СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промежуточная аттестация по истории в 6 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Промежуточная аттестация по истории в 6 классе проводится в форме устного ответа на вопросы билета по курсу «История России с древнейших времен до XVI века».

Просмотр содержимого документа
«Промежуточная аттестация по истории в 6 классе»

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа № 57

с реализацией дополнительных программ в области искусств»



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей истории и

обществознания

Председатель ШМО

______________ Е.В.Фомина


Протокол № __

от «___» _____ 2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ «СОШ № 57

с реализацией дополнительных программ в области искусств»

______________ Г.П. Гузанова


Приказ №__

от «___» _____ 2018 г.








Контрольно-измерительные материалы по истории

для промежуточной аттестации

учащихся 6 класса в 2017-2018 учебном году












Подготовила:

Фомина Елена Васильевна,

учитель истории

и обществознания















Севастополь

2018 г.

Промежуточная аттестация по истории

6 класс


Пояснительная записка.

Промежуточная аттестация по истории в 6 классе будет проводиться в форме устного ответа на вопросы билета по курсу «История России с древнейших времен до XVI века».

Билет содержит три вопроса:

1) вопрос по истории России с древнейших времен до XVI века в.;

2) основные даты;

3) понятия и достижения культуры.

Устные ответы дадут право участникам экзамена показать свои знания по предмету, умение давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии, делать выводы.

Критерии оценивания:

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала, полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Оценка "4" ставится, если обучающийся:

Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий, незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий неполные.

Оценка "3" ставится, если обучающийся:

Имеет пробелы в усвоении материала, материал излагает несистематизированно, фрагментарно. Выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки, определения понятий недостаточно четкие.


Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по истории России в 6 классе


  1. Восточные славяне: расселение, основные занятия, верования, общественный строй.

  2. Предпосылки создания Древнерусского государства. Призвание варягов на Русь. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности.

  3. Образование единого Древнерусского государства с центром в Киеве. Правление Олега.

  4. Правление Игоря и Ольги на Руси.

  5. Князь Святослав и его походы.

  6. Владимир I Великий и принятие Русью христианства: расширение и укрепление границ древнерусского государства, причины принятия христианства на Руси, выбор веры, крещение Руси, организация русской православной церкви, значение принятия христианства

  7. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

  8. Древнерусское общество, его устройство. Основные слои населения: князья и бояре, свободное и зависимое население.

  9. Княжение Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого.

  10. Причины раздробленности Древнерусского государства, государственное правление в период раздробленности, последствия раздробленности. Главные политические центры Руси.

  11. Северо-Восточная Русь в период раздробленности. Юрий Долгорукий.

  12. Владимиро-Суздальское княжество. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое гнездо.

  13. Новгород Великий: географическое положение, хозяйство, политические особенности Новгородской земли.

  14. Монголо-татарское нашествие. Походы Батыя на Русь.

  15. Благоверный князь Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище.

  16. Русь и Золотая Орда: создание Золотой Орды, зависимость Руси от Орды, политика русских князей по отношению к Орде (Александра и Андрея Ярославичей, Даниила Галицкого), последствия монгольского владычества для Руси.

  17. Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы. Иван Калита.

  18. Дмитрий Донской. Куликовская битва и её значение.

  19. Иван III. Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.

  20. Становление органов власти Российского государства. Судебник Ивана III.


Понятия, достижения культуры

  1. Государство

  2. Вече

  3. Вервь

  4. Дань

  5. Народное ополчение

  6. Полюдье

  7. Погост

  8. Урок

  9. Митрополит

  10. Епископ

  11. Вотчина

  12. Бояре

  13. Люди

  14. Смерды

  15. Закупы

  16. Рядовичи

  17. Холопы

  18. Республика

  19. Ордынский выход

  20. Баскаки

  21. Ярлык

  22. Курултай

  23. Тумен

  24. Боярская дума

  25. Кормление

  26. Местничество

  27. Поместье

  28. Пожилое

  29. Юрьев день


  1. Русская Правда

  2. Слово о законе и благодати

  3. Повесть временных лет

  4. Икона

  5. Житие

  6. Мозаика

  7. Фреска

  8. Христианское мировоззрение

  9. Святые страстотерпцы Борис и Глеб

  10. Собор Святой Софии

  11. Золотые ворота

  12. Десятинная Успенская церковь

  13. Успенский собор во Владимире

  14. Дмитриевский собор во Владимире

  15. Церковь Покрова Богородицы на Нерли

  16. Владимирская икона Божией Матери

  17. Святой преподобный Сергий Радонежский

  18. Задонщина

  19. Афанасий Никитин

  20. Московский Кремль

  21. Успенский собор Московского Кремля

  22. Андрей Рублев

Даты


середина I тыс. до н.э. (V в. до н.э.) – разделение балтских и славянских племен

IV-VII вв. – эпоха великого переселения народов

V-VIII вв. – расселение славянских племен и разделение на три группы (западные, южные, восточные). Восточные славяне – от озера Ильмень на севере до Причерноморья на юге, От Карпатских гор на западе до рек Волги и Дона на востоке.


862 г. – «призвание варягов» (Рюрика и его братьев на княжение в северо-западную Русь)

862-879 гг. – правление князя Рюрика (в Новгородской земле)

879-912 гг. – правление князя Олега, родственник Рюрика (сначала в Новгороде, с 882 г. – в Киеве)

882 г. – захват Олегом Киева (убийство им Аскольда и Дира – правителей Киева) и образование единого Древнерусского государства с центром в Киеве

907, 911 гг. – поход князя Олега на Константинополь, договор Руси с Византией

912-945 гг. – правление князя Игоря (сын Рюрика)

941, 944 гг. – походы князя Игоря на Константинополь, договор Руси с Византией

945 г. – восстание древлян и убийство ими князя Игоря

945-957 гг. – правление княгини Ольги (жены князя Игоря)

955 или 957 гг. – крещение княгини Ольги в Константинополе под именем Елена

957-972 гг. – правление князя Святослава (сына Игоря и Ольги)

964-972 гг. – походы князя Святослава (разгром Хазарского каганата, походы в Дунайскую Болгарию, войны с Византией и печенегами)


978/980 – 1015 гг. – правление князя Владимира Великого (сына Святослава)

988 г. – поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь), крещение князя Владимира и его дружины в Херсонесе, крещение Руси

1019-1054 гг. – правление князя Ярослава Мудрого (сына Владимира Великого)

1037 г. – начало строительства храма Святой Софии в Киеве в честь победы князя Ярослава Мудрого над печенегами

1097 г. – съезд князей в г. Любече под руководством князя Владимира Мономаха (Любечский съезд)

1111 г. – победоносный поход русских князей на половцев под предводительством Владимира Мономаха

1113 г. – создание Повести временных лет

1113 г. – восстание в Киеве против ростовщиков, призвание киевлянами князя Владимира Всеволодовича Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха (ограничение ростовщичества – процентов по долгам)

1113 – 1125 гг. – правление Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха)

1125 – 1132 гг. – правление Мстислава Великого (сына Владимира Мономаха)


с 1132 г. до конца XV в. – период политической раздробленности Руси (Удельная Русь)


1136 г. – Новгородская земля становится самостоятельной (после изгнание князя Всеволода Мстиславича – ставленника киевского князя). Официальное название – Господин Великий Новгород. Тип государственного устройства – боярская вечевая республика.


Северо-Восточная Русь:

1125-1157 гг. – правление князя Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве (младший сын Владимира Мономаха, перенес столицу княжества из Ростова в Суздаль, три раза завоевывал киевский престол, третий раз стал великим князем киевским в 1155-57 гг.)

1147 г. – первое упоминание (поселка) Москвы в летописи

1156 г. – основание города-крепости Москвы по приказу Юрия Долгорукого (строительство первого деревянного московского Кремля)


1157-1174 гг. – правление князя Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальском княжестве (сын Юрия Долгорукого, перенес столицу княжества во Владимир)

1169 г. – поход на Киев и его взятие общерусским войском под руководством Андрея Боголюбского (падение значения Киева как столицы)

1176-1212 гг. – правление князя Всеволода Большое гнездо во Владимиро-Суздальском княжестве (сын Юрия Долгорукого, младший брат Андрея Боголюбского, при нём был расцвет княжества)


1185 г. – неудачный поход на половцев князя новгород-северского Игоря Святославича, послуживший темой для написания «Слова о полку Игореве»


1206 г. – избрание Темучина на курултае монгольским ханом – Чингисханом

1223 г. – битва на реке Калке – разгром монголо-татарами русско-половецких дружин

1237-1241 гг. – нашествие Батыя (внука Чингисхана) на Русь

1240 г. – осада и взятие Киева войсками Батыя


15 июля 1240 г. – Невская битва (разгром новгородцами во главе с князем Александром Ярославичем шведских рыцарей)

5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище (битва на Чудском озере с рыцарями Ливонского ордена закончилась победой русского войска во главе с князем Александром Ярославичем Невским)


1242-1243 гг. – образование Золотой Орды (столица – г. Сарай на реке Волге). Начало ордынского владычества (ига) на Руси

1243 г. – получение князем Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение владимирское (сын Всеволода Большое гнездо, правил во Владимире после гибели брата Юрия Всеволодовича в 1238 г., погиб в Монголии в 1246 г., отец Александра Невского)

1252-1263 гг. – великое княжение владимирское Александра Невского

1276-1303 – правление Даниила Московского в Московском княжестве (родоначальник московских князей, младший сын Александра Невского)

1303-1325 гг. – правление Юрия Даниловича в Москве (сын Даниила Московского, в 1317 г. получил ярлык на великое княжение в соперничестве с Михаилом Тверским, который был убит в Орде, в 1325 г. Юрий был тоже убит в Орде сыном Михаила Тверского)

1325-1340 гг. – правление Ивана I Даниловича Калиты в Москве (сын Даниила Московского, брат Юрия Даниловича, подавил восстание в Твери против Орды в 1327 г., после чего в 1328 г. получил ярлык на великое княжение и право сбора дани-ордынского выхода, часть которой оставлял при себе, за что получил прозвище «калита», построил новые дубовые стены Московского Кремля)

1325 г. – переезд митрополита Петра из Владимира в Москву, которая стала постоянным местом пребывания русского митрополита (благословил в 1326 г. строительство Успенского собора в Московском Кремле)

1359-1389 гг. – правление князя Дмитрия Ивановича Донского в Москве (сын Ивана II Красного, внук Ивана I Калиты, проводит антиордынскую политику, первый князь, передавший власть своему сыну без ханского ярлыка; строительство белокаменного Московского Кремля)

1378 г. – битва на реке Воже, победа русского войска под руководством князя Дмитрия Ивановича над ордынцами

8 сентября 1380 г. – Куликовская битва (Мамаево побоище) – победа объединенного русского войска во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем (получившим за это прозвище Донской) над ордынским войском Мамая на Куликовом поле при впадении реки Непрядвы в реку Дон

1382 г. – поход татаро-монгольского войска во главе с ханом Тохтамышем на Москву и её разорение

1389-1425 гг. – правление Василия I в Москве (сын Дмитрия Донского, получивший власть по наследству без ярлыка)

1395 г. – несостоявшееся нашествие на Русь Тамерлана (Тимура) и разгром им Золотой Орды

1410 г. – Грюнвальдская битва объединенного польско-литовского войска (в составе которого были русские полки) против Тевтонского ордена, которая закончилась разгромом ордена

1425-1462 гг. – правление Василия II Темного в Москве (внук Дмитрия Донского и литовского князя Витовта, был ослеплён двоюродным братом в ходе междоусобной войны за власть которая длилась с 1425 по 1453 гг.)

1448 г. – получение самостоятельности Русской православной церковью (независимости от Константинополя – т.е. автокефалии)


1462-1505 гг. – правление Ивана III в Москве (правнук Дмитрия Донского, соправитель своего отца Василия II Темного с 8-летнего возраста)

1471 г. – первый поход Ивана III на Новгород. Битва на реке Шелонь. Признание Новгорода вотчиной великого князя московского

1477-78 гг. – поход Ивана III на Новгород, в результате которого – ликвидация Новгородской республики (вывоз вечевого колокола) и присоединение Новгорода к Московскому княжеству в 1478 г.

1480 г. – поход хана Ахмата на Москву, стояние на реке Угре, отступление Ахмата, ликвидация ордынского владычества (ига) на Руси.

1485 г. – присоединение Тверского княжества к Москве. Принятие Иваном III титула «Государь всея Руси». Строительство Московского Кремля из красного кирпича.

1489 г. – вхождение Вятки в состав Московского княжества

1497 г. – принятие Судебника Ивана III. Установление единого срока перехода крестьян (неделя до и после Юрьева дня – 26 ноября)

Понятия


Государство – организация жизни общества, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории, взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана земель, регулируются отношения с другими государствами и народами.

Вече – народное собрание в городских центрах на Руси, решало вопросы войны и мира, принимало законы, заключало договора с другими землями, приглашало и изгоняло князей.

Вервь – сельская территориальная община в Древней Руси

Дань – натуральный или денежный сбор с покорённых племён или народов

Народное ополчение – военная организация народа, формирующаяся на добровольной основе в случае военных действий

Полюдье – в Древней Руси объезд великим князем киевским с дружиной подвластного ему населения (людей) с целью сбора дани

Погост – место сбора дани, установлено реформой княгини Ольги.

Урок – размер дани и сама дань, установленные реформой княгини Ольги.

Митрополит – глава Русской православной церкви (до конца XVI в.), подчиняется патриарху (Константинопольскому)

Епископ – высший духовный сан в православной (и католической) церкви, глава церковного округа (области), подчиняется митрополиту

Вотчина – наследственное земельное владение князя или боярина

Бояре – первоначально старшие дружинники, крупные землевладельцы, владельцы вотчины

Люди – свободные земледельцы, объединённые в общины, основная часть населения Древней Руси.

Смерды – изначально свободные сельские жители, которые жили в вотчине князя или боярина и несли повинности в их пользу

Закуп – разорившийся общинник, попавший в долговую зависимость (получивший от князя купу)

Рядович – зависимый человек, заключивший с землевладельцем договор (ряд)

Холопы – категория населения на Руси, близкая к рабам

Республика – форма государственного правления, при которой власть принадлежит избранным на определённый срок представителям населения.

Ордынский выход – дань, выплачиваемая Золотой Орде с русских земель

Баскак – представитель Орды, специальный чиновник для сбора дани в русских землях

Ярлык – ханская грамота на княжение, дававшая право русским князьям на управление в русских землях

Курултай – всемонгольский съезд знати (чингизидов – потомков Чингисхана)

Тумен – крупное подразделение монгольского войска, состоящее из 10 тысяч всадников, во главе которого стоял темник


Боярская дума – высший совещательный орган при великом князе

Судебник – свод законов единого Московского государства, первый Судебник принят Иваном III в 1497 г.

Местничество – порядок назначения на высшие должности в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками

Кормление – система содержания должностных лиц за счет местного населения

Поместье – участок земли, который давался за военную и государственную службу и на время службы (без права продажи, наследования)

Пожилое – денежный сбор с крестьян при уходе от своего хозяина (феодала) в Юрьев день

Юрьев день – (осенний) день памяти святого Георгия Победоносца (26 ноября по старому стилю), с которым связано право перехода крестьян от феодала к феодалу в течение двух недель (неделя до Юрьева дня и неделя после) – установлен Судебником Ивана III в 1497 г.






Достижения культуры



Русская Правда – первый письменный свод законов Древнерусского государства. Начало его созданию положено при Ярославе Мудром (Правда Ярослава), продолжили его сыновья (Правда Ярославичей) и внук Владимир Мономах (Устав Владимира Мономаха).

Слово о законе и благодати – одно из самых ранних и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова – Иларион, первый митрополит русского происхождения, поставленный при Ярославе Мудром. Иларион произносит похвалу князю Владимиру, крестившему Русь. Православная христианская вера стала духовной основой, объединившей славянские племена в единый русский народ.

Повесть временных лет – древнейшая, дошедшая до нас русская летопись (запись событий по летам, т.е. годам), написанная в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Начало летописи: «Откуда есть пошла Русская земля…» Исторический рассказ начинается со времен Ноя и раздела земли между его сыновьями, далее – о происхождении славян, их расселении, основании и становлении Древнерусского государства, деятельности его князей.

Икона (в переводе с греч. яз. Означает «образ») – изображение Спасителя – Иисуса Христа, Богоматери – Девы Марии, святых. Перед иконой человек молится, т.е. обращается к тому, кто на ней изображён.

Житие – биография человека, причисленного Церковью к лику святых.

Мозаика – изображение, созданное из разноцветных камней или кусков цветного стекла (смальты), вдавленных в сырую штукатурку.

Фреска – роспись на стене (потолке, под сводами купола) водяными красками по сырой штукатурке.

Христианское мировоззрение – основа христианской культуры, смыслом которой являются – вера в вечную жизнь, исполнение евангельской заповеди Любви к Богу и ближнему своему, как к самому себе (милосердие, сострадание, Любовь к Родине, созидание, творчество).

Святые страстотерпцы Борис и Глеб – первые русские святые - князья, пострадавшие во время междоусобицы между сыновьями Владимира Великого, показавшие пример исполнения евангельской заповеди Любви к ближнему, не желавшие воевать против брата своего и принесшие себя в жертву.

Собор Святой Софии – построен в 1037 г. при Ярославе Мудром в Киеве в честь победы его над печенегами по примеру Святой Софии Константинопольской в византийском стиле. Стал главным собором Киева, при нём появилась школа, библиотека. Также Соборы Святой Софии были построены в Новгороде и Полоцке. Софийский собор в Новгороде сохранился до наших дней почти без изменений.

Золотые ворота – главные ворота, парадный въезд в город Киев, построенные при Ярославе Мудром. Гигантское сооружение из кирпича и камня (глубина прохода – 25 м). Над воротами – церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с золоченым куполом. Позднее, по примеру киевских, Золотые ворота построил в городе Владимире князь Андрей Боголюбский (как оборонительное сооружение и торжественный въезд в город, наверху также сооружена церковь, посвященная Богородице).

Десятинная Успенская церковь – каменный храм, построенный в Киеве князем Владимиром Великим, на строительство и содержание которого он отдавал десятую часть своих доходов (поэтому Десятинная), названный в честь Успения Пресвятой Богородицы (поэтому Успенская). В этой же церкви князь Владимир был похоронен, ещё раньше была похоронена его жена – Анна и перезахоронена его бабушка – великая княгиня Ольга. Храм был уничтожен монголо-татарами во время нашествия Батыя в 1240 г. с киевлянами, погибшими под его руинами.

Успенский собор во Владимире – выдающийся памятник русской архитектуры. Построен в 1158-1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского, который перенёс в этот собор чудотворную икону Богоматери, которую с тех пор стали называть Владимирской. В настоящее время собор пятиглавый, хотя по первоначальному плану он имел только одну главу. Внутреннее убранство храма, на сооружение которого князь Андрей Юрьевич выделил десятую часть своих доходов, сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. В 1408 году собор украсили фрески прославленных русских иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного.

Дмитриевский собор во Владимире – выдающийся памятник русской архитектуры. Построен в 1194-1197 гг. князем Всеволодом Большое Гнездо как дворцовый храм в честь своего покровителя святого Дмитрия Солунского. Собор знаменит своей белокаменной резьбой – декоративными изображениями людей и зверей, растительным орнаментом.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли – выдающийся памятник владимиро-суздальской архитектурной школы. Построен в 1165 г. при князе Андрее Боголюбском после гибели его любимого сына Изяслава, в память о нем. При сооружении церкви ее фасады украсили декоративными резными изображениями людей и зверей.


Владимирская икона Божией Матери была принесена на Русь из Византии и до 1155 года находилась в Киеве. В 1155 году князь Андрей Юрьевич Боголюбский, уезжая из Киева взял икону с собой В пути, немного не доехав до г. Владимира, везшие образ лошади стали. На этом месте князь Андрей Юрьевич по велелению Божией Матери, чудесным образом ему явившейся, поставил церковь Рождества Богородицы, дворец для себя и кельи для монахов. Вскоре поселение разрослось и получило название Боголюбово. Выстроив впоследствии во Владимире богатый храм (Успенский собор), князь перенес в него чудотворную икону, украсив её золотом, серебром, драгоценными каменьями и дорогим жемчугом. С этих пор эта икона Богоматери стала называться Владимирская. В 1395 году икону перенесли в Москву, что спасло город от нашествия Тамерлана. В 1480 году икону поместили в Успенском соборе Московского Кремля. Покровительству иконы приписывали спасение Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, а также отражение нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Святой преподобный Сергий Радонежский – основатель и игумен (настоятель) Свято-Троицкого монастыря под Москвой (сегодня это Свято-Троицкая Сергиева лавра), молитвенник за Землю Русскую, благословил князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем (Куликовскую).

Задонщина (Слово Софония Рязанца о битве на Куликовом Поле) – произведение древнерусской литературы конца конца XIV – начала XV вв., вместе со «Сказанием о Мамаевом побоище» и летописными повестями о Куликовской битве составляет цикл произведений, посвященный победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем Донским над войском Мамая на Куликовом поле (1380). Близок по идейному смыслу и поэтике к «Слову о полку Игореве».

Афанасий Никитин – тверской купец, путешественник, автор произведения (в стиле дневниковых записей) «Хождение за три моря», в котором описывает свое путешествие через Дербент и Баку сухим путем в Персию и потом в Индию. Путешествие продолжалось с 1466 по 1472 г. На обратном пути, не доезжая Смоленска, Афанасий Никитин умер. Весьма поучительно узнать и о тех трудностях, с которыми христианин Афанасий столкнулся в чужой стране. Конечно, не он первый мучительно искал способ сохранить свою веру среди иноверцев. Но именно его повествование – ценнейший европейский документ, являющий пример не только духовной стойкости, но также веротерпимости и умения отстоять свои взгляды. Его хожение включает множество сведений о староиндийской жизни, до сих пор не утративших своей ценности.

Московский Кремль – в 1156 г. по приказу князя Юрия Долгорукова был заложен город-крепость Москва, на территории современного Кремля были построены первые укрепления. В XIV в. Иван Калита отстраивает Москву. На территории Кремля были построены Успенский собор и другие храмы. В 1339 г. при Иване Калите построены стены и башни Кремля из дуба. При великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня. Город начинают называть «Москва белокаменная».

Во второй половине XV века, при Иване III Великом, началась коренная перестройка Московского Кремля. Первым начали строить новый Успенский собор на месте ветхого старого, для чего Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который воздвиг к 1479 году существующее здание собора по примеру Успенского собора во Владимире. В Москву были приглашены и другие итальянские зодчие – Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Фрязин. Под их руководством строится новый Великокняжеский дворец и обновляются кремлёвские храмы. С 1485 г. строятся и расширяются новые стены и башни Кремля из обожжённого кирпича. Площадь крепости была увеличена за счёт присоединения значительных территорий на северо-западе и достигла 27,5 га, а Кремль получил современные очертания неправильного треугольника. Кремль окончательно превратился в неприступную, окружённую водой со всех сторон крепость, обособленную от разросшегося к тому времени города.

Успенский собор Московского Кремля – первый каменный храм был построен при Иване Калите в 1326 г. Во второй половине XV века, при Иване III Великом, началась коренная перестройка Московского Кремля. Первым начали строить новый Успенский собор, ибо старый, построенный Иваном Калитою, к тому времени уже сильно обветшал. Строительство в 1471 году первоначально было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину, однако доведённое до сводов здание рухнуло в 1471 году при землетрясении. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который воздвиг к 1479 году новое здание собора по примеру Успенского собора во Владимире, существующее до сих пор.


Андрей Рублев –наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи начала XV века. В 1405 г., согласно летописи, вместе со знаменитым византийским иконописцем Феофаном Греком и Прохором-старцем расписывал Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к этому времени Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если ему поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный стиль. В 1420-х годах Андрей упоминается в третий раз: с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр – икону «Троицы». Причислен Русской православной церковью к лику преподобных святых.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!