Промежуточная аттестация по физике
для учащихся 7 класса
2020-2021 учебный год
Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения в 2020-2021 учебном году
промежуточной аттестации по физике для учащихся 7 класса
(УМК «Физика» А.В.Перышкин)
1. Назначение КИМ
Контрольно измерительные материалы позволяют установить уровень усвоения учащимися 7 класса планируемых результатов рабочей программы «Физика. 7 класс» на 2020-2021 уч.год.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание проверочной работы определяет основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №170 с углубленным изучением отдельных предметов Ново - Савиновского муниципального района города Казани», Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.
3. Подходы к отбору содержания, разработке материалов и структуры КИМ
Основной целью проведения промежуточной аттестации является установление фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по предмету физика, соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС ООО.
4. Структура КИМ
Данная контрольная работа включает задания, составленные в соответствии с государственной программой основной и средней общеобразовательной школы. В контрольную работу включены задания за курс 7 класса.
С помощью этих заданий проверяется знание и понимание важных элементов содержания (понятия, их свойства, приемы решения задач и т.п.), владение основными алгоритмами, умение применять знания к решению физических задач.
Задания различаются как формой представления, так и уровнем сложности.
Каждый вариант работы состоит из двух частей и содержит 12 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (см. таблицу 1)
Часть 1 содержит 9 заданий с выбором ответа. К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один.
Часть 2 содержит 3 задания.
Таблица 1. Распределение заданий по частям проверочной работы
№ | Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 12 | Тип заданий |
1 | Часть 1 | 9 | 9 | 56 | 9 заданий с выбором ответа |
2 | Часть 2 | 3 | 7 | 44 | 1 задание с кратким ответом и 2 задания с развернутым ответом |
Итого | 12 | 16 | 100 | |
При разработке контрольно-измерительных материалов учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в содержании учебного предмета. В работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики 7 класса:
Взаимодействие тел
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Работа и мощность. Энергия.
Данная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности.
Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики
Знание и понимание смысла понятий
Знание и понимание смысла физических величин
Знание и понимание смысла физических законов
Умение описывать и объяснять физические явления.
Решение задач различного типа и уровня сложности.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В проверочной работе представлены задания: базового и повышенного уровней сложности.
Задания базового уровня включены в часть 1 (1-9 задания с выбором ответа) и в часть 2 (10 задание). Это задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, а также умение работать с информацией физического содержания.
Задание 11,12 являются заданиями повышенного уровня. Они направлены на проверку умения решать задачи по какой- либо из тем школьного курса физики.
Задания с выбором ответа считается выполненным, если выбранный экзаменуемым номер ответа совпадает записанный ответ совпадает с верным ответом. Задание 10 оцениваются в 2 балла, если указаны верно все элементы ответа, в 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и в 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.
Задание 11 оценивается в 2 балла.
Задания с развернутым ответом оцениваются с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за выполнение расчетной задачи (задание 12) повышенного уровня сложности составляет 3 балла.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается тестовый балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Рекомендуемая шкала оценивания:
0 – 4 баллов - отметка «2»
5 – 8 баллов – отметка «3»
9 – 12 баллов – отметка «4»
13 – 16 баллов – отметка «5»
6. Продолжительность выполнения работы.
На выполнение всей проверочной работы отводится 45 минут.
7. Дополнительные материалы и оборудование.
Используется непрограммируемый калькулятор, необходимый справочный материал.
ВАРИАНТ 1
Часть 1
Задание 1
Пассажирский поезд, двигаясь равномерно, за 0,5 ч проехал 45 км. Чему равна скорость поезда?
1) 22,5 м/с
2) 25 м/с
3) 90 м/с
4) 100 м/с
З адание 2
В какой из жидкостей кусок парафина будет плавать так, как показано
на рисунке?
1) Масло машинное
2) Вода морская
3) Бензин
4) Спирт
Задание 3
Б русок положили на стол сначала большей, а затем меньшей гранью (см. рисунок).
Сравните давление (p1 и p2) и силу давления (F1 и F2) бруска на стол.
1)
2)
3)
4)
З адание 4
Неподвижный блок (см. рисунок)
1) даёт выигрыш и в силе, и в работе
2) даёт выигрыш только в силе
3) даёт выигрыш только в работе
4) не даёт выигрыша ни в силе, ни в работе
Задание 5
В системе блоков, показанной на рисунке, блоки и нити лёгкие, трение пренебрежимо мало. Какой выигрыш в силе даёт эта система блоков?
1) в 2 раза
2) в 3 раза
3) в 4 раза
4) в 8 раза
Задание 6
Выберите верное утверждение.
Сила тяжести увеличивается при движении тел
Сила тяжести равна нулю при свободном падении тел
Сила тяжести равна нулю на поверхности Земли
Сила тяжести зависит от массы тела
Задание 7
В сосуде с пресной водой растворили 100 г морской соли. Как изменилось давление воды, оказываемое на дно сосуда?
Увеличилось
Уменьшилось
Не изменилось
Ответ зависит от формы сосуда
Задание 8
В каком случае на шарик действует максимальная выталкивающая сила?
Задание 9
Шкаф равномерно передвинули по полу на 2 м. При этом на шкаф действовала
сила 100 Н. Вычислите работу, совершённую при перемещении шкафа.
20 Дж
50 Дж
200 Дж
2000 Дж
Часть 2
Задание 10
Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ | ПРИМЕРЫ |
А) физическая величина Б) единица физической величины B) физический прибор | 1) микроскоп 2) диффузия 3) работа 4) джоуль 5) молекула |
Задание 11
Ученик выполнял лабораторную работу по исследованию условий равновесия рычага.
Результаты, которые он получил, представлены в таблице (F — сила, l — плечо).
F1,Н | l1, м | F2,H | l2, м |
? | 0,3 | 50 | 0,6 |
Чему равна сила F1, если рычаг находится в равновесии?
Задание 12
Масса крана 6т. Длина соприкасающейся с землей части гусеницы 200 см, а ширина 30 см. Каково давление крана на землю?
ВАРИАНТ 2
Часть 1
Задание 1
Турист, двигаясь равномерно, прошел 1000 м за 15 мин. Турист двигался со скоростью
1) 0,25 км/ч
2) 4 км/ч
3) 6,6 км
4) 66,6 км/ч
Задание 2
Т ри сплошных металлических шарика одинакового объёма —
1, 2 и 3 поместили в сосуд с ртутью, в котором они расположились так, как показано на рисунке.
Известно, что один из шариков сделан из меди,
второй — из серебра, а третий — из золота. Из какого материала сделан каждый шарик?
Плотность серебра 10 500 кг/м3, плотность меди—8900 кг/м3? плотность золота — 19 300 кг/м3.
1) 1 — серебро, 2 — золото, 3 — медь
2) 1 — медь, 2 — золото, 3 — серебро
3) 1 — золото, 2 — серебро, 3 — медь
4) 1 — медь, 2 — серебро, 3 — золото
Задание 3
Два одинаковых бруска поставлены друг на друга разными способами
(см. рисунок). Сравните давления р и силы давления F брусков на стол.
1) р1 = р2; F1 = F2
2) р1 р2; F1 F2
3) р1 р2; F1 = F2
4) р1 = р1; F1 F2
Задание 4
Р ычаг находится в равновесии под действием двух сил.
Сила F1 = 6 Н. Чему равна сила F2, если длина рычага 25 см,
а плечо силы F1 равно 15 см?
1) 0,1 H
2) 3,6 Н
3) 9 Н
4) 12 Н
Задание 5
Какую минимальную силу нужно приложить, чтобы при помощи системы из одного подвижного и одного неподвижного блоков поднять груз весом 800 Н?
1) 200 Н
2) 400 Н
3) 600 Н
4) 800 Н
Задание 6
На рисунке показана часть шкалы комнатного термометра. Определите температуру в комнате. Учтите, что погрешность измерения равна половине цены деления.
1 8±1°С
19±1°С
21±1°С
22+1°С
Задание 7
Три цилиндрических сосуда одинакового объёма заполнили соответственно спиртом (800 кг/м3), водой (1000 кг/м3) и машинным маслом (900 кг/м3) (см. рис.).
Какой сосуд имеет наибольшую массу?
Задание 8
В каком случае на шарик действует минимальная выталкивающая сила?
Задание 9
В системе блоков, показанной на рисунке, блоки и нити лёгкие, трение пренебрежимо мало. Какой выигрыш в силе даёт эта система блоков?
1) в 2 раза
2) в 3 раза
3) в 4 раза
4) в 8 раза
Часть 2
Задание 10
Установите соответствие между физическими величинами и размерностями в системе СИ.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ | РАЗМЕРНОСТИ |
А) работа Б) сила В) давление | 1) кг 2) Дж 3) Н 4) Па 5) Н·м |
Задание 11
На рычаг действуют две силы, плечи которых равны 4 см и 20 см. Сила, действующая на длинное плечо, равна 5Н.
Чему должна быть равна сила, действующая на короткое плечо, чтобы рычаг был в равновесии?
Задание 12
Масса трактора 5т. Длина соприкасающейся с землей части гусеницы 250 см, а ширина 28 см. Каково давление трактора на землю?