Урок русского языка в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.
Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика”, дать понятие об орфоэпии и правильном произношении слов.
Задачи:
Образовательная
1) показать значение фонетики для правописания и произношения;
2) показать роль правильного литературного произношения и ударения в устном общении;
3) освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смыслоразличительную роль ударения.
Развивающая
1) развивать способность логического мышления; анализирования, выделение главного, сравнения
2) развивать речевой слух
3) навыки самоконтроля и взаимоконтроля
4) развивать орфографические, фонетические и орфоэпические навыки
Воспитывающая
1) интерес к предмету, к слову
2) уважение к родному языку и взаимоуважению
3) самостоятельность
4) доброжелательность и коллективизм.
Методы решения поставленных задач:
- частично-поисковый;
- практический;
- проблемный;
- объяснительно-иллюстративный
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование:
1)листы учётной записи;
2) карточки с заданиями;
3) материалы презентации, выполненные в программе Power Point.
1.Орг.момент.
2.Актуализация знаний по теме.
1. Беседа с учащимися (учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь, схема на доске) (5 мин)
Вопросы учителя
Записи в тетради
1.В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон?
Фонетика.
2.Что изучает фонетика Звуки речи.
3.Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий. Гласные звуки
4.При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.
Согласные звуки
5.Какими бывают гласные звуки?
6.Какие пары образуют согласные звуки? Сделать схему в тетради
7.Вопросы посложнее. Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?
[х] [ ц] [ щ’] [ ч’]
[л] [м] [н] [р] [j’]
8. Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?
[ч’] [ щ’] [ j’]
[ж] [ ш] [ ц]Слайд 11
II. Вопрос: а сколько же звуков в природе? (2 мин)
Звуки человеческой речи не пересчитаешь, их множество. Даже у одного человека, когда он говорит звуки бесконечно разные. Произношение зависит от тебя, от того, простужен ты или нет…Звуки, которые мы изучаем, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличимыми, то получилось бы вот что (стих-е А.Шибаева «Закричал охотник…»). А Б.Заходер выдумал свою путаницу, это рассказ о том, что случилось, когда фонемы (звуки) по ошибке попали не на своё место (Б.Заходер «Вот, что сказка говорит…»)
В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
Вот, что может получиться, если мы изменим хотя бы один звук.
IV. Работа с текстом
Вопрос: а с помощью чего мы обозначаем звук на письме?
Вопрос: где же собраны все наши буквы?
Вопрос: сколько букв в алфавите?
Чтение стихотворения Б.Заходера «Песенка-азбука» слайд 12 (5 мин)
III. Тренировочные упражнения (письменно) (5 мин)
Задание 1. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?
Вол – вёл, плоты – плоды
Задание 2. (Самостоятельно)
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.
Лён, муж, торг (на доске 3 ученика)
V. ВЫВОД. Слово учителя.
Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает звуки нашей речи.
Мы уже знаем с вами, ребята, что слова в русском языке делятся на слоги. Если слово состоит из нескольких слогов, то один из низ них звучит особенно чётко – это … слог, остальные называются …В ударном слоге всегда ясно, какую гласную писать. Эта позиция называется …На этом основано правило о безударной гласной, проверяемой ударением
IV. Работа с текстом. Письмо по памяти.
Вес..ло сияет Месяц над с..лом,
Белый сне… св…ркает Синим ог…ньком.
И.С. Никитин
VI. Физминутка. Ребята, если вы услышите слово, начинающееся с мягкого согласного звука, - вы хлопаете в ладоши. Если слово начинается с твёрдого – вы приседаете.
Берлога, мыло, нёс, малыш, мёд, молоток, валенок, вилы, киска, кот, Гена, голуби слайд 20 (2 мин)
Вернёмся к тексту.
Объясните орфограммы. Найдите слова, в которых Е,Ё, Ю,Я имеют два звука. Запомните текст. Письмо по памяти.
Запись в два столбика: ёлка, вёз, юбка, люлька, ясно, ест, сел.
Е,Ё, Ю,Я обозначает
Один звук два звука
Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.
Запись в тетрадь: орфоэпия – наука о произношении звуков, слов и ударении в словах. Она изучает
изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция), позиционное оглушение / озвончение согласных, мягкость согласного перед согласным
Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причем из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звони́шь, звони́т; а понять пОнял-понялА
Информацию о том, как правильно произносить то или иное слово, можно найти в словарях,
например «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова
и С. И. Ожегова, «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р. И. Аванесова,
«Словарь трудностей русского языка» Д. Э. Розенталя и М. П. Теленковой.
Основные черты русского литературного произношения сформировались в XVIII в., в основу
которых лег разговорный язык жителей Москвы.
VIII. Выполните тренировочное задание (5 мин)
Проставьте ударение в словах (работа в карточках). Не забудьте поставить оценку в учётный лист слайд 22
БАрмен положИл в тЕфтели ломОть тОрта, свёклу, щавЕль, творог, сёмгу. Блюдо завязал бАнтом и выбросил в мусоропровОд.
Итак, во второй части нашего сегодняшнего урока мы поговорили с вами о том, что изучает орфоэпия, как связано ударение с произношением слов. Но этой теме мы посвятим ещё ряд занятий.
Фонетический разбор слова ёжик
X. Подведение итогов урока.
1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
3. Какие умения и навыки совершенствовали?
XI. Домашнее задание. Составить для своих одноклассников орфоэпический диктант.Слайд 23 (5 мин)
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
Бармен положил в тефтели ломоть торта, свёклу, щавель, творог, сёмгу. Блюдо завязал бантом и выбросил в мусоропровод.
В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово -
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ - огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.