Если бы нам не помогала память…
Мы бы жить, наверное не смогли.
Эпиграф:
Эта память верьте, люди,
Всей земле нужна!
Если мы войну забудем-
Вновь придет война!
Р.Рождественский
МАОУ СОШ №5 имени Ю.А.Гагарина
Учитель русского языка и литературы
Винокурова Анастасия Михайловна
2015-2016 уч. год
Цель :
- познакомить с боевыми подвигами и военными буднями, описанными в стихах и песнях о войне;
Задачи :
- познакомить с лирикой о Вов;
- учить выразительно читать стихотворения ; показать значение поэзии в годы Вов на примере произведений К. М. Симонова, Д. С. Самойлова, участников Вов;
- продолжить работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
Оборудование:
компьютер, презентация к уроку, аудиозаписи.
Проблемные вопросы
Какое значение имеет поэзия Великой Отечественной войны для нашего поколения?
Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознанно во время войны?
Родился в Петрограде.
На фронте был военным корреспондентом газет «Известия», «Красная звезда».
В годы войны становится одним из самых известных поэтов в нашей стране.
Стихотворение «Жди меня» посвятил своей жене Валентине Серовой.
О любви к Родине Симонов пишет стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», обращаясь к своему другу, поэту Алексею Суркову .
Словарная работа
ПРОСЕЛОК – грунтовая дорога, между небольшими населенными пунктами
САЛОП – широкое женское пальто особого фасона
ПЛИСОВЫЙ – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающий бархат ПАЖИТЬ – пастбище, место ,где пасут скот ТРАКТ – большая проезжая дорога ПОГОСТ - сейчас называют сельское кладбище, а в старину – это церковь с прилегающим участком и кладбищем, в стороне от села ОКОЛИЦА – изгородь вокруг всего селения
Стихотворение К.Симонова
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
Какие картины войны изображает поэт? Что он увидел на дорогах войны?
Как создается образ русской земли?
Какие слова и выражения в стихотворении могли бы стать синонимами к понятию «Родина»? Что является Родиной для лирического героя? Найдите ответ в стихотворении и сделайте выводы.
- Выделите ключевые слова, которые помогают нам воссоздать картину: что поэт увидел на дорогах войны. (желтым)
- Какие лексические особенности встречаются в тексте?(выделить зеленым цветом)
- Выделите художественные средства выразительности. (красным)
Как прошло исследование?
(проверка работ)
1 группа
(записать собственные ассоциации к слову «война»)
2 группа
(написать названия художественных фильмов о войне(которые смотрели)
Герой, ветеран, солдат, защитник, автомат, танк, шинель, враг, блокада, борьба, разгром, бесстрашие, гордость, смелость, стойкость.
«В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Секретный фарватер», «Мы из будущего», «Максим Перепелица».
Проблемные вопросы
Какое значение имеет поэзия Великой Отечественной войны для нашего поколения?
Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознанно во время войны?
Прошла война, прошли года, Но боль взывает к людям! Давайте, люди, никогда Об этом не забудем!
Домашнее задание
- Подготовить выразительное чтение стихотворения
- Написать небольшое сочинение рассуждение на тему: «Какие мысли и чувства вызывает у вас военная лирика поэтов-фронтовиков?»
солнце
мир
счастье
Пусть всегда будет
я
мама