Тема: Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства. | Тип: комбинированный урок |
Задачи: 1) познакомить с безопасными приемами работы; 2) познакомить с понятиями «текстильное волокно», «пряжа (нити)», «долевая нить (основа)», «поперечная нить (уток)», «кромка», «ткацкий рисунок", «раппорт»; 3) познакомить с классификацией текстильных волокон; 4) познакомить с профессиями прядильщик и ткач 5) познакомить с видами ткацких переплетений (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное); 6)познакомить с отделочными процессами (отбеливание, крашение, печатание); 7) познакомить со свойствами текстильных материалов (физические, эргономические, эстетические, технологические); 8) познакомить с видами хлопчатобумажных тканей (ситец, батист, фланель, джинсовая ткань, вельвет), льняных тканей (льняной батист, холст, парусина), дополнительных материалов (швейные нитки, тесьма, ленты) и их свойствами. |
Планируемые результаты |
Предметные: усвоить понятия «текстильное волокно», «пряжа (нити)», «долевая нить (основа)», «поперечная нить (уток)», «кромка», «ткацкий рисунок", «раппорт»; усвоить классификацию текстильных волокон; ориентироваться в видах ткацких переплетений и в отделочных процессах; долевой нити в ткани, лицевую и изнаночную стороны ткани, прочность окраски тканей; | Метапредметные: 1. Регулятивные: умение определять цели обучения, ставить задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать деятельность, выбирать оптимальные способы решения задач; умение оценивать результаты своего труда. 2. Познавательные: умение ориентироваться в понятиях, связанных с производством и свойствами текстильных материалов; умение обобщать, классифицировать, делать выводы. 3. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование экологического мышления и применение его на практике. | Личностные: воспитание патриотизма, уважения к народным традициям; формирование ответственного отношения к учению, интереса к предмету «Технология»; формирование уважительного отношения к другому человеку; освоение социальных ролей и правил поведения; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. |
Межпредметные связи: природоведение, ОБЖ, история |
Ресурсы урока |
Для учителя: Рабочая программа, плакат «Классификация текстильных волокон», коллекция «Хлопок и продукты его переработки»; коллекция «Лен и продукты его переработки» коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей, пособие «Отделка тканей», макеты ткацких переплетений | Для учащихся: Учебник, с. 82-94; тетрадь по технологии; лоскуты хлопчатобумажных и льняных тканей; инструменты и приспособления: утюг, ножницы, игла, лупа, линейка, мел, клей. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний |
Показывет растения хлопчатник и лен, шерсть животного, кокон гусеницы шелкопряда, каринки нефте-химического производства; подводит к выводу о происхождении волокон. Предлагает рассмотреть образцы различных текстильных материалов, проанализировать, что их объединяет и что различает. | Рассматривают образцы, анализируют информацию, отвечают на вопросы, наблюдают, делают вывод: волокна могут быть природного происхождения и могут быть созданы человеком. Рассматривая образцы тканей, делают вывод, что все они сделаны из нитей (пряжи),но свойства у них разные. |
Мотивация познавательной деятельности |
Показывает изделия из различных видов тканей, объясняет как зависят свойства и внешний вид тканей от их состава. Подводит учащихся к выводу о необходимости знания свойств волокон для правильного выбора тканей для различных изделий и для правильного ухода за этими изделиями. | Наблюдают, сравнивают изделия, аргументируют ответы, делают выводы. |
Организация познавательной деятельности |
-Вводит понятия «текстильное волокно», «пряжа (нити)». -Знакомит с классификацией текстильных волокон. -Показывает волокна хлопка и льна, знакомит с этапами прядильного производства и профессией оператора прядильного производства. -Вводит понятия «долевая нить (основа)», «поперечная нить (уток)», «кромка», «ткацкий рисунок", «раппорт». -Знакомит со способами определения направления долевой нити. -Знакомит со способами определения лицевой стороны ткани. -Знакомит с видами отделки тканей. -Знакомит со свойствами текстильных материалов (физические, эргономические, эстетические, технологические); с видами хлопчатобумажных тканей (ситец, батист, фланель, джинсовая ткань, вельвет), льняных тканей (льняной батист, холст, парусина), дополнительных материалов (швейные нитки, тесьма, ленты) и их свойствами. | -Запоминают новые понятия. -Определяют принцип классификации текстильных волокон. -Наблюдают, анализируют, сравнивают, делают вывод о свойствах волокон. -Запоминают новые понятия. Рассматривают макеты ткацких переплетений и образцы тканей с различными видами ткацкого рисунка, анализируют, делают вывод о зависимости внешнего вида ткани от ткацкого переплетения. -Выполняют лабораторную работу №6 «Определение направления долевой нити в ткани». -Выполняют лабораторную работу №7 «Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани». -Рассматривают образцы тканей, называют виды отделки. Выполняют лабораторную работу №8 «Сравнительный анализ прочности окраски тканей». -Выполняют лабораторную работу №9«Изучение свойств тканей из хлопка и льна» |
Подведение итогов |
Проверяет усвоение новых понятий, правильность выполнения лабораторных работ. Предлагает оценить работу на уроке. Организует уборку рабочих мест. | Называют новые понятия, определяют долевую и поперечную нити, лицевую и изнаночную стороны, вид ткацкого переплетения и отделки ткани., определяют свойства ткани. Называют области практического применения полученных знаний. Убирают рабочее место. |
Диагностика достижения планируемых результатов: проверить навык определения долевой нити и лицевой стороны ткани при раскладке выкройки на ткани. |
Дополнительные творческие задания: рассмотреть дома предметы одежды членов семьи и определить вид ткацкого переплетения. |
Самоанализ |
Достижения | Сложности | Предложения |
| | |