СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Произношение звуков и неправильный прикус

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может ли быть неправильный прикус причиной нарушения произношения звуков? 

Выраженные отклонения от нормы в строении челюстей не позволяют ребёнку правильно произнести некоторые звуки.  

Прикус - это расположение зубов верхней и нижней челюсти по отношению друг к другу.  

При нормальном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние на 1/3 часть.  

Отклонения возникают в результате патологий беременности, наследственности, аденоидов, вредных привычек (длительное сосание соски) и др. 

Просмотр содержимого документа
«Произношение звуков и неправильный прикус»

Произношение звуков и неправильный прикус


Может ли быть неправильный прикус причиной нарушения произношения звуков? 

Выраженные отклонения от нормы в строении челюстей не позволяют ребёнку правильно произнести некоторые звуки.  

Прикус - это расположение зубов верхней и нижней челюсти по отношению друг к другу.  

При нормальном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние на 1/3 часть.  

Отклонения возникают в результате патологий беременности, наследственности, аденоидов, вредных привычек (длительное сосание соски) и др. 

  1. Если верхние зубы перекрывают нижние слишком сильно (глубокий прикус), то во время речи не обеспечивается необходимое расстояние для прохода воздуха. Это приводит к зажатости при произнесении звуков, неотчётливости звучания речи. 

  1. В том случае, когда при смыкании коренных зубов впереди остаётся щель между резцами (передние зубы), появляется так называемый «открытый прикус». В процессе речи в эту щель просовывается кончик языка. В первую очередь страдают свистящие (С, З, Ц) и шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч). Они произносятся шепеляво. То же самое можно наблюдать у детей во время возрастной смены зубов. Если до этого звуки произносились правильно, то произношение исправится автоматически после появления постоянных зубов. 

  1. Если при смыкании челюстей с обеих сторон (или с одной стороны) остаётся щель, то говорят о наличии открытого бокового прикуса. В таком случае во время речи происходит утечка воздуха в имеющиеся щели. Это придаёт многим звукам «хлюпающий» оттенок. Чаше всего страдают свистящие и шипящие звуки, но могут быть затронуты и другие звуки: Р, К, Г, Х. 

  1. Выступание вперёд нижней или верхней челюсти (прогения и прогнатия) приводит к нарушению шипящих и свистящих звуков, так как для произношения этих звуков нужно  маленькое расстояние между резцами. В этом случае нет необходимого эффекта свиста или шипения. 

Проблемы становятся серьёзнее при наличии дизартрии - нарушении работы мышц, когда ребёнок не может контролировать положение губ и языка. 

В указанных выше случаях необходимо как можно раньше обратиться к стоматологу, ортодонту, неврологу и логопеду. 

При нарушенном прикусе возможно и правильное произношение звуков. 

Если нет сопутствующих отклонений, например, таких как:

✔️ аденоидные разращения и затруднение носового дыхания (определяет отоларинголог),  

✔️ дизартрия - нарушение иннервации мышц (определяет невролог, логопед),  

✔️ нарушение фонематического слуха (определяет логопед). 

Почему так происходит? Сохранное слуховое восприятие звуков родной речи «контролирует» работу речевых органов и «заставляет» их подстраиваться под образец звучания. То есть органы речи принимают такое положение, при котором звук звучит максимально близко к эталону.