МАОУ СОШ № 74
г.Екатеринбург
Учитель Косухина
Татьяна Ивановна
Статья
«Проектные технологии как один из способов реализации ФГОС ООО».
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика
Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Также изменяются и технологии обучения.
Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является проектная технология. Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний и повышения качества обучения.
. Метод проектов - один из главных методов, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы.
В основе реализации проектной деятельности обучающихся лежит метод учебного проекта – это одна из личностно – ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые подходы.
В таком случае возникает важный вопрос: как практически формировать проектную культуру обучающихся при реализации ФГОС?
Учебный проект для ученика – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, паре или индивидуально, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.
В 5 «А» классе обучающиеся работали над выбранной темой проекта с начала учебного года. Вот примерные темы предложенных проектов для обучающихся 5-ого класса (ученик вправе выбрать свою, не из списка, тему проекта).
Русский язык:
Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»…
Вопросы экологии языка в современном мире.
В.И. Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка».
Выдающиеся учёные-лингвисты.
Жизнь и работа «пришельцев» (заимствованных слов) в русском языке.
Имена собственные в пословицах и поговорках.
История падежей. Предлоги и падежи.
Как учили грамоте на Руси.
Лингвистические ошибки вокруг нас.
Лингвистическая география. Сколько языков в мире?
Люди и рукописи.
Наименование предметов материальной культуры (одежда, обувь, предметы обихода и др.) в русском языке и связь их со словами языков-первооснов.
Некоторые вопросы культуры речи современного русского языка.
Отражение языческого мировоззрения славян в языке (фразеологии, пословицах, поговорках, ономастике).
Представления древних славян о времени и их отражение в языке и литературе.
Представления древних славян о цвете и их отражение в языке и литературе.
Склонения в древнерусском языке.
Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
Слова-пустышки.
Что такое хорошая речь?
Литература:
Добро и зло в русской литературе.
Изображение национального характера в народных сказках.
Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Тема памятника в русской литературе.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Как Интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности языка СМС сообщений..
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
СМС как современный эпистолярный жанр.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?
Обучающиеся чётко усваивают пять слагаемых успеха:
- интересная тема, идея;
- проблема, которая меня волнует;
- оригинальный заголовок;
- убедительная аргументация (исследования);
-правильное оформление
Этапы работы над проектом
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационно- подготовительный | Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп. | Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах. |
Поисковый | Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью,проведение анкетирования, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы (если это необходимо) | Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка. |
Итоговый | Оформление проекта, подготовка к защите. | Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта. |
Рефлексия | Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» | Оценивание каждого участника проекта (Оценивается отбор материала и умение учащихся его оформить, публично представить и защитить. |
Необходимо отметить, что из класса примерно половина работали (парно, индивидуально) над проектами по русскому языку или литературе (остальные – по другим предметам).
Вот темы готовых проектов, которые были представлены классу и оценены обучающимися:
- Как учили грамоте на Руси;
- Палиндром как языковое явление;
- Слова – пустышки;
- Волшебные предметы в русских народных сказках;
- Искусство создания книги;
- Кот в мировой литературе;
-Подробное досье: что читает мой класс
- Пословицы и поговорки. Их значимость в современной жизни;
- Что читает наше поколение;
- О семье в пословицах и поговорках;
- Добро и зло в литературных произведениях.
В декабре 2016 г. по традиции в школе проходила научно – практическая конференция, на которой были представлены проекты пятиклассников:
- Как учили грамоте на Руси;
- Палиндром как языковое явление.
Проект «Палиндром как языковое явление» рекомендован для районной НПК и был представлен на ней.
Все остальные проекты обсуждались в классе, и были весьма интересны. С воодушевлением одноклассники задавали вопросы, оценивали (главное правило – увидеть прежде достоинства работ) и даже аплодировали. При оценивании необходимо понимать, что самой значимой оценкой является признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающихся.
Также в нашей школе в мае проходит традиционный фестиваль проектов, в котором примут участие и проекты обучающихся 5 «А» по русскому языку и литературе.