СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Произвольность будущих первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое произвольность? Для чего необходимо формировать произвольное поведение? Игры, развивающие произвольность.

Просмотр содержимого документа
«Произвольность будущих первоклассников»

Произвольность будущих первоклассников.

Родителей часто беспокоит, когда ребенок отвлекается, крутится – вертится на занятиях, не дослушивает задание. Такое поведение говорит о недостаточно сформированной произвольности.  Возраст 6-7 лет является критическим в том плане, что у дошкольников должно развиваться произвольное поведение, необходимое для обучения в дальнейшем. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и могут попасть в группу неуспевающих.  Произвольность включает различные стороны личности ребенка: произвольность поведения, саморегуляции, психических процессов, в том числе внимания, памяти.

Конец дошкольного детства – это период сильных изменений в психике детей. Начинается переход всех непосредственных процессов, включая поведение, к произвольности. Дети соблюдают социальные нормы, к которым уже относятся достаточно положительно. Произвольность определяют, как предпосылку к учебной деятельности у дошкольников. Если произвольность не сформирована, то у дошкольников не возникнет желания дальнейшего школьного обучения, будет сложно соблюдать школьные правила. Могут возникнуть трудности в процессе обучения.

Произвольность поддается тренировке, обучению, которое заключается в усвоении средств овладения своим поведением. Важнейшим условием развития произвольности в дошкольном возрасте является организация самостоятельной осмысленной деятельности ребёнка. У дошкольника должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя». «Можно» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность. Необходимо формировать произвольность через добросовестное отношение к поручениям, старательность, умение выполнять задание самостоятельно с опорой на образец, быть внимательным к говорящему, слушать инструкцию и принимать правила.

    Развитию произвольного поведения также способствуют подвижные и дидактические игры, чтение детской и художественной литературы, физическая активность, труд. Основа воспитания волевых качеств лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной жизни. Одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Ситуации, в которых противопоставляются «хочу» и «надо», чрезвычайно трудны для ребенка, очень важно поддерживать старания ребёнка, обязательно хвалить, и вместе радоваться успехам. Немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей.

Игры, развивающие произвольность ребенка 

Стойкий оловянный солдатик

Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики».

Запретное число

Правила игры: выбирается запретное число, после этого произносится вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши.

«Да» и «Нет» - не говори 

Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопрос, избегая слов «да» и «нет».

Повторение ритма 

Взрослый отстукивает (прохлопывает) не сложный ритмический рисунок, ребенок должен его повторить. Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами. Затем водящим становится ребенок. В конце игры спросите: «Что было легче: задавать ритм или повторять?»   

Расскажем и покажем 

Движения выполняются под рифмовку.

Руку правую – на плечо

Руку левую – на бочок

Руки в стороны, руки вниз

И направо повернись

Руку левую – на плечо

Руку правую – на бочок

Руки верх, руки вниз

И налево повернись

Пол – нос – потолок 

Взрослый произносит «пол», «нос», «потолок» (руки вниз, к носу, руки вверх). Сначала взрослый делает правильно, а затем начинает путать – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.