали (главное правило – увидеть прежде достоинства работ) и даже аплодировали. При оценивании необходимо понимать, что самой значимой оценкой является признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающихся.

Также в нашей школе в мае проходит традиционный фестиваль проектов, в котором примут участие и проекты обучающихся 5 «А» по русскому языку и литературе.