Промежуточная аттестация по предмету «Литература». 6 класс.
Форма проведения: устный ответ по билету.
Проведение устного экзамена с использованием билетов является наиболее распространенной формой аттестации. Экзаменационные билеты составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе.
Экзаменационный материал отражает новые подходы, зафиксированные в указанном документе. Вопросы билетов включают теоретико-литературные термины и понятия, которые входят в соответствующий раздел стандарта.
Вопросы экзаменационных билетов базируются на литературном материале, который изучается в 6 классе.
Предлагаемые экзаменационные билеты направлены не только на проверку знаний за курс 6 класса, но и на выявление способности к практическому их применению, степени сформированности общих и специальных умений шестиклассников. Билеты разработаны с опорой на хронологический принцип.
Каждый билет включает в себя два задания: задание №1 содержит в себе вопрос, задание №2 – чтение стихотворения наизусть. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы в 6 классе, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразовательных учреждений. Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны таким образом, чтобы в нем были представлены художественные произведения разных писателей и эпох (при этом учитываются и родо - жанровые подходы). Каждый билет сбалансирован по уровню сложности проверяемого учебного материала.
Вопросы всех экзаменационных билетов в значительной мере традиционны: к ответам на эти вопросы поможет подготовиться материал учебника. Формулировки этих вопросов достаточно просты, не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в обобщенном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя.
В втором задании учащиеся должны выразительно прочитать наизусть стихотворение поэта 18-20 веков.
Критерии оценивания ответов обучающихся.
При оценке устного ответа по литературе учитывается глубина и прочность знаний, полученных в рамках литературного образования. В целях повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ ученика по следующим позициям:
– понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
– привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
– аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
– использование необходимых для ответа терминов и понятий;
– композиционная стройность ответа;
– умение выразительно читать наизусть;
– ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.
Отметка «5» ставится, если ученик ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.
Отметка «4» ставится, если ученик полноценно ответил на первый вопрос билета, допускал ошибки при чтении наизусть.
Отметка «3» ставится, если ученик допускал незначительные ошибки при изложении материала для ответа на задание №1, его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям, допускал ошибки при чтении наизусть.
Отметка «2» ставится, если ученик допускал грубые фактические ошибки или обнаружил незнание материала по двум вопросам билета.
Экзаменационная отметка выводится как среднее арифметическое из оценок, определяемых отдельно по каждому из двух заданий билета.
Список стихотворений для ответа на вопрос №2 билета
И.И. Дмитриев «Муха».
А.С. Пушкин «И.И. Пущину».
М.Ю. Лермонтов «Тучи».
А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…».
Е.А. Баратынский « Весна, весна! Как воздух чист!».
Д.С. Самойлов «Сороковые».
С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…».
Билет №1.
Устное народное творчество Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.
Чтение стихотворения наизусть. С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали…».
Билет №2.
Басня как эпический жанр литературы. Мораль. Аллегоричность басен, художественные особенности языка. И.И. Дмитриев, И.А. Крылов (на примере одной – двух басен).
А.С. Пушкин стихотворение «И.И. Пущину» наизусть.
Билет №3.
А.С.Пушкин «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и Кирилла Троекурова.
Чтение стихотворения наизусть. С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали».
Билет №4.
В.П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Нравственная проблематика произведения.
Чтение стихотворения наизусть. М. Ю. Лермонтов «Тучи».
Билет №5.
И.С. Тургенев. История создания цикла «Записки охотника». Фигура рассказчика.
А.А. Фет стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...».
Билет №6.
Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.
Чтение стихотворения наизусть. Д.С. Самойлов. «Сороковые».
Билет №7.
А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Разоблачение низкопоклонства и лицемерия в рассказе.
Чтение стихотворения наизусть. Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»».
Билет №8.
Пословицы, поговорки, загадки как малые жанры устного народного творчества.
А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Неповторимый мир добра, любви и красоты в произведении.
Билет №10.
Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе». Отражение исторических событий и народных идеалов в летописи.
Чтение басни наизусть. И.И. Дмитриев «Муха».
Билет №11.
И.С. Тургенев. Центральный рассказ цикла «Бежин луг». Образы детей: портреты, рассказы, духовный мир мальчиков.
Чтение стихотворения наизусть. М.Ю. Лермонтова «Тучи» .
Билет №12.
М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сравнительная характеристика Насти и Митраши.
Чтение стихотворения наизусть. Д.С. Самойлов. «Сороковые».
Билет №13.
В.Г. Распутин. «Уроки французского». Роль учительницы, Лидии Михайловны, в жизни мальчика.
Чтение стихотворения наизусть. А.С. Пушкин «И.И. Пущину».