СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Произношение гласных и согласных в пении

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

О значении активной артикуляции и четкой дикции написано немало публикаций. Но на практике возникает очень много вопросов правильного произношения отдельных слов или словосочетаний. Данная публикация содержит правила произношения гласных и согласных звуков, основана на книге К.П. Виноградова "Работа над дикцией в хоре". Надеюсь, что она поможет многим педагогам в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Произношение гласных и согласных в пении»

Произношение гласных и согласных в пении

Произношение гласных в пении

При работе над дикцией в пении необходимо помнить, что орфоэпия гласных в пении разнится от речевой орфоэпии.

  1. Гласная под ударением естественно, без изменений на всей протяженности ее звучания.

  2. Безударные гласные:

- как правило редуцированная (как при произношении), например: родные города следует исполнять как радные гарада. В произведениях медленного темпа и на долгих длительностях звучание гласного звука должно быть ближе к тому как пишется. Например: Облака исполнять О, если звук приходится на четвертную или половинную длительность в медленном темпе.

Все гласные в пении требуют четкой артикуляции. Особого внимания требует звук У. Он слабо звучащий и представляет определенные трудности, часто певцы меняют форму рта, чтобы придать этому гласному большую звучность на ОА , что ведет к искажению слова. (Тучка может слышаться как точка)

  1. На стыке слов, если рядом стоят два гласных звука, их нельзя сливать в один звук. Например: У моего окна. Нельзя сливать два ОО. Должно быть:

У моего акна.

  1. Если начальное слово начинается с гласного, оно требует твердой атаки. Например: Оглянись незнакомый прохожий. Требуется: Аглянись….

  2. Бывают случаи, когда в пении вместо ударного А необходимо произнести редуцированный –{Ъ}, так как может сместиться логическое ударение. Например: ТАК пойми же. Следует исполнять Т{Ъ}К пойми же .

Аналогично звук О в словах хоть, мол, коли так произносится редуцированно, иначе исказится смысл слов. Например: Скажи хоть слово

Исполнять Скажи х{ъ}ть слово

  1. Звук И на стыке слов исполнять отдельно, делать мгновенную люфт-паузу. Например: совсем’ иное, иначе будет грубая ошибка совсеминое Или: ветер воет и небо кроет… необходимо исполнять чистое И отдельно от слова воет.

  2. Йотированные гласные (Я,Е,Ё,Ю) при исполнении надо Й хорошо атаковать, после чего должны звучать чистые гласные (А,Е,О,У). Если йотированный гласный приходится на долгий звук, следить за тем, чтобы не менялась форма рта (см. правило с обычными гласными) Например: ёлка должна звучать как йоолка, а не ййоолка.



Произношение согласных в пении

  1. Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Новый год как Новый гот (Исключение БОГ произносится как БОХ замена на непарную глухую)

  2. Зубные согласные Д,З,С,Т перед мягкими согласными смягчаются. Например: песня как пес(Ь)ня , двенадцать месяцев как д(Ь)венатцать месяцеф.

  3. Звук Н перед мягкими согласными произносится мягко стран(ь)ник.

  4. Звуки Ж,Ш перед мягкими согласными произносятся твердо: прежний, вешний.

  5. В ряде слов сочетания ЧН и ЧТ произносятся как ШН и ШТ (ЧТО как ШТО, СКУЧНО как СКУШНО

  6. В сочетаниях СТН и ЗДН звуки Т и Д не произносятся ( например: Грустно как грусно, поздно как позно.



  1. Сочетания СШ и ЗШ в середине слова и на стыке слова с предлогом произносится как долгое твердое ШШ (Например: Бесшумно как бешшумно, на стыке двух слов произносить как написано (произнес шепотом)



  1. Сочетания СЧ и ЗЧ как долгое Щ (СЧАСТЬЕ как ЩЩАСТЬЕ, ИЗВОЗЧИК как ИЗВОЩЩИК)



  1. Два одинаковых взрывных звука произносятся с задержкой на смыкании с одним хорошим звуком (Например: ОТТУДА произносить как О’ТУДА или ПОД ДУБОМ произносить как ПО’ДУБОМ



  1. Закон ассимиляции или уподобления. Если рядом стоят звонкий и глухой звуки то первый звук уподобляется второму (Например: дорожки как дорошки, отгадать как одгадать.



Исключение: Звук В и сонорные Л,М,Н,Р не уподобляют (не меняют) себе предшествующего Например: освещение так и будет освещение, а не озвещение.