Отгадайте ключевое слово урока
1) С ее появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;
2) Ньютон назвал ее «флюксией» и обозначал точкой;
3) Бывает первой, второй,… ;
4) Обозначается штрихом.
- Производная и ее применение
«Лишь дифференциальное исчисление дает естествознанию возможность
изображать математически не только
состояния, но и процессы: движение».
Ф.Энгельс
Цель урока
- Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний и навыков по теме «Производная и ее применение».
- Развивающая цель: развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации, умения работать в проблемной ситуации; развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли; развитие самостоятельной деятельности учащихся.
- Воспитательная цель: воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.
План урока.
- Обсуждение темы занятия.
- Мотивация (историческая справка)
- Актуализация опорных знаний
- Самостоятельная работа в группах
- Психологическая пауза. (Физкультминутка)
- Защита выполненных работ.
- Итог урока.
- Рефлексия.
Исторические сведения
Производная – одно из фундаментальных понятий
математики. Оно возникло в XVII веке. Независимо друг
от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали основные
элементы дифференциального исчисления.
«Метод флюкций». Так Ньютон назвал свою работу,
посвященную основным понятиям математического
анализа. Функцию Ньютон назвал флюентой,
а производную – флюкцией. Обозначения Ньютона
для производных - х* (с точкой) и у* - сохранились
в физике до сих пор.
Исчисление, созданное Ньютоном и Лейбницем, получило название дифференциального исчисления. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии.
Вопросы для повторения
- Достаточный признак возрастания (убывания) функции.
- Алгоритм нахождения промежутков возрастания и убывания функции.
3) Алгоритм отыскания экстремумов функции.
4) Схема исследования функции (с помощью
производной).
Вопросы для повторения
5) Применение производной к решению задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции.
6) Применении производной в физике и технике.
7) Применении производной в геометрии(касательная к графику функции).
y
y
4
2
0
-1
1
-1
0
1
x
x
Возрастает : (-9;-3) и (3;6)
Убывает : (-3;3)
Максимум : - 3; 6
Минимум ; 3
На рисунке изображен график функции у = f(x), определенной на интервале (-9; 8). Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна.
y
y = f (x)
5
4
3
2
1
x
-9 -8 -7 -6 -5 - 4 -3 -2 -1
1 2 3 4 5 6 7 8
-1
-2
-3
-4
Ответ: 8
Непрерывная функция у = f(x) задана на интервале (-6; 7).
На рисунке изображен ее график. Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = 6.
y
y = 6
.
y = f(x)
x
-7
-6
В этой точке производная НЕ существует!
Ответ: 3
На рисунке изображен график функции f(x) , определенной на интервале (-3;10) . Найдите сумму точек экстремума функции f(x) .
3
2
-1
0
1
6
7
8
9
-1 + 0 + 1+2 + 3 + 6 + 7+ 8 + 9= 35
Ответ: 35
На рисунке изображен график y=f'(x) — производной функции f(x) , определенной на интервале (-8:5) . В какой точке отрезка [-3;2] принимает наибольшее значение?
у
х
Ответ:-3
На рисунке изображен график y=f'(x) — производной функции f(x) , определенной на интервале (-8;6) . Найдите промежутки убывания функции f(x). В ответе укажите длину наибольшего из них.
Ответ: 3
- групповая работа приложение2
Задание первой группе
Задача №1.
Тело массой m кг движется по закону х(t) ( х – в метрах, t – в секундах). Найдите силу, действующую на тело в момент времени t 0 , если m=3, t 0 = 2, х(t)=0.25 t 4 +1\3 t 3 - 7 t + 2.
Задача №2.
Материальная точка движется по закону х(t)=- t 3 +6 t 2 +5 t ( х – в метрах, t – в секундах).
Определите скорость точки в момент, когда ее ускорение равно нулю.
Задание второй группе
Составить уравнение общих касательных к кривым
f(x)=х 2 +4х +8 и g(x) = х 2 + 8х + 4.
- Творческое задание (для всех)
Отыщите функцию в таблице, исходя из ее “автобиографии”.
Я – функция сложная, это известно, Еще расскажу, если вам интересно, Что точку разрыва и корень имею, И есть интервал, где расти не посмею. Во всем остальном положительна, право, И это, конечно, не ради забавы. Для чисел больших я стремлюсь к единице. Найдите меня среди прочих в таблице.
приложение3
13
Решение типовой задачи ЕГЭ на нахождение наименьшего и наибольшего значения функции на отрезке для первой группы:
Найти наименьшее значение функции на отрезке [ 1; е ]
Решение типовой задачи ЕГЭ на нахождение наименьшего и наибольшего значения функции на отрезке по алгоритму для второй группы:
Найти наибольшее значение функции на отрезке [ 1/ е ; 1 ]
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ:
- Производная в химии;
- Производная в биологии;
- Производная в географии;
- Производная в физике.
Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию задается зависимостью:
р(t) = t 2 /2 + 3t –3 (моль)
Найти скорость химической реакции через 3 секунды.
По известной зависимости численности популяции x (t) определить относительный прирост
в момент времени t.
ЭТО Я
ЭТО Я
ЭТО Я
ЭТО Я
ЭТО Я
ЭТО Я
Рост численности населения
Задача :
- Вывести формулу для вычисления численности населения на ограниченной территории в момент времени t.
Заряд
Задача. Вычислить силу тока I, который несет на себе заряд, заданный зависимостью q=q m cos ω 0 t (Кл) через поперечное сечение проводника.
Теплота
Задача. Вычислить количество теплоты, которое необходимо для того, чтобы нагреть 1 кг вещества от 0 градусов до t градусов (по Цельсию).
Домашнее задание
2 группа
1 группа
1.Исследовать и построить график функции
1. Исследовать и построить график функции
а) у = (х+1) 3 (х-2)
б) у = (х+2) 2 (х-2)
2. Нестандартное задание :
составить формулу, задающую функцию, графиком которой была бы прямая с выколотой точкой.
а)
б)
2. Нестандартное задание :
составить формулу, задающую функцию, графиком которой была бы одна точка.
Продолжите фразу:
- «Сегодня на уроке я узнал…»
- «Сегодня на уроке я научился…»
- «Сегодня на уроке я познакомился…»
- «Сегодня на уроке я повторил…»
- «Сегодня на уроке я закрепил…»
Успешной сдачи ЕГЭ!