Промежуточная аттестация по истории 8 класс 2018/2019 уч. год
Вариант 1
Часть А
А1. Начало эпохи Просвещения относится к:
1) XVI в. 2) концу XVII в. 3) концу XVIII в. 4) началу XIX в.
А2. Мыслители эпохи Просвещения:
1) Н. Коперник, Г. Галилей 2) Р. Декарт, Авиценна
3) Т. Мор, Эразм Роттердамский 4) Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье
А3. Роман «Путешествие Гулливера» создал писатель эпохи Просвещения:
1) И.В. Гёте 2) Ш. Монтескье 3) Дж. Свифт 4) Т. Мор
A4. Автор грандиозного музыкального произведения для хора, солистов и оркестра
«Страсти по Матфею»:
1) В.А. Моцарт 2) И.С. Бах 3) П.О. Бомарше 4) Ж.А. Гудон
A5. Аграрная революция в Англии завершилась к:
l)XVII в. 2) началу XVIII в. 3) середине XVIII в. 4) началу XIX в.
А6. Промышленным переворотом называют процесс:
1) создания мануфактур 2) перехода от ручного труда к машинному
3) роста численности городского населения
4) отделения ремесла от сельского хозяйства
А7. Имя Нэда Лудда связано с:
1) изобретением механического ткацкого станка
2) первым массовым движением рабочих
3) возникновением новой религии
4) появлением паровой машины
А8. В результате восстания 14 июля 1789 г. во Франции законодательная власть перешла в руки:
1) короля 2) лорда-протектора 3) Народного собрания 4) Учредительного собрания
А9. Свержение монархии во Франции произошло в результате:
1) принятия якобинцами декрета о «подозрительных»
2) восстания народа 10 августа 1792 г.
3) взятия Бастилии 14 июля 1789 г.
4) заговора членов Конвента
А10. «Горой» и «болотом» во время Великой французской революции называли:
1) департаменты Франции 2) группировки в Конвенте
3) представителей второго и третьего сословия
4) сторонников и противников республиканского строя
А11. Выберите из списка события, произошедшие в правление Петра I:
А. учреждение Сената, Синода, коллегий Б. Крымские и Азовские походы
В. Семилетняя война, учреждение Московского университета
Г. раскол Русской Православной церкви, восстание С.Разина
А12.Северная война закончилась мирным договором, который получил название:
А. Прутский Б. Ништадский В. Каспийский Г. Балтийский
А13. Какой документ при Петре I определял продвижение по службе за счёт личной выслуги:
А. ревизия Б. новый военный устав В. табель о рангах Г. духовный регламент
А14. Россия стала называться империей с:
А. 1709г. Б. 1714г. В. 1721г. Г. 1725г.
А15. Кто из названных лиц мог стать российской императрицей, лишь подписав «кондиции»:
А. Екатерина I Б. Екатерина II В. Анна Иоанновна Г. Анна Леопольдовна
А16. Кто из русских полководцев особенно отличился в русско-турецкой войне 1787-1791гг.:
А. Д.Пожарский Б. А.В.Суворов В. М.И. Кутузов Г. А.Д.Меньшиков
А17. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами в период царствования Екатерины II привели к:
А) Медному бунту Б) Восстанию под предводительством К. А. Булавина В) Восстанию под предводительством С. Разина Г) Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева
А18. Казанская губерния была создана:
а) в 1700 г. б) в 1708 г. в) в 1719 г. г) в 1721 г.
А19. Контора новокрещенных дел была учреждена:
а) в 1708 г. б) в 1721 г. в) в 1730 г. г) в 1740 г.
А20. От первого казанского театра-театра В.Р.Бобровского ведет свою историю современный: а) театр оперы и балета им.М.Джалиля б) русский драматический театр им. В.И.Качалова в) татарский академический театр им.Г.Камала г) казанский театр кукол
Часть В
В1. Расположите в хронологической последовательности исторические события:
А) Северная война;
Б) движение под предводительством Е.И.Пугачева;
В) восстание под предводительством К.А. Булавина;
Г) начало правления Павла I
В2 Выполните задание на соответствие. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого:
A) ассамблея 1) высший орган по делам законодательства и управления при императоре
Б) Сенат 2) первое в России высшее учебное заведение
B) Кунсткамера 3) коллегия, ведавшая церковным управлением
Г) Синод 4) первый музей в России
5) общественное собрание для отдыха
В3.Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности.
а) Екатерина II б) Петр I в) Елизавета Петровна г) Анна Иоановна
В4. 0 каком сооружении идет речь в отрывке из документа?
...Мрачный и унылый замок... был ненавистен Парижу.. -. Не было такого сословия, такого общественного класса, из которого бы ни томился бы кто-нибудь во мраке этой тюрьмы. Третье сословие и дворянство придавали слову «свобода» неодинаковый смысл", но оба они питали одинаковую ненависть к этому памятнику министерского деспотизма.
Часть С
Прочтите фрагмент исторического источника и выполните задания 1,2.
Фрагмент исторического источника
«Победа не только освободила от шведов Украину и Россию, но и освободила от страха перед ними несколько государств Европы. Более того, это событие оказалось переломным как в истории России, так и четырёх других государств — Швеции, Саксонии, Речи Посполитой и Дании. До него Россия занимала скромное место в расчётах западных держав, победа же резко подняла политический и военный престиж России.
Впервые за свою историю она стала полноправным балтийским государством и членом европейской системы союзов, обозначив свои интересы на континенте. Инициатива действий не только на суше, но и на море стала принадлежать русскому флоту. Англия, которая до Полтавы едва замечала Россию и отказывалась в 1707 г. включить эту страну в Великий союз. Англия, в столице которой — неслыханный позор! — был избит и посажен в тюрьму русский посол А. А. Матвеев, после победы заявила о необходимости улучшения отношений с царём. Франция, отклонившая в 1706 г. заключение торгового договора с Русским государством, теперь, опасаясь появления полтавских ветеранов на службе Великого союза, пыталась перехватить инициативу и использовать Петра в центре Европы. Теперь русскому правительству уже не было нужды увеличивать вес своего престижа бочонками с серебром или обещаниями поставки солдат на Рейн или в Испанию. Сфера влияния победившей страны выросла особенно в Польше, Северной Германии и даже на Балканах, где вспыхнули надежды на освобождение от османского ига православным царём».
1. О каком сражении идёт речь? Укажите год, когда оно произошло.
2. Как историк определяет значение итогов этого сражения для России и других государств? Укажите не менее двух положений.
Промежуточная аттестация по истории 7 класс 2018/2019 уч. год
Вариант 2
Часть А
А1. «Веком Разума» называют:
1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.
А2. Мыслители эпохи Просвещения:
1) Я. Гус, Ф. Бэкон 2) Д. Дидро, Вольтер 3) Ф. Рабле, У. Шекспир 4) Дж. Бруно, И. Ньютон
А3. Комедию «Женитьба Фигаро» создал писатель эпохи Просвещения:
1) И.В. Гёте 2) Дж. Свифт 3) Т. Мор 4) П.О. Бомарше
А4. Итогом эпохи Просвещения является:
1) начало процесса обмирщения культуры 2) утверждение гуманистических ценностей
3) ликвидация безграмотности населения 4) освобождение угнетенных народных масс
А5. Промышленный переворот в Англии начался:
1) в конце XVII в. 2) в начале XVIII в.
3) во второй половине XVIII в. 4) в начале XIX в.
А6. Аграрной революцией называют процесс:
1) перехода к использованию труда наемных работников в сельском хозяйстве
2) внедрения новых сельскохозяйственных культур
3) роста численности сельского населения
4) перехода к аграрному обществу
А7. Имя Джеймса Уатта связано с:
1) изобретением нового способа отливки чугуна
2) первым массовым выступлением рабочих
3) изобретением водяного двигателя
4) изобретением паровой машины
А8. В результате восстания, в ходе которого была захвачена Бастилия, во Франции
установилась форма правления:
1) протекторат 2) республика 3) абсолютная монархия 4) конституционная монархия
А.9 Жирондистами и якобинцами во время Великой французской революции называли:
1) католиков и гугенотов 2) группировки в Конвенте
3) представителей второго и третьего сословия
4) сторонников и противников восстановления абсолютизма
А10. Наполеон Бонапарт пришел к власти в результате:
1) восстания народа 2) решения Директории
3) переворота 9 термидора 4) переворота 18 брюмера
А11. Полтавская битва в ходе Северной войны состоялась в:
А. 1721г. Б. 1714г. В. 1720г. Г. 1709г.
А12. Пётр I ввёл:
А. прогрессивный налог Б. подоходный налог В. подушную подать
Г. посошное обложение
А13. В систему государственного управления Петром I были введены:
А. Верховный тайный совет, Канцелярия Б. приказы, Дворец, Казна
В. Сенат, Синод, коллегии Г. Земский собор, Боярская дума
А14. Кто из русских первооткрывателей открыл Берингов пролив:
А. С.Дежнев Б. В.Атласов В. Е.Хабаров Г. В.Поярков
А15. Выберите из предложенного списка черты, характеризующие эпоху дворцовых переворотов:
А. гражданская война и интервенция Б. частая смена правителей, опора на гвардию
В. мятежи в армии, недовольной петровскими реформами Г. ограничение дворянских привилегий
А16. Кто из названных лиц возглавил восстание в 1707-1708гг.:
А. Степан Разин Б. Емельян Пугачёв
В. Кондратий Булавин Г. Иван Болотников
А17. Какую турецкую крепость, считавшуюся неприступной, захватил А.В. Суворов:
А. Очаков Б. Азов В. Измаил Г. Кинбурн
А18. Первым казанским губернатором был:
а) А.П.Волынский б) П.М.Апраксин в) И.А.Михляев г) Н.А.Кудрявцев
А19. Оргназицая, которая была создана "для заведования всеми религиозными делами магометанского закона":
а) Контора новокрещенных дел б) Духовное собрание (муфтият)
в) Казанская епархия г) Мусульманская община
А20. Петропавловский собор Казани был построен в честь посещения города:
а) Екатериной II б) Павлом I в) Петром I г) Емельяном Пугачевым
Часть В
В1. Установите в хронологической последовательности события Северной войны:
А. Полтавская битва Б. Гангутское сражение В. сражение у деревни Лесной
Г. Нишатдский мирный договор
В2. Установите соответствие
Дата | РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. 1725г. | А) Первый раздел Польши |
2. 1767г. | Б) Созыв Уложенной комиссии |
3. 1797г. | В) Открытие Российской академии наук |
4. 1772г. | Г) Издание Манифеста о трехдневной барщине |
В3. Установите последовательность пребывания на российском престоле монархов
а) Петр I б) Екатерина II в) Петр III г) Елизавета Петровна
В4. Прочитайте отрывок из работы современного историка Р.М. Введенского и укажите о ком идет речь.
«… была личностью многосложной, противоречивой. Её характеристика не укладывается в однозначную формулировку. Разноречивые суждения о ней продолжаются по сей день. Но среди разнообразия как найти главную? Полагаем, ответ здесь однозначен. Для царствующей особы главным критерием являются итоги её деятельности. Итог деятельности…. – величие России, и потомки нарекли её Великой»
Часть С
Прочтите фрагмент исторического источника и выполните задания 1,2.
Фрагмент исторического источника
«Царевна ненавидела свою мачеху Наталью Кирилловну и её родственников Нарышкиных и боярина Матвеева. Кроме того, ей хотелось самой сделаться правительницей государства, устранить Петра и управлять государством вместо неспособного, больного Иоанна. Буйство и недовольство стрельцов указали ей путь, которым она может достигнуть власти.
Она в стрелецкие слободы посылала доверенных людей, которые распускали слух о том, что Пётр — царь незаконный, что престол следует по всем правам старшему брату, что Нарышкины злобствуют на стрельцов и, как только Матвеев возвратится из ссылки, взыщут с них за все бесчинства и жестокости с полковниками. В то же самое время одна из её придворных ходила по стрелецким слободам, раздавала деньги, сулила золотые горы и всякие вольности, когда царём будет законный царевич Иоанн и все недруги народа, изменники царские, будут изведены. Вслед за этим стрельцы собирались в круги, становились под ружьё, били в набат, везде бранили правительство и кричали: Не хотим, чтобы нами управляли Нарышкины и Матвеев».
1. О какой царевне идёт речь? Укажите хронологические рамки периода (с точностью до десятилетия), когда она была фактической правительницей страны.
2. Какую цель поставила царевна, и какими были средства достижения этой цели? Выпишите не менее двух средств для достижения указанной цели.
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть А 1.2 2.4 3.3 4.2 5.3 6.2 7.2 8.4 9.2 10.2 11.А 12.Б 13.В 14.В 15.В 16.В 17.Г 18.Б 19.Г 20.Б Часть В В1. ВАБГ В2. А-5, Б-1, В-4, Г-3 В3.БГВА В4. Бастилия Часть С 1) Победа резко подняла политический и военный престиж России. 2) Победа не только освободила от шведов Украину и Россию, но и освободила от страха перед ними несколько государств Европы. | Часть А 1.3 2.2 3.1 4.2 5.3 6.1 7.4 8.4 9.2 10.4 11.Г 12.В 13.В 14.А 15.Б 16.В 17.В 18.Б 19.Б 20.В Часть В В1. ВАБГ В2.1-В,2-Б,3-Г,4-А В3. АГВБ В4.Екатерина II Часть С 1) Софье хотелось самой сделаться правительницей государства, устранить Петра. 2) Подкуп стрельцов («раздавала деньги, сулила золотые горы и всякие вольности»…). 3) Распускала слух о том, что Пётр — царь незаконный. |
Система оценивания |
80% и более - оценка "5" |
65%-79% - оценка "4" |
50%-64% - оценка "3" |
менее 50% -оценка "2" |
Часть А оценивается в 1 балл, часть В-2балла, часть С-3 балла. Итого 30 баллов.