Произведения современных отечественных писателей-фантастов
С. В. Лукьяненко. «Мальчик и Тьма»
Цели: продолжить ознакомление с произведениями современных писателей-фантастов, познакомиться с отрывками из романа Сергея Лукьяненко «Мальчик и тьма»; развивать читательский интерес, любовь к чтению.
1. Мотивирование на учебную деятельность. Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором, прочитаем отрывки из его произведения. сл. 1-6
Посмотрите на слайды, где я разместила иллюстрации, созданные к этому произведению.
О чём это произведение? Кто главный герой? Что ещё можете сказать о книге на основе иллюстраций? К какому жанру относится?
Сл.7 Эта книга называется «Мальчик и тьма». Автор Сергей Лукьяненко.
Давайте посмотрим буктрейлер, созданный учеником по этой книге.
https://www.youtube.com/watch?v=uAHyw2t4crM
2. Целеполагание. Справочник терминов и понятий.
Давайте поработаем со «справочником одного понятия» (фантастика).
Чтение определений со слайдов.
Давайте определим критерии фантастического текста.
3. Знакомство с автором. Сл. 12-13
Как шутил сам Лукьяненко, читать он научился раньше, чем говорить. В пятилетнем возрасте он достал с книжной полки и зачитал до дыр «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова, затем подсел на братьев Стругацких.
Отличительной чертой мальчика была скорость, с которой он поглощал книги. Перечитав все произведения, которые были дома, Сережа записался в районную библиотеку. Он мог прийти туда утром, взять три книги, до вечера их прочесть, а перед закрытием снова побежать, чтобы обменять их на три новых, чтоб было что читать вечером и ночью.
Несмотря на подлинное пристрастие к литературе, Лукьяненко не посмел расстроить родителей, которые видели своего сына продолжателем династии врачей. Окончив школу с золотой медалью, он поступил в медицинский институт Алма-Аты. Но и там своей любви к фантастике не изменил и организовал тематический клуб по интересам.
Сергею было семнадцать лет, когда он начал писать фантастические рассказы. Как он сам говорил – «от скуки». Первокурснику мединститута совсем не хотелось изучать анатомию, но очень хотелось читать, а в тот момент интересной книги под рукой не оказалось. И Лукьяненко написал за вечер сразу несколько фантастических рассказов, один из которых назвал «Нарушение».
источник https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-sergey-lukyanenko.html
3. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях.
Сейчас мы послушаем фрагменты романа Сергея Лукьяненко «Мальчик и Тьма» и подумаем над вопросами.
С первых слов романа автор знакомит нас с двумя главными героями. Но это не мальчик и тьма, а мальчик и …НЕОБЫЧНЫЙ ГЕРОЙ, постарайтесь запомнить основные черты образа (внешность, поведение, характер) этого героя.
-Кто же этот необычный персонаж? Каким его представили?
(Второй фрагмент, до слушания) |
Обращайте внимание на то, как меняется настроение героев. |
Что можете сказать о Даньке? Какие черты его характера заметили?
Какие особенности фантастической литературы увидели в самом начале романа? Давайте рассмотрим обложку книги. Сл. 15
Какие подсказки дал нам художник о героях и сюжете романа?
Давайте познакомимся с аннотацией к книге. сл. 16
-Сформулируйте, что вы теперь знаете о ещё не прочитанной повести:
о теме;
о сюжете;
о героях;
об идее;
о том, почему это фантастический роман.
-На все ли вопросы вы смогли ответить после того, как посмотрели на обложку и прочитали аннотацию? Почему?
4. Работа в тетради.
Хотели бы вы прочитать этот роман? Если да, то почему, если нет, то почему? Сделайте свой выбор и сформулируйте ответ в 2–3 предложениях.
5. Домашнее задание.
Прочитайте фрагмент романа С. Лукьяненко «Мальчик и Тьма» (в прикреплённом файле).
Ответьте на вопросы:
Как ты думаешь, почему ослепили Даньку? Почему в городе Крылатых такие строгие законы? До конца романа еще очень далеко, как ты думаешь, что теперь будет с героем?
Ты обратил внимание на то, что Шоки, старший над всеми парами Крылатых, сочувствует Даньке, но все равно исполняет приговор?
Как ты считаешь, на чьей стороне автор? Он, как и Шоки, считает, что это преступление (пощадить врага — это непростительная слабость, предательство всех тех, кого убили Летящие)? Или автор думает (как и Данька), что даже во враге можно увидеть человека и пощадить его?