Министерство образования и науки Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
И.О.зам. директора по УиНМР
_____________ Н.В. Слюдова
______________20 г.
ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
учебной дисциплины
ОУД. 02 Литература с применением новой образовательной технологии «Профессионалитет»
По профессии СПО: |
Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих |
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков |
По специальности СПО: |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
15.02.19 Сварочное производство 15.02.16 Технология машиностроения 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей 09.02.07 Информационные системы и программирование 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям 38.02.03 Операционная деятельность в логистике 38.02.08 Торговое дело |
2024 г.
Одобрена методическим объединением
Протокол №___
от «___»_____________20 г
Председатель МО:
_________________Н.Б. Красникова
Автор:
М.Н, Ратанов, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели проведения промежуточной аттестации
При проведении промежуточной аттестации преподавателями должны быть достигнуты следующие цели:
-определение степени усвоения дисциплины;
-стимулирование формирования практических умений и навыков, необходжимых для самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования;
-развитие интереса к познанию и творческих способностей студента;
-формирование готовности студентов самостоятельно применять накопленные знания при решении общественных проблем, самостоятельном жизненном выборе, в продолжении образования и в начале профессиональной деятельности;
-оценка уровня полученных студентами знаний в области литературы, необходимых им для развития личности;
-проверка степени достижения целей учебной программы дисциплины «Литература».
Формы контроля, которые необходимо выполнить обучающемуся по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, для которых читается дисциплина.
Накопление знаний у студентов по профессии среднего профессионального образования 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей контролируется преподавателем путем проведения следующих видов аттестации:
- дифференцированный зачет.
Ожидаемые результаты обучения
При проведении промежуточной аттестации преподавателями должны быть достигнуты следующие цели:
Код ПК, ОК | Код умений | Умения | Код знаний | Знания |
ОК 01 | Уо 01.01 | распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте | Зо 01.01 | актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить |
Уо 01.04 | выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы | Зо 01.02 | основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте |
Уо 01.09 | оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | Зо 01.06 | порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 02 | Уо 02.01 | определять задачи для поиска информации | Зо 02.03 | формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации |
Уо 02.02 | определять необходимые источники информации | Зо 02.02 | приемы структурирования информации |
Уо 02.03 | планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию | | |
Уо 02.04 | выделять наиболее значимое в перечне информации | | |
ОК 04 | Уо 04.01 | организовывать работу коллектива и команды | Зо 04.02 | основы проектной деятельности |
ОК 05 | Уо 05.01 | грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе | Зо 05.01 | особенности социального и культурного контекста; |
| | Зо 05.02 | правила оформления документов и построения устных сообщений |
ОК 06 | Уо 06.01 | описывать значимость своей специальности | Зо 06.01 | сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей |
| | Зо 06.02 | значимость профессиональной деятельности по специальности |
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование раздела/темы дисциплины/ | Кол-во часов | В том числе в форме практической подготовки | В том числе лабораторные и практические |
Раздел 1. Введение | 2 | 0 | 0 |
Раздел 2. Человек и его время: классики первой половины XIX века и знаковые образы русской культуры. | 18 | 0 | 0 |
Раздел 3. Вопрос русской литературы второй половины XIX века: как человек может влиять на окружающий мир и менять его к лучшему? | 46 | 0 | 0 |
Раздел 4. «Человек в поиске прекрасного»: Русская литература рубежа XIХ-ХХ веков в контексте социокультурных процессов эпохи. | 18 | 0 | 0 |
Раздел 5 «Человек перед лицом эпохальных потрясений»: Русская литература 20-40-х годов ХХ века. | 12 | 0 | 0 |
Раздел 6 «Поэт и мир»: Литературный процесс в России 40-х – середины 50-х годов ХХ века | 4 | 0 | 0 |
Раздел 7 «Человек и человечность»: Основные явления литературной жизни России конца 50-х – 80-х годов ХХ века | 8 | 0 | 0 |
Раздел 8 «Людей неинтересных в мире нет»: Литература с середины 1960-х годов до начала ХХ1 века. | 4 | 0 | 0 |
Раздел 9 Зарубежная литература ХХ века. | 3 | 0 | 0 |
Дифференцированный зачет | 2 | 0 | 0 |
Итого | 117 | 0 | 0 |
2. ВИДЫ АТТЕСТАЦИИ
Приобретенные обучающимися в ходе изучения дисциплины “Литература” умения и знания, включающие в себя:
- анализ и интерпретацию художественного произведения, соотнесение его с общественной жизнью и культурой,
- написание рецензии на прочитанные произведения;
- знания о русском языке, языковой норме и ее разновидностях,
- применения полученных знаний и умений в собственной речевой практике,
- повышения уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности
контролируются преподавателем в рамках промежуточной аттестации:
- дифференцированный зачет.
2.1. Дифференцированный зачет
Итоговый контроль степени усвоения обучающимися учебных материалов дисциплины «Литература» проводится на последнем учебном занятии в 2-ом семестре, в форме сочинения. – ответа на проблемный вопрос. Сочинение пишется дистанционно. Темы размещаются на сайте техникума во вкладке «Студент», раздел «Дистанционное обучение». Время выполнения работы – 70 минут.
Зачет принимает преподаватель.
Критерии оценки
Результаты итогового контроля оцениваются по 5 балльной шкале и регистрируются в журнале учебных занятий, зачетно-экзаменационной ведомости, зачетной книжке (кроме плохой и очень плохой).
Для оценки результатов итогового контроля выбраны следующие критерии:
Отметка 5 «отлично» ставится за сочинение:
• Глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
• Стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
• Написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка 4 «четыре» ставится за сочинение:
• Достаточно полное и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
• Логичное и последовательное изложение содержания
• Сочинение написано правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускается две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка 3 «три» ставится за сочинение, в котором:
• В главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный отчет на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
• Материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
• Обнаруживается владение основами письменной речи;
• В работе имеются не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка 2 «плохо» ставится за сочинение, которое:
• Не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
• Характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
• Отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка 1 «очень плохо» ставится за сочинение, которое:
• Работа не соответствует теме, допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы;
• Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями, часты случаи неправильного употребления;
• Нарушено стилевое единство текста и допущено много недочетов в содержании и много речевых ошибок.
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные печатные издания
1. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Углубл. уровень. В 2 ч. / [ В.И. Коровин и др.] : под ред. В.И. Коровина.- 4-е изд., стер.- М.: Просвящение, 2022. 319 с. : ил. ISBN 978-5-09-0880043-5
2. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Углубл. уровень. В 2 ч. / [ В.И. Коровин и др.] : под ред. В.И. Коровина.- 4-е изд., стер.- М.: Просвящение, 2022. 319 с. : ил. ISBN 978-5-09-0880046-6
Основные электронные издания
1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (https://minobrnauki.gov.ru)
2. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);
3. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/);
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/);
6. Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);
7. Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);
8. Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
9. Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);
10. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).
11. Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/);
12. Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);
13. Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/);
14. Консультант Плюс - справочная правовая система (доступ по локальной сети).
15. Арзамас [Электронный ресурс] URL: https://arzamas.academy/
16. Полка [Электронный ресурс] URL:https://polka.academy/
17. Президентская библиотека. [Электронный ресурс] URL: https://www.prlib.ru/
Дополнительные источники
1. Пеннак Д. Как роман. – М.: Самокат, 2019; «Почему чтение опять стало модным». – URL:https://ru.player.fm/series/knizhnaia-polka 2. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. – 3 изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2017. – 368 с. (Высшее образование). 3. Русский язык и литература [Текст]: учебное пособие для студентов учебных заведений, реализующих программу среднего профессионального образования / В. К. Сигов, Е. В. Иванова, Т. М. Колядович, Е. Н. Чернозёмова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 22 см. – (Среднее профессиональное образование). Ч. 2: Литература: Ч. 2: учебник. – 2019. – 489 4. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией М. А. Сафоновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 211 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02275-9. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453510 5. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией М. А. Сафоновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 265 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09163-2. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453653 6. Сухих И. Н. Литература: учеб. для 11 кл.: сред. (полное) общ. образование (баз. уровень): в 2 ч. Ч. 1. – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 352 с. 7. Сухих И. Н. Литература: учеб. для 11 кл.: сред. (полное) общ. образование (баз. уровень): в 2 ч. Ч. 2. – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 368 с. 8. Шульгина О.В., Шульгина Д.П. Историко-географические аспекты мемориализации пушкинского наследия (к 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина) // Культура и искусство. – 2019. – № 7. – С. 37 - 51. URL:https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29120
Приложение к программе промежуточной аттестации
Министерство образования и науки Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Арзамасский коммерческо-технический техникум
УТВЕРЖДАЮ
И.О. зам. директора по УиНМР
_____________ Н.В. Слюдова
«___»________20___ г.
Комплект типовых контрольно-измерительных материалов(оценочных средств)
для промежуточной аттестации
По профессии СПО: |
Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих |
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков |
По специальности СПО: |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
15.02.19 Сварочное производство 15.02.16 Технология машиностроения 13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей 09.02.07 Информационные системы и программирование 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям 38.02.03 Операционная деятельность в логистике 38.02.08 Торговое дело |
Дисциплина: ОУД .02 Литература
Форма проведения промежуточной аттестации: дифференцированный зачет
Курс: 1
Преподаватель: М.Н. Ратанов
Преподаватель: Е.В. Горожанкина
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №___ от ____ 20___
Председатель МО Н.Б. Красникова
Комплект материалов для оценки освоенных умений и усвоенных знаний по дисциплине
Часть 1.Тест
1.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.
а) сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм
б) модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм
в) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм
г) реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм
2. Особый творческий рубеж в пушкинской жизни и творчестве — осень 1830 г., период принято называть:
а) южной ссылкой;
б) Болдинской осенью;
в) петербургским периодом.
3. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями:
1) сравнение
2) эпитет
3) метонимия
4) метафора
4. Какое из приведенных определений соответствует понятию «тема произведения»?
А) Изображение событий в их причинно-следственной связи
Б) Жизненный материал, взятый для отображения в произведении
В) Главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к изображаемому
5. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
А) романтизм В) сентиментализм
Б) классицизм Г) реализм
6. Каков основной мотив лирики М.Ю. Лермонтова?
а) свободы,
б) гордого одиночества,
в) усталости от жизни.
7. Пьеса «Гроза» является по жанру:
а) мелодрамой; Б) трагедией; в) драмой.
8.Островский раскрывает социально – типические черты определённой общественной среды, какой именно:
помещичье – дворянской 2.купеческой
аристократической 3.народной
9.Представителями «тёмного царства» в пьесе «Гроза» являются:
Тихон 2. Дикой 3. Кабаниха 4.Кулигин
10. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:
а) Ссора между Базаровым и П.П. Кирсановым
б) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов
в) борьба между либеральными монархистами и народом
11. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное Ф.И. Тютчевым «безмолвно, как звёзды в ночи»?
12. Когда происходит действие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
а) до реформы 1861 года,
б) во время прохождения реформы,
в) после реформы 1861 года.
13. Во время какого сражения состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:
а) Аустерлицкое сражение
б) Шенграбенское сражение
в) Бородинское сражение
г) Красненское сражение
14. Определите жанр произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник»:
а)очерк б) сказание в)рассказ г) повесть
15.«Очарованный странник »- произведение, составленное из отдельных эпизодов. Кто объединяет эти части:
Сюжет 2. автор- повествователь
3.цыганка Груша 4. Иван Флягин
16.Почему Флягин бежал в степь?
в поисках приключений 2.был взят в плен 3.из-за убийства Савакирея
17. В чем основное различие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок?
А) использование сатирических приемов
Б) в трактовке характеров героев
В) зло в финале сказки наказывается не всегда
18. Укажите жанр следующих произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь».
19. Почему после убийства Раскольникова не воспользовался награбленным?
а) в спешке забыл взять деньги
б) деньги не являлись целью преступления
в) из-за страха быть разоблаченным
г) герой забыл место тайника
20. Темой пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» является:
а) судьба России, ее будущее.
б) судьба Раневской и Гаева
в) вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина
21. Пьеса – это
а) один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературного произведения в форме сценического воплощения
б) любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное к постановке на сцене
в) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельством
22. Кому из писателей присуждена Нобелевская премия:
А) Бунину б) Куприну
23.По характерным признакам определите модернистские направления в литературе:
направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства, характерны «тайнопись», недосказанность, замена образа
направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, отказ от мистической туманности, создание конкретного образа
направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедующее разрушение форм и условностей искусства
24. К какому направлению принадлежат поэты:
а) Д.Мережсковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Белый
б) Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Хлебников.
в) Н.Гумилев, М.Кузьмин, С.Городецкий, А.Ахматова
25. Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»?
1)И.Северянин 2) В.Хлебников 3)З.Гиппиус
26. К какому литературному течению начала ХХ века относился В.Маяковский?
символизму 2)акмеизму 3)футуризму
27. Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»?
марш 2.танго
3.частушка 4.романс
28. Укажите, какая сцена является кульминацией романа «Мастер и Маргарита».
а) Вальпургиева ночь
б) бал Сатаны
в) представление в Варьете
г) сцена, в которой Воланд и его свита покидают Москву
29. Какой женский образ романа «Тихий Дон» является символом отчего дома, домашнего очага?
а) образ Аксиньи б) образ Натальи
в) образ Ильиничны г) образ Дарьи
30. Тяжелая судьба выпала на долю русских писателей 20 века. Революция, гражданская война, годы утверждения Советской власти, период сталинского тоталитаризма. Отечественная война .. Соотнесите фамилии писателей и факты их биографии:
1. Н. Гумилев, О. Мандельштам, И. Бабель
2. М. Булгаков, А. Платонов, М. Цветаева, А. Ахматова, М. Зощенко
3. И. Бунин, Л. Андреев, К Бальмонт, А. Куприн, И. Бродский, И. Северянин
а) расстреляны
б) подверглись «нравственной экзекуции»
в) эмигрировали из России
31. С именем какого писателя связано понятие «деревенская проза»:
а) В. Шукшин б) А. Солженицын в) И. Бунин
32. Соотнеси имя писателя с произведением, которое он написал:
А.И. Солженицын, В.Г. Распутин, А. Вампилов, М.А. Булгаков, М. Шолохов, А. Ахматова, Б. Пастернак
«Тихий Дон», «Старший сын», «Собачье сердце», «Доктор Живаго», «Реквием», «Один день Ивана Денисовича», «Прощание с Матерой»
Часть 2. Прочитать выразительно стихотворение и ответь на вопросы (по вариантам)
Карточка № 1. 1.Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» 2.Ответьте на вопросы: Почему «тоска по родине» названа здесь «разоблачённой морокой»? В чём смысл этого определения, как оно развивается в стихотворении? Каковы особенности эмоционального строя стихотворения? |
Карточка № 2. 1.Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Хвала богатым». 2.Ответьте на вопросы: С помощью каких выразительных средств передано саркастическое отношение к тем, кому адресовано стихотворение? Чем вызвано столь резкое отношение поэта к тем, кто назван в стих. «богатыми»? |
Карточка № 3. 1.Прочитайте стихотворение А Ахматовой «Приморский сонет». 2.Ответьте на вопросы: Как решается центральная в стихотворении тема смерти? Какие образные детали позволяют ощутить как светлую дорогу «не скажу куда»? Как соединяется здесь мысль о бренности и вечности? |
Карточка № 4. 1.Прочитайте стихотворение А. Ахматовой «Молитва». 2.Ответьте на вопросы: Охарактеризуйте жанровые особенности стихотворения, определяемые его названием. Обратившись к тексту, покажите, сколь безмерна любовь поэта к родине? |
Карточка № 5. 1.Прочитайте стихотворение А.Ахматовой «Мне голос был…». 2.Ответьте на вопросы: Как характеризуется в стихотворении революционная Россия? Выделите слова (образы, эпитеты), позволяющие судить о нравственной позиции автора? Что можно сказать о тональности стихотворения? Какими художественными средствами оно создаётся? |
Карточка № 6. 1.Прочитайте стихотворение О. Мандельштама «Ленинград». 2.Ответьте на вопросы: Найдите и охарактеризуйте образы, которые создают представление об атмосфере эпохи. Выделите метафоры, которые служат образному закреплению кровной связи поэта с родным городом. Охарактеризуйте эмоциональную тональность стихотворения, создаваемую метафорами, эпитетами, введением бытовых реалий, выступающих в роли примет страшного времени. |
Карточка № 7. 1.Прочитайте стихотворение О. Мандельштама «Адмиралтейство». 2.Ответьте на вопросы: В чём своеобразие представлений поэта о красоте и её творце? Что позволяет поэзии выходить за пределы привычных «трёх измерений»? |