ВАРИАНТ 2
Задание 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
М..хнатые сизые тучи словно ра(з/с)битая стая испуга(н,нн)ых птиц ни(з/с)ко несут..ся над морем. Пронзительный ре(з/с)кий ветер с океана (з/с)бивает их в тёмную сплошную массу а потом разрыва..т и меч..т громоздя в пр..чудливые очертания.
Поб..лело взволнова(н,нн)ое море зашумело (не)погодой. Тяж..лые воды с глухим рок..том быстро катят..ся в мглистую даль.(4) Ветер злобно б..ёт по их косматой поверхности д..леко ра(з/с)нося(3) солёные брызги. А (в)доль изорв. (н,нн)ого берега коло(с,сс)альным хребтом массивно поднимают..ся белые зу(б/п)чатые груды нагромождё(н,нн)ого на отмелях льда. Кажет..ся что (не)видимые богатыри в тяж..лой хватке накидали эти гиган..ские обломки.
Обрываясь крутыми уступами с пр..брежных высот к самому морю хмуро надв..гает..ся(2) др..мучий лес. Ветер гудит красно(коричневыми) стволами (не)(з/с)гибающихся сосен наклоня..т стройные ели качая их острыми в..рхушками и осыпая серебря(н,нн)ый снег с печально поникших зелёных ветвей.
2. Задание
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный разбор слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. Задание
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду
для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) косы заплете(н,нн)ы, законче(н,нн)ая дискуссия, спортсмены дисциплинирова(н,нн)ы
2) некоше(н,нн)ый луг, утопта(н,нн)ая тропинка, караси(н,нн)ые плавники
3) серебря(н,нн)ый браслет, грузди засоле(н,нн)ы, ко(н,нн)ый завод
4) выуче(н,нн)ый урок, разговоры открове(н,нн)ы, утеря(н,нн)ая расписка
4. Задание
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) увидеть (не)пременно, (не)навистная погода, (не) вычищенные с вечера туфли
2) (не)расчищенные сторожем дорожки, платье (не)сшито, (не)мамины туфли
3) (не)заглядывая в книгу, (не)умытое лицо, ничуть (не)дорог
4) с утра (не)здоровится, (не)обдуманное решение, поля (не)убраны
5. ЗаданиеПоставьте знак ударения в следующих словах.
Шарфы, полила, досуха, позвонишь.
6. Задание
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)С детства, со школьной скамьи человек постепенно привыкает к сочетанию слов: «любовь к Родине». (2)Осознаёт же существование этой любви в себе намного позже. (3)И только в зрелом возрасте приходит понимание, что именно и за что он любит.
(4)Конечно, чувство это сложное. (5)Оно включает любовь к родной культуре и истории, ко всему прошлому и будущему народа, ко всему, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит.
(6)Не вдаваясь в глубокие рассуждения, можно сказать, что на одном из первых мест в сложном чувстве любви к Родине находится любовь к родной природе, к тому, что наполняет сердце радостью и восторгом. (7)И где бы ни жил человек, природа родного края дорога и близка ему.
(8)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (9)Казалось бы, что любить в тундре? (10)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет своей тундры ни на какие там южные красоты.
(11)Одним словом, кому мила степь, кому — горы, кому — морское, пропахшее рыбой побережье, а кому — родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко Рязани…
(12)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (13)Они настолько разнообразны, что охватить все просто невозможно. (14)Их тысячи и тысячи.
(15)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное в целом свете.
(16)Конечно, чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно воспитано литературой, живописью, музыкой. (17)Деятели искусства очень любили родную землю, хранили её богатства, передавали свою любовь нам.
7. Задание Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) в зрелом возрасте 2) очень любили 3) чувство любви 4) человек привыкает
8. Задание Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
9. Задание Определите тип односоставного предложения 12. Запишите ответ.
10. ЗаданиеСреди предложений 2−4 найдите предложение с вводным словом, выпишите это предложение. Подберите к вводному слову синоним, запишите этот синоним.
11 Задание Среди предложений 6−8 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
12. Задание 1
Среди предложений 14−16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
13. Задание
Среди предложений 15−17 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
. Запишите это предложение
14. Задание
В предложениях 10−12 найдите слово с лексическим значением «отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь, что-нибудь». Выпишите это слово.