Развитие умения обобщать, систематезировать знания о постоянных и непостоянных признаках имени существительного, правильного написания падежных окончаний имен существительных трех склонений;
- проводить рефлексию результатов деятельности.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
- участвовать в коллективном (групповом) обсуждении вопросов.
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Развивать умения обобщать, систематизировать знания о постоянных и непостоянных признаках имени существительного.
Создать условия для развития мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать.
Создать условия для воспитания чувства взаимопомощи, отзывчивости, воспитывать интерес к предмету.
- использование технических средств.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты обучения (на уровне УУД) |
Этап 1. Самоопределение к деятельности | Приветствие. Прозвенел нам всем звонок,начинается урок! Запись числа и классной работы на интерактивной доске. | Приветствие учителя. Запись числа, классной работы в тетради. | | |
Этап 2. Актуализация знаний | - К нам пришли корреспонденты из разных журналов. Они хотят обратиться к вам за помощью и задать несколько вопросов. (в роли корреспондентов - обучающиеся класса) Журнал «По секрету всему свету» - В редакцию журнала передали записи из дневника одного путешественника. Он запечатал её в бутылку и бросил в океан. Бутылку нашли и передали туристы. Вот что в ней было. Помогите разобраться, слова какой части речи в ней невозможно прочитать?! Страх, случай, скала, корабль, землетрясение; Погода, грохот, темнота, беда, пещера; Лето, вода, спасение, храбрость, птица. - Что такое имя существительное? - Что вы можете о нем рассказать? Журнал «Склон» - Какая часть имени существительного изменяется при склонении? - Сколько типов склонения существительных вы знаете? Журнал «Узнавай-ка» - Могут ли существительные разных родов относиться к одному типу склонения? - Верно ли высказывание, что существительные одного и того же рода относятся к разным типам склонения? Докажите примерами. (поблагодарить корреспондентов и пригласить их остаться на уроке) | Дети рассматривают запись, предполагают, что пропущены имена существительные. Отвечают на вопросы корреспондентов Ответы обучающихся. Приводят примеры, подтверждающие высказывание. | На слайде презентации восстановить утраченные слова и прочитать запись. | Коммуникативные 1.Развивать умение слушать и вступать в диалог. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3.Оформлять свои мысли в устной форме. Предметные УУД Развитие умения систематизировать знания о постоянных и непостоянных признаках имени существительного. Личностные УУД Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в диалоге. |
Этап 3. Локализация затруднений | - Назовите тему сегодняшнего урока. - Какова будет цель? Презентация, слайд №3 - Результатом нашей работы будет помощь, которую нас просил оказать представитель журнала «По секрету всему свету» в написании статьи. - Прочитайте группы слов записанные на доске. Что заметили? - Верно ли утверждение, что имена существительные изменяются по склонениям? - Какие имена существительные относятся к 1 типу склонения? - Ко 2, 3 типу склонения? | Ответы обучающихся. - А знаете ли вы, что по наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это понятно. Человек с рождения смотрит на мир и хочет знать и называть то, что его окружает. Имя существительное - самая представительная и распространенная часть речи. Ответы обучающихся (бывают 1, 2, 3 склонения) Обучающиеся делают выводы. | Формулирование темы и цели урока. Рассказ учителя. На доске записаны группы слов. Найдите лишние слова в каждой группе | Метапредметные Познавательные УУД 1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. 2.Применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств); |
Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения Физминутка (зрительная) | Игра «Отправь корабль в плавание». - Перед вами сказка - мечта. Помогите герою, чтобы она сбылась. Отправьте его в плавание. Для этого вам нужно выписать все имена существительные, распределив их по группам. Упражнение в учебнике. | Выполняют задание, распределяют существительные по группам - по типу склонения. слайды | текст «Мечта мышонка». Выполняется взаимопроверка | Предметные УУД Развитие умения анализировать , классифицировать, обобщать знания о постоянных и непостоянных признаках имени существительного. |
Этап 5. Реализация построенного проекта | Организует работу в группах. Каждой группе даётся конверт с набором пословиц. Нужно расположить данные пословицы по порядку, опираясь на ключевое слово. Ты за дело, а дело за тебя. Делу время, потехе час. Не словом красен человек, а делом. Суть да дело - вот и время пролетело. Думай о деле и оно про тебя не забудет. - О каком порядке идет речь? | Выполняют задания по карточкам в группах. Выполняют задание по карточке. | Карточки с заданиями – прочитать пословицы, расположить данные пословицы по порядку, опираясь на ключевое слово | Коммуникативные УУД 1.Развивать умение слушать и вступать в диалог. 2.Участвовать в коллективном (групповом) обсуждении вопросов. 3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 4.Оформлять свои мысли в устной форме. 5.Развивать умение работать в группе. |
Этап 6. Этап обобщения затрудненийво внешней речи. | Организация проговаривания способа действия при определении падежа, типа склонения имени существительного. | Вслух проговаривают способ действия | | Коммуникативные УУД 1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 2.Оформлять свои мысли в устной форме. |
Этап 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой | Организует работу по карточкам в - Получите фрагменты дневника путешественника. Они потрёпаны временем. Восстановите текст, тем самым поможете журналисту закончить статью. 4 сентября В тёмном (-о, 2 скл.; П.п.; ед.ч.) видны яркие вспышки (-я; 1 скл.; Р.п.; ед. ч.). На (а; 1 скл.; П.п.; ед. ч) слышны крики матросов. Часть команды расположилась в (-а; 1 скл.; П.п.; ед. ч). 5 сентября. По (-а; 1 скл.; Д.п.; ед. ч) были разбросаны обломки нашего корабля. Мы благополучно высадились на таинственном (н.о.; 2 скл.; П.п.; ед. ч). На (-а; 1 скл.; П.п.; ед. ч) росли чудо- деревья. По лесной (-а; 1 скл.; Д.п.; ед. ч) наша команда на поиски ( -а; 1 скл.; Р.п.; ед. ч). 6 сентября На ночлег мы расположились в (-а; 1 скл.; П.п.; ед. ч). Утром товарищи проснулись от (н.о.; 2 скл.; Р.п.; ед. ч) и незнакомой (н.о.; 3 скл.; Р.п.; ед. ч). Это были туземцы. Слова для справок: пещера, грохот, нора, песня, шум, речь.
| Выполняют работу по карточкам, восстанавливают текст, опираясь на указанные признаки имен существительных. | Работа по карточкам. Вписать имена существительные, опираясь на указанные признаки. | Регулятивные УУД Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные УУД 1.Развивать умение слушать и вступать в диалог. 2.Участвовать в коллективном (групповом) обсуждении вопросов. 3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 4.Оформлять свои мысли в письменной форме. 5.Развивать умение работать в паре. |
Этап 8. Этап включения в систему знаний и повторения | Прочитайте фрагменты дневника, которые у вас получились. - Интересно было бы узнать, чем закончились приключения матросов? Объяснение домашнего задания. | Зачитывают получившиеся фрагменты дневника путешественника Запись в дневник | Придумать продолжение и финал истории. | Регулятивные УУД 1.Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. 2.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. |
Этап 9. Этап рефлексии деятельности на уроке | - Задайте вопросы по теме урока друг другу. - Продолжите фразу: - Урок интересный, потому что… - Я могу похвалить себя за … - Было трудно… - Знания, полученные на уроке мне пригодятся… - Теперь я умею… | Задают вопросы, продолжают фразы. | Задать вопросы по теме урока друг другу. Продолжить фразы | Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |