Произвольность будущих первоклассников.
Родителей часто беспокоит, когда ребенок отвлекается, крутится – вертится на занятиях, не дослушивает задание. Такое поведение говорит о недостаточно сформированной произвольности. Возраст 6-7 лет является критическим в том плане, что у дошкольников должно развиваться произвольное поведение, необходимое для обучения в дальнейшем. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и могут попасть в группу неуспевающих. Произвольность включает различные стороны личности ребенка: произвольность поведения, саморегуляции, психических процессов, в том числе внимания, памяти.
Конец дошкольного детства – это период сильных изменений в психике детей. Начинается переход всех непосредственных процессов, включая поведение, к произвольности. Дети соблюдают социальные нормы, к которым уже относятся достаточно положительно. Произвольность определяют, как предпосылку к учебной деятельности у дошкольников. Если произвольность не сформирована, то у дошкольников не возникнет желания дальнейшего школьного обучения, будет сложно соблюдать школьные правила. Могут возникнуть трудности в процессе обучения.
Произвольность поддается тренировке, обучению, которое заключается в усвоении средств овладения своим поведением. Важнейшим условием развития произвольности в дошкольном возрасте является организация самостоятельной осмысленной деятельности ребёнка. У дошкольника должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя». «Можно» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность. Необходимо формировать произвольность через добросовестное отношение к поручениям, старательность, умение выполнять задание самостоятельно с опорой на образец, быть внимательным к говорящему, слушать инструкцию и принимать правила.
Развитию произвольного поведения также способствуют подвижные и дидактические игры, чтение детской и художественной литературы, физическая активность, труд. Основа воспитания волевых качеств лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной жизни. Одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Ситуации, в которых противопоставляются «хочу» и «надо», чрезвычайно трудны для ребенка, очень важно поддерживать старания ребёнка, обязательно хвалить, и вместе радоваться успехам. Немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей.
Игры, развивающие произвольность ребенка
Стойкий оловянный солдатик
Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики».
Запретное число
Правила игры: выбирается запретное число, после этого произносится вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши.
«Да» и «Нет» - не говори
Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопрос, избегая слов «да» и «нет».
Повторение ритма
Взрослый отстукивает (прохлопывает) не сложный ритмический рисунок, ребенок должен его повторить. Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами. Затем водящим становится ребенок. В конце игры спросите: «Что было легче: задавать ритм или повторять?»
Расскажем и покажем
Движения выполняются под рифмовку.
Руку правую – на плечо
Руку левую – на бочок
Руки в стороны, руки вниз
И направо повернись
Руку левую – на плечо
Руку правую – на бочок
Руки верх, руки вниз
И налево повернись
Пол – нос – потолок
Взрослый произносит «пол», «нос», «потолок» (руки вниз, к носу, руки вверх). Сначала взрослый делает правильно, а затем начинает путать – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.